Вы тут

Прима-балерина Большого театра Ирина Еромкина: «Желание создавать мне дарят дети»


Эта балерина разбивает вдребезги все стереотипы. У нее —такой изящной, хрупкой, полетной — невероятно сильный характер. Она — мама троих детей, но для нее никогда не стояла дилемма: семья или профессия. Даже если ее поставят перед таким выбором, она, ни минуты не колеблясь, выберет детей. И как хорошо, что ей не приходится делать таких решительных шагов!

Практически каждый вечер она сияет на сцене, снова и снова покоряет своим талантом зрителей. сегодня гостья «Алесі» — прима-балерина Большого театра Беларуси Ирина Еромкина.


— На сцене вы олицетворяете самые разные образы, партии, характеры ... Что дарит вам вдохновение?

— После некоторых спектаклей кажется, что тебе уже ничего не хочется, потому что ты полностью выложился на сцене, вывернул себя наизнанку. Но я знаю, что за пределами театра меня ждет другая жизнь. Так, желание создавать дарят книги и музыка. Но самые главные мои вдохновители — мои дети! Когда мы вместе, мы с девчонками разговариваем, занимаемся домашними делами, играем, радуемся, смеемся — и эта атмосфера детской наивности и безмерной любви меня невероятно наполняет. И я готова создавать дальше!

— Хотели бы, чтобы дочери продолжили династию артистов балета?

— Сейчас наблюдаю за своими дочерьми, смотрю, как они развиваются, в чем каждая проявляет свою индивидуальность, характер и иногда думаю: не нужен им этот балет... Хотя все данные у девочек в наличии и обе в один голос заявляют, что обязательно будут балеринами. Одна носок тянет, за ней — другая, и обе кричат: «Мама, посмотри, как мы ножку подняли!» А я думаю: нужно ли им это?

— Почему?

— Наверное, я опасаюсь, чтобы в их голове не засел стереотип о модельной внешности, которая теперь навязывает общество. С детьми об их физической форме нужно говорить очень аккуратно, чтобы не травмировать их психику и не сформировать неправильные понятия. В хореографическом училище я была пухленькая. «Потому что с Пуховичей», — шутила учительница. Хотя сейчас смотрю на свои фотографии — худенькая девочка. Но я слишком ответственно отнеслась к своей внешности, постоянно следила за фигурой и считала калории. Был случай, когда мужчина передо мной нес картонную коробку, а я искала, где на ней написано калорийность продукции, но это оказалось коробка... из-под телевизора.

Не хотелось бы, чтобы через это проходили мои дети. Теперь у меня осталась привычка есть мало. У нас в семье нет запрета на булки или макароны. Но дочери знают, что в мучным много калорий, а если не хочешь есть, то запихивать в себя еду не стоит. Возможно, это будет им только плюсом в дальнейшей жизни. Сын Максим был в детстве достаточно грузным ребенком, теперь он вытянулся, у него красивые балетные ноги. Даже шучу иногда, может, зря не отдала тебя в балет? (Улыбается.) А дочерям говорю: «Пока занимайтесь всем, что нравится, а там посмотрим ...»

— Вы не раз говорили, что, когда у вас появился первенец Максим, думали, что будете отдавать себя всю сыну, а не профессии ...

— Но есть судьбоносные вещи, от которых не убежишь. Балет стал важной частью моей жизни именно когда появился сын. И начался мой творческий взлет, карьерный рост, главные партии. Помню, одной из первых серьезных ролей стала Маша в «Щелкунчике» Петра Чайковского. В самом начале спектакля она бежит навстречу своему дяде с лицом, которое сверкает от радости, от предвкушения волшебства, чуда. Для того чтобы настроить себя эмоционально, всегда перед этой сценой представляла, что в зрительном зале сидит мой сын и смотрит на меня. И тогда у меня появлялась та самая улыбка, которая была так необходима для образа Маши ... Максим — мой помощник во всем. Сейчас сын получает профессию инженера в БГАТУ. Иногда смотрю на 19-летнего серьезного Максима и вспоминаю, как качала его на руках. Сейчас на руках он носит меня ...

— В начале этого года вы получили звание народной артистки Беларуси. Что для вас значит эта награда?

— Любую награду воспринимаю как благодарность за нашу работу. Безусловно, радостно, что отметили, надеюсь, что заслуженно. Любое звание — это движение вперед, творческий рост, своеобразный стимул и источник вдохновения. А народный артист — настолько высокое признание, что к нему можно относиться исключительно с уважением. И если за меня искренне радуются — очень приятно. Наша профессия требует невероятных физических сил, концентрации внимания, эмоциональной отдачи. Артисты балета не выходят на сцену с мыслью о деньгах за выступление — выходят ради творчества, в которое я всегда вкладываю душу.

— Существуют ли сейчас спектакли, в которых вы можете расплакаться прямо на сцене?

 — В нашем репертуаре остались два спектакля, в которых не могу сдержать слез. Первый  — балет «Страсти (Рогнеда)». Когда перед глазами прутьями бьют ребенка — ком к горлу подступает каждый раз и просто градом текут слезы. Ничего не могу с собой поделать ... И самая первая сцена балета «Анюта» очень тяжелая для меня — та, в которой хоронят маму героини. Мне кажется, это катастрофа всей жизни!

В балете «Ромео и Джульетта» уже не плачу, вхожу в образ буквально за несколько секунд, как по щелчку, осознаю всю трагедию происходящего... Но партия Джульетты невероятно сложная: в ней собрано практически все. Как и в образе Кармен в балете Бизе — Щедрина, в котором все крайние эмоции живут в едином акте. Эти 50 минут кажутся полноценным трехактным спектаклем! Постановка Валентина Елизарьева опустошает тебя полностью. Именно главная женская партия в «Кармен-сюите» стоит всех премий и наград. Но и о «Анастасии» не могу не сказать. Юрий Троян «нарисовал» здесь совсем другую женщину — мать, жену, защитника города. И сила этого образа невероятная!

— Работается ли с Елизарьевым по-другому сегодня, когда прошло определенное количество лет?

— В молодости я очень боялась Елизарьева — сомнение в его взгляде вызвало во мне панику. Начинался мандраж, который не могла победить. Сейчас с Валентином Николаевичем работается совсем по-другому: через столько лет узнала его с другой стороны. На последних репетициях «Ромео и Джульетты» я чувствовала его поддержку, которая вселяла в меня абсолютную уверенность. Не боялась замечаний, спокойно их принимала — и работа была невероятно плодотворной.

Когда у артиста балета нет сценического опыта, существует какая-то застенчивость то выразить особенно эмоционально, боишься ошибиться, переживаешь, что чувства, которые тебя захлестывают, могут неправильно принять, что с тебя могут посмеяться. В молодости у меня бывало такое.

Но теперь я могу выражать эмоции настолько сильно, насколько я это чувствую. Даже если ошибаюсь — этого не боюсь, спокойно принимаю критику, что-то меняю и даю результат.

Было приятно, что Елизарьеву понравилось, как я станцевала его Джульетту: что делаю, как танцую, что чувствую и как выражаю эмоции. Ранее к безмерному уважению к Елизарьеву добавлялся страх. Сейчас это любовь — любоь к Мастеру, который масштабно и неординарно мыслит, развивает балет и благодаря которому рождаются эти шедевры.

— После 20 лет работы артист балета может уходить на пенсию. Но и здесь вы хотите разбить стереотипы. В этом году вам исполнилось 40 лет, но вы — ведущая балерина театра.

— Паспортный возраст для балета не всегда показателен. Для меня пенсия в 38 лет — это стереотип вроде таких, что балерина, чтобы быть успешной, ничего не ест и не рожает детей. И в прошлые века, и сейчас были и есть артисты, которым удалось сохранить себя для сцены — они выходили танцевать ведущие партии и после 40 лет. Марго Фонтейн, Алессандро Ферри, Майя Плисецкая ... Посмотрите на Нину Ананиашвили. Ей далеко за 50, а она не просто выходит на сцену в том или ином балете, она танцует очень сложные спектакли, такие как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». И пока я чувствую, что достойно выхожу на сцену, я хотела бы продолжать это делать ...

Елена БАЛАБАНОВИЧ

Фото Анжелики ГРАКОВИЧ

Печатается в журнале «Алеся»

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.