Вы здесь

Семь неочевидных спектаклей из программы «ТЕАРТа»


Ежегодный международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», на этот раз седьмой, объявил свою программу. В этом году он пройдет с 27 сентября по 16 октября и на разных площадках столицы покажет восемь иностранных постановок и одиннадцать в программе «Belarus open». Соответственно, уже можно приобрести билеты: в первую очередь внимание привлекли имена Тимофея Кулябина, который покажет на форуме спектакль «Иванов», Евгения Миронова, который в этой постановке сыграет. Мы же обратились к отборщику и директору форума Анжелике Крашевской, чтобы она посоветовала нам несколько спектаклей, которые не привлекут зрителя громкими именами, но по разным причинам их следовало бы увидеть.


«Илиада» Ернея Лоренци (Словения)

— Всегда говорю, что хард-рока нам еще не хватало. Визуально очень неожиданный спектакль, после просмотра зритель обязательно станет фанатом либо Гомера, либо постановки, либо Ернея Лоренци. Сегодня много режиссеров обращается к эпосам и мифологии, которые, казалось бы, ушли в прошлое. Гомер наиболее известный из древнегреческих авторов и словенец осовременивает его (зрителю непонятно, в каком времени происходит действие), берет сложный материал «Илиады» и пропускает его через себя вместе с актерами, которые становятся единомышленниками. Здесь можно будет услышать поэтический перевод «Илиады» на словенский, но Гомером спектакль не ограничивается: режиссер использует его, чтобы поговорить о том, что волнует его самого. Здесь будет много смелых вещей, но не хочется раскрывать секреты. В 2014 году мы уже привозили на «ТЕАРТ» постановку Лоренци, это был «Крейзи локомотив». «Илиада» такая же драйвовая, здесь также большую роль играет музыка, и это тот случай, когда режиссер не боится экспериментировать и его одержимость оправдана.

«Тень мысли нашей» Нины Обухова (Беларусь)

— Идет под рубрикой «забытые авторы», либо «забытые спектакли». Витебского театра давно не было в Минске, а тут он взялся за произведение Франтишка Олехновича, вокруг которого, как персоны, много вопросов. Его и запрещали, и обвиняли в доносах. «Тень мысли нашей» станет очередным напоминанием о нашей истории, не лишним для тех, кому важно, что происходит в Беларуси и белорусском театре. Интересно уже только посмотреть, как произведение «Тень мысли нашей» воплотили на сцене, ведь это непростой материал. Когда мы смотрим «Чайку», мы хотя бы знаем сюжет, проще же смотреть то, что знаешь и понимаешь. Я думаю, Олехновича не все читали, поэтому это будет уместный акцент на белорусах, такое обращение к себе, которое простимулирует интерес. На спектакль стоит идти, чтобы провести «исследование» и понять, о чем писал автор.

«Сестры Макалузо» Эммы Данте (Италия)

— История, что происходит в «Сестрах Макалузо», нам очень близка, несмотря на ментальное отличие итальянцев. Большая семья переживает гибель родных людей, а на сцене — разговоры и рассуждения героев на похоронах. Как раз та форма, которая помогает нам рефлексировать. Сложно понять, действие произошло вчера или тридцать лет назад, что символично, мол, некоторые вещи неизменны. Неизвестно также, кто здесь живой, а кто уже нет. Наверное, таких драматических спектаклей, как «Сестры Макалузо», после которых ты смотришь на жизнь по-другому и что-то переосмысливаешь, нам и не хватает. Нужно постараться вынести из постановки как можно больше, почувствовать это понимание, хотя и на некоторое время, что иногда бремя ответственности остается на плечах навсегда и от него невозможно избавиться.

«Дети Ванюшина» Сергея Найденова (Беларусь)

— Наша задача как фестиваля — показать наиболее яркие белорусские работы, мы же приглашаем иностранных гостей, а белорусскому театру с иностранным конкурировать сложно, так как европейский и русский зашли далеко вперед. Мы пытались за ними подсмотреть в ущерб своему собственному. Развитие же должно быть и у нас, поэтому важно, что в Молодежном театре, где с успехом одна за другой показываются комедии, в то время как драматический театр не пользуется спросом у белорусского зрителя, появились «Дети Ванюшина». Сложное произведение сложно и «продвигать», а «Дети Ванюшина» — непростая вещь, надо быть готовым мучиться вместе с актерами. Постановка включена в репертуар, и возможность ее увидеть еще будет, но пусть программа «ТЕАРТ» послужит определенной рекомендацией. 

«Демон» Владимира Панкова (Кыргызстан, Россия)

— На фестиваль «ТЕАРТ» впервые попала постановка из Кыргызстана. «Демон» сочетает лермонтовскую поэзию и эпос кыргызского народа на кыргызском языке. Спектакль Владимира Панкова — это саунд-драма, основанная на звуках и музыке, как «Илиада». Здесь ты понимаешь, что театр из Кыргызстана становится интересным, потому что идет за своими традициями и ему есть что сказать, и думаешь, как актеры могут играть с стихотворной формой так, что ты чувствуешь трагизм этой невозможной по религиозным мотивам любви. Ты оказываешься в мире, где можно сделать что-то из-за любви, но не вопреки традициям. «Демон» станет экскурсией в известное произведение Лермонтова, переложенное на потребности режиссера. Панков создает и эффектную картинку, действие происходит в горах — как это воплотить на сцене? Мы, кстати, должны обеспечить для декораций щебень с пеностеклом. Тот случай, когда можно будет эмоционально подключиться к постановке даже через запахи.

«Кроткая» режиссера Елены Медяковой и хореографа Анны Корзик (Беларусь)

— Как Достоевского можно показать в танце? Такая попытка - смелый шаг, ведь нужно суметь воплотить свою идею и объяснить, почему «Кроткая» ставитсяя не в драматическом театре, а как-то иначе. Язык постановки находится между пластикой и хореографией с небольшим количеством текста. О театре танца «Альтана» я узнала только недавно, он из числа независимых групп, занимающихся независимым театром и собственными проектами.

«В ящиках стола», коллективное творчество (Германия)

— Мы показывали различные немецкие постановки, и этот спектакль будет для нас чем-то новым, хотя жанр документального театра довольно распространен. «В ящиках стола» основана на абсолютно реальных историях: героини, жительницы Берлина, рассказывают истории о себе и своих семьях, перебирают вещи своих родителей, вспоминают события из жизни. Мы эту тему — немецкое прошлое — знаем только по документальных фильмах, а тут — эмоции и истории реальных людей. Каждому есть что сказать: здесь будут звучать даже интимные вещи, обычно известные только одному человеку или узкому кругу людей, рассказанные интересным и понятным языком. Спектакль создала женская творческая группа: от актеров до режиссеров. 

Записала Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovіch@zvіazda.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.