Вы тут

Раиса Дейкун. Полевики и полешуки (рассказ)


Из картошки в воскресенье

Мама испекла печенье!

Арсений ТАРКОВСКИЙ

Полевики приезжали в этот поселок на заготовку леса из соседнего района зимой, когда снег хорошо и плотно закрывал землю и скрипел под ногами.
Почему сюда? И почему зимой? Да потому, что поселок находился в лесу и в нем располагалось лесничество. Оно, в лице лесничего, заранее договаривалось с дворами о постое полевиков. Оплата была дровами-обрезками, которые под конец сезона заготовщики (по выписке лесничества) привозили хозяевам с лесных делянок, отведенных под вырубку-трелевку. Тем, кто соглашался держать квартирантов в своих избах, лесничество шло навстречу и при выписке делового леса — для строительства жилья или других каких нужд.
А почему зимой? Так известно же, что от весны до глубокой осени и, как говорят, от темна и до темна деревенский люд занят на земле. А еще добавьте сюда дороги-летники. Той же весной или осенью, бывало, и не поткнешься в лес на телеге или машине — в колеинах-выбоинах аж переливается через край застоявшаяся вода. Потому и ждали зимника.

*  * *
—    Ну что, будем брать на постой полевиков? — спросил Василий Прохоров жену Татьяну, прибежав из конторы на обед.
—    А как же. Чего не взять? Разве лишние дрова помешают? Да и где они, лишние? Ты же из своей конторы только арифмометр можешь принести, да и тот после отчета назад понесешь, — ответила та, расторопно подавая мужу обед.
Их младшие дети — четырехлетняя Даринка и шестилетний Сашка, которого вслед за матерью все звали в семье Шурка, носившиеся до этого по избе, играя в прятки, на это время загонялись на печь — чтобы не путались у отца под ногами. У того всегда было мало времени. Трусцой он прибегал на обед и быстро возвращался назад. Бывало, что не успевал толком пообедать, как уже начинал звонитьзаливаться телефон-селектор, и отец срывался из-за стола к нему, а потом — из дому. Он работал дорожным мастером на железной дороге, ходил в черной форме с блестящими пуговицами, фуражке с кокардой, и его дети, включая старших, очень гордились им. А арифмометр он приносил из конторы раз в месяц, когда вечерами делал отчет в дистанцию, что находилась в Гомеле.
—    Ну хорошо, тогда я скажу лесничему, чтобы внес нас в списки, а заодно и про выписку леса договорюсь. Будем со старшими хлопцами дом перестраивать: из сеней хорошая кухня получится, печь туда перенесем, веранду пристроим. Детвора наша уже не помещается в этих «хоромах», — говоря все это и одновременно ополаскивая под умывальником руки, Василий разогнулся и обратился к своей малышне на печи: — Ну что, конопляники, будем строиться-расширяться?
—    Будем, папочка, будем! — в один голос отозвались-прощебетали с печи
«конопляники».
—    Значит, решили! Пускаем квартирантов на этот сезон, а там видно будет,— подвел черту под разговором хозяин, приступая к еде.
Быстро управившись с наваристым рассольником с мясом и сушеными грибами, Василий приступил к бабке, запеченной в глиняном горшке. К бабке жена подала ему небольшую глубокую мисочку сметаны. На десерт, который назывался в семье третье, были компот из сухофруктов-дичек и пышные, сдобные, желтые от домашних яиц, пахучие и очень вкусные коржики. Плотно поев, Василий поблагодарил жену и подошел к печке: малышня в момент очутилась на припечке-ступеньке, а с нее — в родных отцовских объятиях. Подержав каждого на руках, подкинув (одного за другим) к потолку, а затем поцеловав обоих где-то за ушами, отец опустил своих гавриков на лавку за столом, схватил с самодельной вешалки фуражку и через минуту уже бежал рысью по улице в сторону переезда. За ним находилась длинная деревянная казарма, в которой кроме квартир путейцев размещалась еще и «контора». За хозяином наступала очередь обедать хозяйке с младшими детьми. Позже — старших детей, когда те придут из школы, что находилась на другом конце поселка и другого края леса.
—    Мама, а мама, а кто это такие — полевики? — Шурка задал этот вопрос с полным ртом бабки.
Мать, оторвавшись от еды, посмотрела на сына и, на минуту задумавшись, коротко ответила:
—    А это те, что живут в полях.
—    А мы кто? — тут же последовал новый вопрос.
—    А мы — полешуки.
—    А почему полешуки?
—    А потому, что живем в лесу.
—    А почему мы живем в лесу, а они в полях?
—    Так получилось. Нужно же и там кому-то жить. Земля не должна пустовать.
—    А вы нам расскажете о полевиках и полешуках? (В семье Прохоровых к родителям дети обращались на «вы».)
—    Расскажу, как спать ложиться будете.
—    А когда к нам приедут полевики? А где они будут спать? А на чем они приедут? А что они привезут с собой? А почему… — вопросы сыпались один за другим.
—    Ну, хватит уже гдекать и почемукать, кушайте, детки, и мне дайте спокойно поесть. Я же сказала, что на ночь расскажу вам и про тех, и про других, — сразу остановила мать малышей. — Мне вон нужно печь с запечком готовить для короедов. Вы же так их замусолили, что стыдно будет перед людьми.
—    Каких короедов? Жуков? А почему печь, а мы куда? — закричали дети в один голос, забыв даже про сладкие коржики.
—    А божечки ж мой родненький, вы же хоть чужим людям такого не скажите, потому что короедами дразнят полевиков. А спать вы будете там, где спали, — в спальне на своих кроватях.
В тот день малыши не могли дождаться вечера. То обычно спать их не загонишь — ни в какую, а то не переставали теребить материн подол: «Мам, а мам! Давайте быстрее, вы же сами сказали, что расскажете нам о полевикахкороедах». Та, чтобы быстрее отцепиться от детворы, вынуждена была все бросить и отправиться с ними в спальню. Присев на краешек самодельной деревянной кровати дочери, подоткнув перед этим одеяла под бока обоих детей, Татьяна не спеша, видно, вспоминая, начала рассказывать…
«Жили-были отец с матерью. И было у них двенадцать сыновей-богатырей. Жили они посреди огромного леса, в котором была большая поляна…»
—    А лес был такой, как наше Будище, где мы желуди собираем на сдачу? — тут же включился в рассказ матери Шурка.
—    А поляна такая, как у нас за огородом? — высунула голову из-под одеяла Даринка.
—    А… — Шурка не успел задать новый вопрос, его перебила мать:
—    Если и дальше вы будете акать и перебивать, так возьму и пойду на кухню, я еще не все дела там поделала из-за вас, голубочки мои. У меня там еще и конь не валялся.
Малыши притихли, как мыши под веником. Татьяна продолжила свой рассказ…
«Жили те люди тихо, мирно, в согласии. Всем заправлял отец. Он сидел на завалинке большой избы и говорил, что кому делать. Сыновья его охотились в лесу на дичь, птицу; помогали матери вести хозяйство. Со временем парни те взяли и поженились. У них родились свои дети. Большенная семейка образовалась. Но, как и раньше, все слушались отца, и все было хорошо.
Но вот отец неожиданно помер. А известно же, как говорит ваш отец: без команды войско гинет. Так и здесь получилось: начали жены тех братьевбогатырей доказывать одна одной — которая из них более расторопная да умная, а которая — неряха-нетюпаха. Крик-гвалт стоит в том лесу — хоть беги и прячься.
Посмотрели братья, посмотрели на такой беспорядок и решили, что надо бы им всем разделиться и жить своими хороводами. Взялись они за дел-передел. Делили-делили, кое-как растянули отцовское добро по углам, каждый в свой закуток, а ту поляну-землю никак не могут разделить. Переругались все — в дым! Даже передрались, стали врагами. Косятся один на одного: и старые, и малые. Не жизнь стала, мука-мученическая.
Насмотрелись на этот непорядок младшие два брата и решили отправиться по миру: поискать другую поляну. Стянули в кучу все свое добро, забрали своих жен и детей и отправились в дорогу.
А в ту пору у людей не было ни машин, ни поездов, ни даже возов. Это же мы живем — анигадки себе и в ус не дуем: тут тебе под носом паровоз бегает-чухкает, над головой самолеты-вертолеты летают-мелькают тудасюда, а о машинах разных так я уже и молчу. Так вот, у братьев тех были только огромные сани-лаги да волы. Те лаги были сделаны из дубов: крепчайшие, но очень тяжелые, даже для волов. Потянули-потянули они нагруженные добром всяким, да еще женами с детьми, сани по корням да по пням, а то и по песку кое-где, и встали как вкопанные. Что ты будешь делать?
Почесали затылки братья и додумались подложить под те полозья-лаги круглые колодки. Попробовали, получилось очень ловко. Они тогда еще раз,   и еще давай подкладывать те колодки. Но и это дело оказалось очень уж тяжелым. Вспотели братья, устали. Отдохнули они немного и давай снова чесать затылки: если уж придумали такое, так, может, что-то еще надо придумать, чтобы легче стало?
И что бы вы думали? Додумались они продырявить в тех колодках отверстия посередине, а в них вставить по бревну, без коры. Это для того, чтобы крутились те колодки вокруг скользкого бревна. Взяли да еще жиром звериным смазали в середине те дырки. А чтобы колодки не соскакивали при езде — позабивали палки с двух сторон. Попробовали свои приспособления и… ого-го-шеньки! — как обрадовались! Это же они придумали первые каткиколеса! Веселей пошло дело. Мужчины заскочили уже и сами на возы и чешут себе, как паны. И волам не так тяжело.
Ехали братья, ехали и к реке большой приехали. А как же через нее перескочить, переправиться? Да еще и с таким грузом: у них же кроме жен и детей утварь была, какая-никакая живность. Сели братья на берегу реки, пока их жены еду готовили, стали снова чесать свои затылки. А та река глубокая-преглубокая, дна не видно, ее не перейдешь, не переедешь на санях, хоть они на колесах уже. И увидели братья, что плывут по реке целые деревья, сбившись в кучу. Сметливые были наши герои. Они мигом скумекали, что надо делать. Взяли и привязали те деревья-колоды одно к одному и получили большущий плот. Вот тебе и переправа! На том плоту и переправились братья вместе со всем своим добром на другой берег.
А там — ужас! Стоит лес густой-прегустой! Глухомань. Пальца, и того не просунуть, ногой — не ступить, возом — не проехать. Начали братья через него пробиваться. Валят деревья так, что щепки летят во все стороны, один день, второй. А лесу тому и конца-края не видать. Устали оба — попадали на земельку, лежат. Отдыхают. Вот один другому и говорит:
—    Дорогой мой братик, натеребился я уже этого леса вдоволь. Не век же мне его теребить. Наверное, я здесь останусь со своей семейкой. Коли хочешь, и ты оставайся — леса всем хватит. Будем с тобой полешуками. Вон сколько дичи да птах разных здесь водится, не умрем с  голоду.
—    Нет, — отвечает ему другой брат. Я хочу свет в лесу увидеть, на земле работать. Поеду дальше.
Расстались братья: обнялись, расцеловались, как ведется, на дорожку. Остался один брат в лесу на тех просеках, а другой дальше двинул. Стал он уже один пробиваться из того заповедного леса. Долго или коротко он сек просеки, строил переправы, но всякому делу бывает конец. Так и тот братбогатырь, наконец, выбрался на прогалины да огромные поляны, которые  не люди делали, а природа-матушка. Решил тогда этот брат осесть в тех местах. Начал он их обрабатывать: земельку ту пахать да рожь на ней засевать. Ну, и к ней всякое-разное — овощи, одним словом. И стал этот брат с того времени и весь его род прозываться полевиками.
Так с тех давних давен и повелось: людей, что осели в лесу, прозвали полешуками, а тех, что осели в полях, — полевиками. И сейчас они живут все по своим местам, ездят один к другому в гости и делятся тем, что у кого есть. У полевиков вот нет своего леса, так они едут заготавливать его к нам, потому что у нас он начинается за огородом…»
—    Ну все, детки, спите себе с Богом, а я побегу еще по хозяйству управляться, — закончила свой рассказ Татьяна и, увидев, что ее малые непоседы уже устали слушать, перекрестила детей и направилась из спальни.
—    А откуда вы, мама, знаете про полевиков и полешуков? — Шурка поднял голову от подушки, его сестра уже несколько минут тихонько посапывала. У малышки не хватило сил дослушать мать.
—    Так нам, малым, наша мать, а ваша баба Анна рассказывала. А ей — ее мать, прабабка ваша — Марфа.
—    А почему полевиков дразнят короедами? — донеслось ей вслед.
—    Вот  же  Господи!  И  не  забыл,  видишь,  малый  уедник.  Потом  какнибудь расскажу, спи уже…
Полевики-короеды приехали где-то через неделю. Вначале по улице пронеслась новость, что «короеды» уже находятся около конторы лесничества, там они получают наряды и фамилии хозяев, давших согласие на их поселение к себе в избы. Позже дети первыми увидели в начале улицы целый конный обоз. Пары лошадей разной масти были запряжены в кары — длинные, с огромными рассоединенными полозьями сани. Такими санями обычно люди вывозили из лесу стволы огромных деревьев. Когда сани приблизились, женщины и дети увидали, что они нагружены до половины сеном, а наверху сидят по двое мужиков в огромных тулупах и шапках-ушанках. Они громко выкрикивали фамилии хозяев и, получив утвердительный ответ, исчезали во дворах соседей.
Вместе с матерью Шурка встречал на улице «свою пару короедов». Отец был где-то на перегоне — там от мороза лопнул рельс, и он вместе с рабочими-путейцами менял его. Даринка оставалась в избе и не отходила от окон. Чтобы она не плакала, что ее не взяли с собой встречать полевиков (стоял добрый мороз), девчушке наобещали всяких гостинцев. А Шурка даже дал честное слово, что расскажет ей «все на свете про тех короедов» и не будет больше ей давать болезненных щелчков по лбу, а когда будут играть в прятки, так не станет ее пугать, выскакивая внезапно из своих укромных местечек.
Загодя открыв вместе с матерью ворота во двор и закрыв в конуре собаку Шарика (тот на дух не переносил никого чужого во дворе и мог цапнуть, чего доброго, за ноги тех полевиков), мальчишка не мог дождаться — когда же они уже заедут во двор и их можно будет хорошо рассмотреть. Ну, наконец: последняя пара лошадей, управляемая одним из мужиков, направилась прямо в их ворота. Мать, поздоровавшись с незнакомыми людьми, стала показывать, куда поставить лошадей, а куда скинуть сено. Коней завели в сарай, где стояла до этого корова Лыска. Ее переселили к телке Рябке, за перегородку. Сено перекидали с саней к стене свиного сарайчика.
«Вот хорошо, свиньям теплее будет, а то мороз аж трещит», — подумала про себя Татьяна.
Под сеном на санях оказались мешки с овсом для коней и еще чем-то. Овес хозяйка показала занести в сарай-одрину. Его мужики тут же отсыпали в фанерную коробку и высыпали зерно лошадям в корыто, потом отнесли пару вилошников сена в ясли.
—    Хозяйка, а куда  нести наш провиант? — обратился к Татьяне один  из них.
—    Так в сени несите, люди добрые, пока что, а там разберемся. Шурка, сынок, открывай двери, — наказала мать мальчишке, а сама тем временем закрывала засовы на дверях одрины и сарая со скотиной — своей и чужой.
Идя за Шуриком, мужики позаносили в сени мешки. В одном из них находилась картошка, в другом — крупа, мука, лук и сало. (Это Шурка подслушал, когда один из полевиков говорил матери, что где находится, потому что ей предстояло готовить им еду.)
Когда уже хорошо стемнело, с работы прибежал хозяин. Он тут же познакомился с гостями: темноволосого звали Филипп, а русого — Прокофий. Были они двоюродными братьями. Лес заготавливать приехали от своего колхоза, который взялся строить-расширять новые корпуса фермы. Взрослые  перекинулись  еще  кое-какими  вопросами-ответами,  и  Василий, переодевшись, побежал смотреть, как что прибрано в его сараях и на подворье.   К этому времени мужики немного освоились в избе: свои кожухи они отнесли на печь и в запечек, валенки (сняв с них бахилы) позасовывали в печурки, сами переобулись в самодельные бурки. Мешок с картошкой, отобрав немного на печёники (чтобы испечь ее в печке-голландке на ужин и назавтра с собой в лес), вместе с хозяйкой они укрыли старым тряпьем, чтобы не замерзла, в сенях было холодно. Из другого мешка взяли кое-что в избу.
Старшие дети хозяев в это время в чистой половине избы при большой лампе учили уроки. Младшие же — Шурка с Даринкой, крутились возле матери. Им очень хотелось ближе познакомиться с полевиками-короедами. Особенно мальчишке. Ему не давал покоя вопрос: «Почему эти люди короеды?» Да и деваться детям было некуда: их же обычное место нахождения зимой за дымоходом на печи и широком полку за печью было занято чужими людьми. Теперь им туда и не сунуться несколько недель. Правда, мать сказала малышне, что днем, когда короеды поедут в лес, печь снова будет в их распоряжении.
Дождавшись печеников, Филипп и Прокофий сели к столу на кухне. Из небольшого полотняного мешочка они вынули добрый кусок сала, из другого — какую-то плоскую хлебину-блин. Отломив по куску от того блина, Прокофий протянул его детям:
—    Ну что, малые короеды, опреснока попробовать хотите? Те зыркнули сначала на мужиков, а потом на мать:
«Унё? Почему это они — короеды? И можно ли брать тот блин, опреснок какой-то?» — молча спросили они. Получив ее кивок: «можно» — несмело взяли те куски. Начали есть. «Нет, что-то не то, к чему они привыкли, но есть можно. В их поселке была своя леспромхозовская пекарня. Там пекли большие, пахучие,  по целому  килограмму,  буханки  кирзового,  как  его  называли в поселке, ржаного хлеба. Стоил  он четырнадцать  копеек  за буханку.  А еще по железной дороге в деревянных ящиках железнодорожникам — путейцам местного околотка и станционным специалистам, привозили два раза в неделю хлеб черный, серый и белый. Прямо из Гомеля! Этот хлеб, все три вида, был намного вкуснее. Особенно теплая корочка. Магазинный же! А здесь какой-то самодельный, суховатый опреснок», — читалось на лицах обоих детей.
Увидав, что ее малые вредники крутят носами от того гостинца, Татьяна поналивала им по кружке молока. Еда пошла веселее.
—    А почему мы короеды? Это же вас зовут короедами. А вы что, кору едите? А что это у вас за опреснок такой, он из коры? А из какой? — выбрав момент, когда мать выскочила на двор, забросал вопросами мужиков Шурка. Те, едва не подавившись, глянули один на другого и громко  рассмеялись.
—    Вы короеды, потому что, как те жуки-короеды, жуете-точите все подряд. А опреснок у нас не из коры, а из ржаной муки, из пресного теста. Это хлеб такой. Он долго лежит, не плесневеет. А нам же вон сколько долго тут   у вас быть: когда и где мы того магазинного хлеба наберемся? Мы же темно  в лес будем ехать и темно приезжать, — рассказывал детям тот, что звался Филиппом. Даринка с Шуркой сидели на маленьких табуретках и внимательно его слушали, забыв про недоеденные опресноки.
—    Так значит, нас тут зовут короедами? А знаете почему? — в разговор включился старший на вид Прокофий.
Дети вместе замахали головами: «Нет! Не знаем!»
—    Тогда слушайте, — развернулся от стола Прокофий. — Лес мы будем трелевать с корой. Так? Так. Взвешивать и мерять нам его будут от нитки и до нитки. С корой. А это же сколько лишних килограммов, а нашему колхозу лишние деньги-копейки платить? В школу еще не ходите? Ну так когда пойдете, так посчитаете. Так что кору с деревьев мы будем очищать прямо в лесу по этой причине. А еще и потому, что под ней через год-другой шашель заведется и будет себе потихоньку точить те коровники или избы. Они от этого быстро струхлявеют, и что тогда? Снова стройся? Так что заготовленный лес повезем домой чистый. А что до коры, что мы ее едим, так во время войны все ее попробовали: и полевики, и полешуки. И мне довелось, потому что я уже был в ту проклятую войну на белом свете. Слава Богу, вы не знаете, что это такое, так и не дай Бог, чтобы узнали…
Полевики, убрав за собой со стола, пошли укладываться спать: старший, кряхтя, залез на печь, младший занял полок. Они были утомлены, с дороги же, да и завтра вставать им нужно было раным-раненько. Вскоре с печи и запечья раздался мерный храп. Малыши молча сидели на своих табуретках около закрытой печки, ждали со двора родителей. А вот и они, наконец!
—    А что это вы принишкли? Может, вытворили уже что? Какую шкоду сделали, признавайтесь, — мать подступилась к детям.
—    Да нет, мама, мы ее не делали, мы только узнавали: почему полевиков называют короедами, — за себя и за сестру ответил Шурка.
—    Что? — мать от неожиданности перешла на шепот. — Как вы это сделали? Вот же чемер несусветная: куда ни посей — так взойдет. Что мне, бедной, с вами делать? Из-за вас стыдно будет людям в глаза смотреть. А ну, упекники, рассказывайте, как что было.
Назавтра, еще до рассвета, взрослые были уже на ногах: пока хозяин задавал корм своей скотине, постояльцы управлялись возле лошадей и саней, готовя их на целый день в лес. Татьяна тем временем сноровисто крутилась у печи. Филиппа и Прокофия, когда они зашли в избу, ждали большие тарелки пахучего, с зажаркой, супа, который по-местному назывался бульон, и добрая горка учиненных оладий с кружками молока.
—    Ого-го, хозяюшка! Так мы же так не договаривались: нам и бульона хватит, а с собой сала возьмем да по опресноку с печениками. Ребятне своей молоко оставьте, — запротестовали чуть ли не в один голос мужики.
—    Да нет,  дороженькие,  вы  же  ни  ног,  ни  пилы  той  не  потянете. А целый день на морозе гакать топорами, это же сколько силы надо? И слушать не хочу вас. А что касается ребятни, так хватит и им, живы будут! Наша Лыска недавно отелилась. Им, слава Богу, не привелось пережить того, что вам, бедолагам, да нам — старшим. Садитесь, кушайте на здоровье, и с собой оладий возьмете и хлеба нашего вот по ломтю, — горячо   и от всего сердца предложила Татьяна. Ее поддержал и хозяин, который зашел в избу.
Филипп с Прокофием больше не стали отнекиваться от предложенного. Поблагодарив хозяев за «приязнь и ласку», плотно поев и взяв с собой еду, они направились на свой промысел.

Так побежали день за днем. Когда уже хорошо вечерело, с конца улицы, что тянулась в сторону леса, показывалась одна пара лошадей за другой.      И кони, и люди были очень уставшими, едва тянулись — одни в теплый сарай, другие — в еще более теплую избу. У Прохоровых лошадей ждало в кормушках-яслях сено и в деревянном корыте овес, людей — чугун теплой воды для ног и вкусный ужин, не говоря уже о натопленной печи с чистыми постилками.
Татьяна «своим короедам» (кроме оговоренного бульона утром и печеников на ужин) каждый день готовила что-то вкусное: то жаркое из картошки   и к нему подсунет миску засоленных в бочках огурцов с капустой; то картофельные котлеты-парамоники подаст со сметаной мужикам; то драники со здором или жареным салом и луком; то кашу на молоке; то вместо опостылевшего (чего греха таить) бульона возьмет да наварит борща или рассольника с грибами. (Слава Богу, за лето сама с детьми натаскала-насушила тех грибов полные фанерные бочечки, что сохранялись в огромном деревянном сундукеларе.) А в лес постояльцам к их своему, не очень богатому пайку-наедку она выделяла полторачку (полуторалитровую бутылку) молока и к ней добавляла краюхи хлеба, намазанные черным (черничным) вареньем — «на закуску».
Филипп с Прокофием, благодарные за такую, как они говорили, «приязнь» хозяев (которой, они знали от других заготовителей леса, те не получали от своих, кроме простейшего бульона и спанья на печи), отвечали им тем же. Каждый вечер меньшие дети, которые не могли дождаться своих постояльцев из лесу, получали от них гостинцы: «зайчиков хлеб», букет (уцелевшего непонятным образом во всей красе) бересклета, целые вязанки кистей рябины с терпковатыми кисло-сладкими ягодами, ветки сосны, облепленные шишками…
Увидав  рисунки и поделки, вырезанные из фанеры лобзиком  средним   из сыновей хозяев — Матвеем, они нередко привозили ему из лесу разные замысловатые выворотни, из которых способный парень делал причудливые сказочные существа.
Хозяева тоже были довольны своими, такими отзывчивыми, как и они сами, квартирантами. Ни одного разу, пока находились на постое, те не приехали из лесу с пустыми санями — на них всегда что-то лежало: то дубовые чурки — для скамеек во дворе; то березовые жердочки — городить забор;   то из крушины ровные палки — на вилочники; а то просто палочки и колочки — хозяйке подвязывать помидоры и цветы…

Месяц пролетел незаметно. Привезя хозяевам два воза (по одному на человека) отборных дров, постояльцы Прохоровых вместе со своими товарищами начали собираться в обратную дорогу — домой. За несколько дней до их отъезда по улице в сторону леса проехало несколько МАЗов с прицепами, а за ними — автомобиль-кран. Малышня не отходила от окон. Позже они первые и увидели, как те огромные машины возили-вывозили заготовленный полевиками лес-долгомер, — ошкуренные и обрезанные бревна.
— Видишь, без коры те колоды. Потом кору лесники приберут на растопку в свою баню (в лесничестве была своя баня), Филипп говорил отцу.     А может, еще куда денут. И никакие они не короеды, наши полевики! — говорил Шурка своей младшей сестренке, стоя вместе с ней на табуретках около уличного окна. Та согласно кивала головой. Ей, как и брату, было жаль, что добрые полевики уже поедут от них.
Их мать в это время вытягивала из печи противни-бляхи с картофельными  парамониками  —  пухлыми  и  вкусными.  Их  можно  было  есть  и  без ничего, а когда с молоком или сметаной — так от миски не оттянуть   никого.

Картофельные коржики Татьяна готовила в дорогу для своих короедов и складывала их в торбу. К ним добавила «гостинцев детям» — сладких коржиков из муки: у Филиппа и Прокофия дома было по пятеро детей.
После того как колонну МАЗов замкнул тот кран на колесах, в скором времени из лесу показались лошади с санями-карами. Подъехав к «своему» двору, Филипп и Прокофий сняли с огромных саней и занесли во двор три дубовые обтесанные «ушулы на новые ворота и калитку» хозяевам. Затем побросали вместо них на сани пустые мешки из-под овса и своей провизии, которая вот уже несколько дней как закончилась, как ни старалась Татьяна ее растянуть, добавляя мужикам каждый день что-то свое.
Вот и сейчас вместе с детьми она вышла с добрым свертком для своих постояльцев, ее Василий был на работе, старшие дети — в школе. Те топали около саней, ожидая команду на отправку от своего бригадира, который еще не показывался из избы соседки Прохоровых Боконойчихи, у которой стоял на постое.
—    Хозяюшка, а ты не будешь против, если мы на следующую зиму снова приедем к вам лес заготавливать? — спросил, с благодарностью принимая торбу с гостинцами для своих и Филиппа детей, Прокофий. Татьяна еще не успела и рта раскрыть, когда ее малые шкодники запрыгали, заскакали рядом от радости. А Шурка во все горло закричал так, чтобы услышали товарищипогодки, которые вместе с матерями тоже провожали своих постояльцев:
—    Ура! А к нам снова приедут наши короеды и привезут нам зайчиковых опресноков!
Получив по загривку от растерявшейся от стыда матери за такие крики, он сначала тоже покраснел и растерялся, поняв, что снова что-то не то «бовкнул», а затем, увидав, как зашлись от смеха «ихние» полевики-короеды, и сам захохотал.
—    Мама, я же вам говорил, что они не обижаются на такое слово, потому что и мы же короеды добрые! — отсмеявшись, обратился к матери мальчишка. Потом обернулся к мужикам с вопросом:
—    А вы правда приедете следующей зимой к нам?
—    Дай Бог, будем живы, так приедем, куда денемся? Приедем только так. И только к вам! Ты, Шурик, передай отцу, что мы ему нашей варёнухи1 привезем. И печь береги — никого на нее не пускай. Договорились? — Прокофий, а за ним Филипп, протянули, как взрослому, мальчишке руки. Тот аж зарделся от большой чести — на него же смотрели его закадычные дружки от своих дворов. Мальчишка краем глаза видел, что никому из них дядьки-полевики  не жали рук.
—    Будьте спокойны, дяденьки-короеды, никого мы туда с сестрой не пустим! А самогонки можно и не везти, наш батечко сам нагонит ее с картошки, «чимиргес» она называется, — под хохот Филиппа и Прокофия и под очередной подзатыльник матери твердо заверил тех «малый уедник».
Долго еще с посиневшими носами стояли на улице и махали руками вслед
«своим» полевикам, до тех пор, пока те не скрылись из виду за переездом, Шурка и его малая сестра.

Перевод с белорусского автора.

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.