Вы тут

Каким будет 2016 год для стран ЕАЭС?


Евразийская интеграция переступила годовой рубеж. И, несмотря на возникшие в 2015 году трудности, продолжает развиваться. Впереди — второй год объединения. Каким он будет? Своим видением того, что ожидает экономики стран-членов и какую роль в этом могут сыграть третьи страны, с "СЕ" поделился доктор экономических наук Николай МЕЖЕВИЧ, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.


— Николай Маратович, по вашим прогнозам, как в этом году будут обстоять дела с ведущими экономиками нашего континента?

— В Европе в 2016 году рост будет на уровне статистической ошибки, едва ли больше 1%. В Китае — около 7%, но для него и этого мало. Точнее, это немного для наших стран. Динамично развивающийся Китай будет больше производить и больше потреблять, более активно выстраивать логистику нового Шелкового пути. В этом смысле мы нуждаемся в китайском росте, как и вся мировая экономика.

Что касается экономик Беларуси и России, то в 2016 году нам не следует ожидать роста, это очевидно. Менее очевидно то, как нам реагировать на это. Стоит почитать белорусскую и российскую негосударственную прессу "системного" и "несистемного" типа, и вспоминается старый советский фильм "Бриллиантовая рука".

— "Шеф, все пропало — гипс снимают, клиент уезжает"?

— Именно так. Но на самом деле любой кризис — это очередная возможность объективно оценить, где были допущены ошибки, и сохранить все положительное накопление за прошедшие годы. При всех сложностях в Беларуси сохранилась система социальной защиты, государственного протекционизма, с моей точки зрения, абсолютно оправданного в современной экономике. Признаком белорусской модели является социальное государство в лучшем смысле. Белорусская экономика существенно ближе к советской модели, чем какая бы то ни было экономика остальных постсоветских стран.

В России либерально-олигархическая деструкция государства, достигнув максимума к 1997 году, была остановлена в 2002-2003 годах. Называть российскую модель олигархической и либеральной в 2016 году нельзя. Не нужно и пугать белорусов некоторыми сохраняющимися проблемами российской экономики.

Кстати, критики российской и белорусской власти "поют буквально с одного голоса". Одни предполагают, что "стабильности" пришел конец, другие — что экономики обеих стран ожидает крах. Дальше начинаются различия. Отсутствие у белорусской оппозиции реальных альтернативных моделей развития предопределило решение граждан страны на выборах. Не имея возможностей спорить с народом, оппозиция "просит порулить", используя простой тезис: а вдруг получится? Российские либералы находятся в более сложном положении, они-то уже "рулили", и страна после этого уцелела чудом.

— Каковы в этом контексте перспективы евразийской интеграции?

— Ее состояние — императив нашего общего будущего. Евразийская интеграция — это и стремление создать свой собственный макрорегион, в котором мы сможем работать на себя и участвовать в выработке проектных правил. Как показал опыт Болгарии, Румынии и даже Польши, в Евросоюзе участвовать в выработке общих правил игры весьма сложно. Понятие "гармонизация" законодательства трактуется органами ЕС как необходимость согласования правовой системы этих стран с уже действующей в Евросоюзе "нормативной силой", или законодательной базой ЕС, — acquіs communautaіre. А это огромное количество показателей в новом для стран техническом стандарте, которым должна соответствовать продукция. Сейчас этим путем пытается идти Украина, и есть основания опасаться, что это может закончится шнапсом вместо горилки и французскими помидорами вместо херсонских.

Москву, Минск и Астану объединило нежелание двигаться по этому маршруту. Кстати, уверен в том, что оказываемое на Россию давление, в конечном счете, воспринимается в Минске и Астане как стимул к дальнейшему усилению интеграции.

— Какова здесь роль белорусско-российских отношений?

— Союз России и Беларуси существует фактически весь период после 1991 года, он выдерживал и выдерживает самые разные по силе испытания. Поскольку за прошедшие годы он не только не распался, но даже укрепился, можно говорить, что в его основе лежат не сиюминутные интересы, а глубокие геополитические причины.

Вопросы социально-экономической интеграции в рамках Союзного государства, безусловно, являются масштабным проектом двух государств. Более того, успешность или неуспешность интеграции России и Беларуси влияет на успех евразийской интеграции в целом. Это очень важный момент — пересечение двух интеграционных проектов в случае России и Беларуси: Союзного государства и Евразийского экономического союза. Я считаю, что Союзное государство может состоятся как "центр сборки" Евразии.

Беларусь, как, впрочем, и Россию, ждут непростые времена. Действующие экономические практики придется корректировать. От нефтяной зависимости необходимо отучаться и в Москве, и в Минске. Крайне важно перейти к созданию реальных производственных цепочек и межгосударственных холдингов, к примеру в автомобилестроении. Рациональное ожидание инвестиций оправдано только в том случае, когда от казахского Достыка до белорусского Бреста будет создан сходный и взаимно дружественный климат в политике и экономике. Иного не дано.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.