Вы тут

Их подвиг будет вечно вдохновлять


В Доме Москвы, что в Минске, в тот день, 2 февраля, было многолюдно. В киноконцертном зале проходил историко-поэтический вечер, посвященный 80-летию разгрома фашистских войск в Сталинградской битве. Одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны, начавшееся 17 июля 1942 года, продолжалось 200 дней и ночей.


Организатором совместного проекта Дома Москвы («Московский центр международного сотрудничества» в Беларуси) и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны выступил Департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы. Гостями вечера были сотрудники Представительства Российского сотрудничества в Беларуси, старшеклассники школ и гимназий Минска, воспитанники Минского суворовского военного училища, курсанты Военной академии и Института пограничной службы Беларуси, а также Председатель Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Память» общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» воин-интернационалист полковник Владимир Шоков.

Незабываемые страницы истории 

Сценарий событийного вечера памяти подготовили сотрудники Музея истории Великой Отечественной войны Екатерина Почтальонова и Елизавета Адамушко. Действие в соответствии с ним и разворачивалось. В начале слово взял руководитель Дома Москвы Олег Черноус. Так называемая официальная часть звучала не официально — тепло и проникновенно. Каждое слово ведущих и выступающих было проникнуто волнением, что и понятно. Ведь Победа в Сталинградской битве, предопределившая ход всей Второй мировой войны и, по сути, подарившая многим из нас возможность родиться на этот свет, существенно повлияла на дальнейшее мироустройство.  

Как рассказала Екатерина Почтальонова, участники мероприятия были настолько впечатлены теплой атмосферой, которая царила в зале, что у многих на глазах блестели слезы. Все тому способствовало — и стихи о войне, которые проникновенно читали Лариса Булынёнок и Игорь Петров, и отрывки из фронтовой кинохроники, а также фрагменты художественных фильмов «Они сражались за Родину», «Горячий снег». Слова ведущей, подкрепляемые видеорядом, звучали также возвышенно и эмоционально. Тишина в зале была, как говорится, звенящая. Атмосферу создавала и музыка. Казалось, участники мероприятия не дышали, слушая о том, как начиналась, разворачивалась и продолжалась битва за Сталинград, где бои шли за каждый квартал, переулок, за каждый дом, за каждый метр земли.

Большинство молодых людей, которые составляли основную часть публики прониклись величием подвига, совершенного бойцами Дома Павлова, которые во время Сталинградской битвы удерживали его в течение 58 дней. Такой факт никого не мог оставить равнодушным. Но одно дело узнать об этом и о переломном событии в Великой Отечественной войне, прочитав в учебнике по истории, другое — углубиться в те дни, прочувствовать их благодаря снимкам, художественным фильмам, кинохронике, а также повествованию ведущей и выступающих. Враг по этому дому, говорила она с трепетом, наносил удары авиацией, вел артиллерийский и минометный огонь, но защитники дома не отступили ни на шаг…

Председатель Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Память» Общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», солдат-интернационалист полковник Владимир Шоков беседует с участниками мероприятия, рассказывая свою личную историю, связанную со Сталинградом.

К сведению читателей: состав бойцов Красной армии, отражавших почти два месяца беспощадные атаки врага из Дома Павлова, был многонациональным. Обороняли его представители разных национальностей: русские — Павлов, Александров и Афанасьев, украинцы Собгайда и Глущенко, грузины Мосиашвили и Степаношвили, узбек Турганов, казах Мурзаев, абхаз Сухба, таджик Турдыев, татарин Ромазанов… По официальным данным оборону на этом опорном пункте держали 24 бойца, а в действительности до 30 человек. Командующий 62-й армией Василий Чуйков после войны напишет: «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».

Возможно, там были также и белорусы, которые в Сталинградской битве сражались в разных войсках, среди них — Герои Советского Союза. Материалы о многих из них представлены в собрании Музея истории Великой Отечественной войны.

Участник Сталинградской битвы Яков Павлов, «Почетный гражданин города-героя Волгограда», проживал в Великом Новгороде, умер в 1981 году. 27 июня 1945 года ему, младшему лейтенанту, было присвоено звание Героя Советского Союза. Часто посещал Волгоград.

Кульминационным моментом вечера стали документальные кадры, запечатлевшие выживших бойцов, приезжавших к дому Павлова после войны. Оказывается, в том сражении погибло всего три человека. Присутствующие узнали: после госпиталя и лейтенант Иван Афанасьев, и старший сержант Яков Павлов выжили, хоть и были ранены в разное время. Афанасьев впоследствии дошел до Берлина. Был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», медалью «За взятие Берлина», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Павлов был наводчиком орудия и командиром отделения разведки в артиллерийских частях 3-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов. В их составе дошёл до Штеттина (ранее немецкий, а ныне польский город Щецин), был награждён двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Гвардии лейтенант Иван Афанасьев (впоследствии капитан гвардии) во время Сталинградской битвы руководил обороной дома Павлова. После войны жил в Волгограде. Умер в 1975 году. В 2013 году перезахоронен на Мамаевом кургане.

Когда в зале зажегся свет, рассказывала Екатерина Почтальонова, можно было видеть, как по многим лицам молодых людей текли слезы: настолько глубоко восприняли они кадры встречи ветеранов, сражавшихся в Доме Павлова. «Это же так здорово, что мы об этом теперь знаем, будем помнить и своим будущим детям расскажем, — взволнованно говорила моя собеседница.

Дом Павлова - восстановлен после окончания битвы на Волге, здание вошло в историю как Дом Солдатской Славы или Дом сержанта Павлова. 4 мая 1985 года там, на торцевой стене дома со стороны улицы Советской, был открыт мемориальный комплекс-памятник.

Дом Павлова – к слову, и я там побывала однажды во время командировки – знает каждый житель Волгограда. Этот четырехэтажное строение расположено на улице Советской, рядом с Музеем-панорамой «Сталинградская битва». Восстановленное после окончания сражения на Волге, здание вошло в историю как Дом солдатской славы или Дом сержанта Павлова. 4 мая 1985 года там, на торцевой стене дома со стороны улицы Советской, была открыта и мемориальная стена-памятник.

Отвлекаясь от вечера, приведу интересные факты, связанные с победой  Сталинградской битве, которые можно почерпнуть из Интернета. Вот как пишет о том российский доктор исторических наук Михаил Мягков: «Катастрофа германской армии под Сталинградом имела гигантские последствия. В войне произошел коренной перелом. Мир осознал, что агрессоры потерпели фиаско и победа будет за странами антигитлеровской коалиции. Противнику был нанесен смертельный удар на том фронте, где было сосредоточено 3/4 соединений вермахта. Потенциал Германии был подорван…». Мягков повествует еще и о том, что президент США Франклин Рузвельт назвал Сталинградскую битву эпической. 22 февраля 1943 г Рузвельт писал Сталину: «От имени народа Соединенных Штатов я хочу выразить Красной Армии по случаю ее 25-й годовщины наше глубокое восхищение ее великолепными, непревзойденными в истории победами. В течение многих месяцев, несмотря на громадные потери материалов, транспортных средств и территории, Красная Армия не давала возможности самому могущественному врагу достичь победы. Она остановила его под Ленинградом, под Москвой, под Воронежем, на Кавказе, и, наконец, в бессмертном Сталинградском сражении Красная Армия не только нанесла поражение противнику, но и перешла в великое наступление, которое по-прежнему успешно развивается вдоль всего фронта от Балтики до Черного моря». Рузвельт также прислал в Кремль грамоту следующего содержания: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых будет вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».

За день до поздравительного послания Рузвельта Сталину король Великобритании Георг VI сообщил Калинину, что повелел изготовить особый меч в подарок Сталинграду: «символ восхищения Красной Армией не только Британской империи, но и всего мира». На клинке дарственного меча Сталинграду на русском и английском языках выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

 Всему миру сегодня известно: после Сталинградской битвы этот город   стал символом борьбы народов мира против фашизма.

А в Доме Москвы в тот памятный день, когда закончилась программа в киноконцертном зале, можно было еще посмотреть экспозицию выставки из фондов Музея истории Великой Отечественной войны. Кстати, коллекцию наград, знаков отличия и различия периода Великой Отечественной войны собрал Владимир Шоков, от которого гости Дома Москвы узнали и его личную историю, связанной со Сталинградом.

— «Сталинград», — говорил он с волнением, — для меня не просто слово. Этот город — часть жизни не одного поколения моей семьи. Мой дед от Сталинграда солдатом дошел до Берлина. Старший брат моего отца, будучи сержантом в пограничных войсках, написал рапорт об отправке в действующую армию. Его просьба была удовлетворена. А через три месяца, 9 декабря 1942 года, Шоков Николай Афанасьевич погиб под Сталинградом.

Сталинградские строчки в моей родословной

Что творилось в жестокой мясорубке Сталинградской битвы – нам трудно даже представить. Из Интернета знаем: средняя продолжительность жизни солдата в Сталинграде, будь то русский или немец, составляла около 15 минут. Это означает, что бои были настолько ожесточенными, что любой человек, будучи внезапно заброшенным в город, едва ли имел шансы дожить до следующего дня. Но мой отец, Михаил Черкашин, в той страшной войне и битве за Сталинград выжил, даже не был там ранен, только контужен 23 января 1943 года.

Папы уже нет в живых. Его не стало 16 января 1993-го: лишь немного не дожил бывший гвардии рядовой Черкашин «до победы»: 50-го юбилея окончания Сталинградской битвы. До сих пор больно и от того, что мои сегодняшние вопросы к нему, ветерану Великой Отечественной, останутся без ответа. Снилась ли ему его война,   сражения и на Курской дуге, и в Сталинграде, его погибшие и выжившие друзья? Как долго он не мог ее забыть и забыл ли? И почему все время он о ней молчал? Помнил ли моменты, как с фронта писал письма жене и сыну, которые вместе с его матерью Екатериной, старшей сестрой Ольгой и двумя его маленькими племянниками Валентиной и Олегом хоть и недолгое время, но были в оккупации.

О войне отец вспоминать вслух не любил. Кажется, сегодня я смогла бы, делая это осторожно, его разговорить. В то время, когда он был жив, мы, уже  минчане, редко гостили в родительском доме в городе Волчанске, что в Харьковской области в Украине. Да и говорили, встречаясь, больше о жизни. Только по отдельным папиным репликам, маминым рассказам и тем документам, которые она сохранила, я могу очертить территорию его войны, не углубляясь в ту страшную реальность, в которой он 24 часа в сутки жил три с половиной года: более тысячи трехсот дней и ночей… Об этом он, как уже сказала, всегда молчал.

«...В ночь на 26-е января 1943 года командующий Донским фронтом Константин Рокоссовский дал приказ прорваться на Мамаев курган и завершить расчленение остатков окруженных немецких войск. Утром этого дня под музыку оркестра воины 51-й дивизии перешли в атаку и вместе с частями 121-й танковой бригады и 52-й дивизии на склонах кургана соединились с частями 13-й Гвардейской и 284-й стрелковой дивизий 62-й армии — военная, а вместе с ней и историческая задачи были выполнены».

Да, вот эта 51-я и есть его родная дивизия. К событиям того же периода относятся и воспоминания сержанта-осетинца Азамата Кайтукова. Он воевал в составе 158-го гвардейского стрелкового полка 51-й гвардейской стрелковой дивизии. Был участником Сталинградской и Курской сражений, операции «Багратион» в Беларуси. Самый памятный бой для Азамата был во время Сталинградской битвы. Однажды вечером в отделение Кайтукова пришел командир роты и сказал, что на рассвете начнется наше наступление. И добавил: «с музыкой пойдем, товарищ сержант!» На рассвете рота автоматчиков заняла исходные позиции для атаки. Туда подтянулись музыканты во главе с капельмейстером В. Е. Филатовым. Вот в небе вспыхнула ракета. И тут же грянул «Интернационал». Ударила артиллерия. «Ура! Ура!» — раздалось над окопами, и гвардейская дивизия двинулась вперед…

Мой отец, дивизионный музыкант, тоже был там. А потом вместе со своими товарищами по оркестру откладывал свой баритон и бросался на поле боя: спасать раненых. Это я могу сейчас утверждать, благодаря бесценным данным из Интернета, которые свидетельствуют о том, что моему отцу, кроме исполнения обязанностей музыканта, приходилось делать во время войны. Эти сведения есть в электронном банке данных «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». К моей большой радости, изучая архивные документы, увидела фамилию — Филатов. Да это же тот самый человек, о котором упоминает Кайтуков! Оказывается, капельмейстер, гвардии старший лейтенант В. Е. Филатов, представляя Михаила Черкашина к награждению медалью «За боевые заслуги», в наградном листе от 10 декабря 1943 года, уже после Сталинградской битвы, в графе «подвиг» написал:

Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Черкашин, бывший рядовой гвардии, музыкант дивизионного взвода 51-й гвардейской стрелковой дивизии, участник Сталинградской битвы.

«...Тов. Черкашин, работая в МСБ (медико-санитарный батальон — Авт.) в качестве санитара-носильщика к работе относился добросовестно. За время боевой операции с 8.ХІ.1943 г. по 13.ХІ.1943 г систематически бесперебойно подавал раненых в приемно-сортировочный и операционный взвод. Тов. Черкашин, не зная ни усталости, ни отдыха содействует скорейшему оказанию помощи раненым бойцам и офицерам и эвакуации их в ППГ... (полевой передвижной госпиталь. — Авт.)».

А 27 декабря 1943-го уже был издан приказ о награждении моего отца. Еще раньше он получил медаль «За оборону Сталинграда». И в его красноармейской книжке есть такая запись. Цитирую дословно:

«За участие в успешном разгроме Сталинградской группировки противника объявлено 2 благодарности т. Сталиным. Награжден медалью «За оборону Сталинграда» в 1943 году (приказ Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1943 года. — Авт.).

Из истории, повторюсь, мы знаем, что Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года.

В том же году отцу объявлена благодарность: за активные боевые действия по ликвидации июльского немецкого наступления в районе Белгорода. В истории эти сражения известны как сражения под Прохоровкой и на Курской дуге, длившиеся с 5 июля по 23 августа 1943 года. А 22 июля 1944-го отец награждается второй медалью «За боевые заслуги». Почему не «За отвагу», как о том ходатайствует командир МСБ, гвардии старший лейтенант Иващенко, теперь судить трудно. Вот как звучит в наградном листе представление на медаль «За отвагу»:

«В период дислокации МСБ постоянно находился в передней группе. Работал день и ночь, не зная сна и отдыха, для скорейшего оказания помощи больным и раненым. Только за период боевой операции с 20.06 1944 года т. Черкашин подал в сортировочный взвод 450 раненых. В период работы в МСБ, а также во время загрузки в МСБ принимает активное участие в эвакуации раненых бойцов и офицеров. Пользуется авторитетом у раненых. Тов. Черкашин достоин Правительственной награды медалью «За отвагу»…»

Освобождал мой отец и города Беларуси. На слуху у меня и операция «Багратион», и Полоцк, и Витебск... Кстати, тяжелое ранение он получил уже в победном 45-м: 16 января.

 Я, к сожалению, не знаю, при каких обстоятельствах ему вручали боевой орден Великой Отечественной войны II степени. Может быть, это произошло в госпитале… Впрочем, как и медаль «За оборону Сталинграда» вручали, тоже не знаю…

Кстати, может возникнуть вопрос, почему отец был и музыкантом, и санитаром, и линейным повозчиком, и сортировщиком убитых в похоронной бригаде… Как-то в подростковом возрасте задала ему наивный вопрос: «А ты что, всю войну на баритоне играл?», отец, щадя мои детские чувства, ответил: «Много чего делать приходилось…». Спустя годы я прочитала на форуме музыкантов следующие строки: «Музыкантский взвод, который по старой русской традиции входил в состав многих воинских подразделений, в перерывах между боями превращался под руководством капельмейстера в полковой оркестр. Музыканты исполняли перед бойцами военно-патриотическую и народную музыку, популярные песенные мелодии и марши. Нередко музыкальные команды играли музыку и во время наступательных боевых операций, поднимая боевой дух воинов, вдохновляя подразделения на решительный штурм, поднимая солдат в атаку. Во время боевых действий бойцам музыкантских взводов приходилось быть санитарами, трофейными и похоронными бригадами, подносчиками снарядов… Их боевая жизнь рядовых воинов была насыщена опасностью и смертью, и, конечно, в ней было место подвигу». В этой связи думаю и о том, что и в дни Сталинградской битвы до контузии, и на Курской дуге, и в битве под Кенисбергом папа спасал раненых. Ведь если только за период одной боевой операции в июне 1944-го он вынес их 450, то сколько же всего жизней спас украинец из Волчанска Михаил Черкашин… И сколько убитых повидал за всю войну… Но наверняка отцу там было совсем не до того, чтобы вести такую ужасающую статистику.

С годами все чаще думаю о том, что папе моему под Сталинградом чудом повезло выжить. И как бы родиться самому заново. Вот и прикидываю, сколько же у него, гвардии рядового музыканта дивизионного взвода 51-й гвардейской стрелковой дивизии, ветерана Великой Отечественной войны Михаила Черкашина прямых наследников. Оказывается, 11! И будут еще. Все мы появились на свет, живем благодаря тому, что мой отец не погиб в той страшной войне. Пока сама живу, повторять не устану: спасибо, папа, что ты вернулся живым! Я тобой и сегодня очень-очень горжусь.

Валентина ЖДАНОВИЧ

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.