Вы тут

Как в новой цифровой реальности бабушкам и дедушкам находить общий язык с внуками?


Как в новой цифровой реальности бабушкам и дедушкам находить общий язык с внуками и оставаться для них опорой и поддержкой?

Меняется мир, меняются и наши отношения с людьми, в том числе самыми близкими. Создают ли информационные технологии проблемы в общении современных бабушек и дедушек с их внуками? Почему пожилым людям важно осваивать ИТ и идти в ногу со временем? Кто успешнее обучает пожилых обращению с компьютером и гаджетами — их ровесники или молодёжь? Обо всём этом наш разговор с психологом Татьяной Илюкович.


Есть точка зрения: бабушки и дедушки традиционно понимают внуков лучше, чем родители. Согласны ли вы с этим?

Дети наиболее привязаны к тем, кто о них заботится и обеспечивает выживание. Повышенная тревожность, безразличие, недостаток внимания приводят к конфликтам, манипуляциям, вредят общению взрослых с детьми. Распространённая точка зрения о большем понимании и привязанности внуков к бабушкам-дедушкам объясняется тем, что в нашей культуре родители часто слишком заняты, чтобы уделить достаточно времени сыновьям и дочерям.

Коммуникации бабушек-дедушек и внуков во многом зависят от тех традиций во взаимоотношениях, которые закладывались в семье. Это вечная проблема. Если между разными поколениями существуют уважение, понимание, участие, доброжелательное общение, сформированы здоровые семейные традиции, нередко именно бабушки и дедушки сообщают простые правила взаимодействия с миром. Сам по себе факт рождения внуков не означает, что вы стали бабушкой или дедушкой. Нужно приложить усилия и «вырастить» себя для этой новой социальной роли.

Информационные технологии, компьютерная культура, гаджеты, виртуальная реальность, на ваш взгляд, углубили непонимание между бабушками-дедушками и внуками?

— Внуками впервые можно обзавестись в 40-60 лет. Большинство современников этого возраста работают, вовлечены в общественную жизнь, свободно обращаются с гаджетами. Так что у молодых бабушек и дедушек редко возникают конфликты с внуками из-за своих технологического отставания и «дремучести». Тем, кто старше 60, сложнее освоить информационные технологии. С годами мозг снабжается кислородом не так активно, как раньше. Если пользоваться только багажом прошлых знаний, новые нейронные связи не образуются. В результате ухудшаются процессы восприятия, мышления, пропадает интерес к жизни, нарушается социализация, снижается способность к обучению. У пожилых и старых людей нередко нарушается работа нервной системы, это может негативно сказаться и на психическом здоровье. Они становятся более осторожными, эгоцентричными, консервативными, им сложнее адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Новые технологии порой вызывают у них ощущение собственной беспомощности, снижают самооценку и, как следствие, ведут к агрессии, отрицанию прогресса. Безусловно, всё это отражается на качестве коммуникаций с внуками. Бабушки и дедушки часто раздражаются, не понимая, почему дети, подростки, молодёжь столько времени проводят, уткнувшись в смартфон. Такое поведение не укладывается в их устоявшуюся картину мира, принципиально отличаясь от их опыта. Им сложно порой понять, что гаджеты — ещё один инструмент познания мира, а интернет нередко компенсирует внукам тот дефицит живого общения, который они ощущают в реальной жизни.

— То есть заинтересованные в сохранении добрых отношений с внуками бабушки и дедушки должны прилагать усилия и осваивать информационные технологии?

— Безусловно. И не только по этой причине. Для профилактики деменции, сохранения психического здоровья, полноценного общения мозгу обязательно нужно давать постоянную когнитивную нагрузку: изучать новый язык, заниматься творчеством, осваивать новые профессии. Чтобы пожилым захотелось овладеть новыми информационно-комуникативными технологиями, важно показать их преимущества: как, не выходя из дома, заказать доставку продуктов или лекарств, оплатить коммунальные услуги и т. д. Очень важная мотивация для освоения гаджетов — научиться говорить с внуками на одном языке, быть в курсе того, какую информацию они потребляют. Виртуальная реальность несёт ряд опасностей. Дети и подростки, например, любят видеоблоги. Но среди них есть очень вредные (например, блоги-«забивы»), расшатывающие социальные установки, травмирующие неокрепшую психику. Продвинутым бабушкам и дедушкам проще отслеживать, чем насыщаются их внуки; они могут вместе обсудить увиденное, объяснить, что «такое хорошо и что такое плохо», чему стоит верить, а чему — нет. Стоит интересоваться играми, в которые играют внуки, соцсетями, мессенджерами, в которых можно создать семейный чат, иными возможностями виртуального пространства.

— Кто успешнее обучает пожилых новому — сверстники или внуки?

— На этот счёт есть разные мнения. Ряд специалистов считают более эффективным способ, когда равный обучает равного. В европейских университетах третьего возраста преподают преимущественно ровесники пожилых «учеников». Аргументы в пользу такого подхода — представители одного поколения лучше понимают друг друга, поскольку у них общий опыт, ценности. Продвинутые ровесники-наставники — сами по себе стимул для того, чтобы верить: возраст — не помеха для овладения новыми знаниями и навыками, при желании всё получится. Но с другой стороны, у некоторых слушателей рядом с педагогом-сверстником включается «внутренний критик», который тормозит обучение. Часто сами пожилые признаются, что предпочитают иметь дело с молодыми: они лучше объясняют, заряжают энергией, энтузиазмом, легче относятся к ошибкам. Сопротивления меньше, а обучение идёт веселее и быстрее.

— Какие особенности отличают поколение современных внуков? Что важно понимать о них, чтобы правильно, продуктивно выстраивать отношения?

— Есть интересная теория поколений, которую сформулировали в начале 1990-х американцы Уильям Штраус и Нил Хау. Согласно ей, современные внуки относятся к поколениям Y (интернет-поколение, миллениалы), Z (2000-2009) и Альфа (2010-2024).

Остановлюсь на поколении Альфа, на которое в силу возраста ещё можно влиять и помогать гармонично формироваться. Альфа — это супер-дети: они рождаются с гаджетами в руках, живут в цифровом мире. Точной информации о них крайне мало, но замечено, что они проявляют повышенный интерес к самообразованию, берут знания отовсюду. Группа белорусских психологов в течение трёх лет наблюдала за детьми младшего школьного возраста (6-10 лет), изучала влияние цифровых технологий на их поведение и представление о себе. Некоторые открытия оказались не очень приятны. Например, мы обнаружили у детей «провалы» в формировании социальных отношений «Я + семья» и «Я + друзья». Похоже, им хочется полнее ощущать себя сыновьями и дочерьми, получать и дарить другим больше заботы, внимания, участия. В ответах детей ощущается скрытая тоска по глубоким отношениям с родителями. И хотя в нашей культуре семья — большая ценность, у детей почему-то не формируется ясного представления, как быть сыном или дочерью, сестрой или братом, внуком или внучкой. Ясно, что отношения «человек — машина», «человек — техника» развиваются стремительнее, нежели «человек — человек».

— Какой вывод из этого должны сделать взрослые? Чему нужно уделить особое внимание, чтобы поколение Альфа стало не только умным, но ещё и добрым и счастливым?

— Семья важнее гаджетов, а настоящий, реальный друг — важнее виртуального. Нужно активнее пропагандировать семейные, общечеловеческие ценности. Прежде всего, это миссия родителей. Но и бабушки с дедушками — отличные помощники и наставники. Неподдельное внимание к родственникам и друзьям, интерес, забота о них, умение конструктивно решать конфликты и не разрывать отношения, радоваться и горевать как в одиночестве, так и вместе с другими — это очень важные уроки, которые могут и должны преподать Альфа-поколению члены семьи.

Обязательно нужно организовывать с ними игры, в которых требуются реальные знания, умения, навыки. Можно организовать соревнование с призами, вознаграждением, легко научить ребёнка готовить, мастерить, убирать. Во время игр, совместной деятельности бабушки, дедушки сближаются с внуками, лучше понимают друг друга. Современных детей и подростков нужно чаще вывозить на природу. Даже малышей важно брать с собой на пикники, в гости, чтобы с раннего детства дети насыщались эмоциональными впечатлениями получали разнообразный сенсорный и социальный опыт. Пение птиц, дуновение ветра, аромат цветов, вкус ягод, сорванных в лесу, совместное чаепитие в саду со смехом и шутками — всё это необходимо для полноценного развития детей.

— Западные бабушки зачастую заняты своей жизнью, не посвящают столько времени внукам, как наши. Это объясняется разницей менталитетов, традиций, культур или мы просто несколько отстаём от них в общем развитии межличностных, семейных отношений?

— На мой взгляд, у нас разные культурные традиции. Наше общество психологически менее зрелое, чем западное. Зрелость предполагает понимание: другой человек вправе распоряжаться жизнью по своему усмотрению. На Западе гораздо бОльшая степень и личностной свободы, и ответственности за себя, за свои поступки. В нашей культуре ко взрослым нередко относятся как к подросткам, за которыми нужно приглядывать и опекать. Этот сверхконтроль пронизывает все стороны нашего бытия, в том числе семейные отношения. Многие родители психологически незрелы, и поэтому к воспитанию внуков активно подключается ответственное поколение бабушек-дедушек. А как иначе — это же дети их детей!

Из-за этого нашим бабушкам (зачастую именно им как более активным) часто не хватает времени на себя. Думаю, постепенно мы созреем до западной модели отношений, но для этого нужно пройти через нормативные кризисы.

А у нас, к сожалению, очень много ещё и ненормативных кризисов, которые отбрасывают нацию на пути взросления на прежние, ранние стадии, когда мы вынуждены заботиться о безопасности — базовом условии, с которого начинается взросление. Было бы меньше внешних потрясений, мы бы изменились быстрее, меньше бы опекали детей и внуков, не навязывали бы им свои представления и установки, давали бы больше свободы.

Беседовала Ольга Поклонская

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.