Вы здесь

Углеводородный соблазн


Не так давно Президент США заявил: «У нас много вариантов в связи с Венесуэлой. И я, кстати, не исключаю военного варианта». Действительно ли США могут начать войну с Венесуэлой для импорта туда американской модели демократии и осмелятся ли они на это?


К сожалению, шансы на реализацию такого сценария есть. Как и в случае с вторжением в Ирак, в Венесуэле есть большой приз для завоевателей — нефть. При этом степень соблазна для американского капитала еще выше, чем в случае с Ираком — Венесуэла находится на первом месте в мире по залежам нефти. При подчинении страны американским интересам и эскалации ее добычи барыши могут быть просто немыслимыми.

Хорошей новостью является то, что у американского правительства есть множество доводов для того, чтобы не посылать войска в Венесуэлу. Рассмотрим их по степени значимости.

Прежде всего, прошли те времена, когда Латинская Америка была задворками США, где они могли делать все, что им вздумается. Огромные запасы природных ресурсов и емкие рынки делают регион все более интересным для других крупных стран. Китай становится все более важным партнером для стран Латинской Америки, отмечается присутствие и России. Агрессивное поведение США в отношении одной из стран региона ускорит процессы поиска ими партнеров вне региона, которые смогут помочь им защититься от потенциальных угроз со стороны США. Таким образом, вторжение в Венесуэлу — это прямой путь к ускорению процесса потери контроля над регионом, который очень важен для национальной безопасности США.

Американское вторжение в Венесуэлу никогда не удастся провести через ООН. В стране есть проблемы. Но таких стран на карте мира десятки. И к тем из них, где нет запасов полезных ресурсов, важных для бизнесменов США, Америка не проявляет никакого интереса. На этом фоне Россия и Китай станут грудью в Совете Безопасности ООН, но не дадут принять резолюцию, которая легитимизирует военное вторжение американцев в Венесуэлу. А действовать без нее означает возникновение проблем не только с соперниками, но и с союзниками. Далеко не все страны ЕС одобрят такой сценарий.

Следующим фактором является наличие намного более проблемных ситуаций для США, чем Венесуэла, которая на самом деле не создает вызовов и угроз для национальной безопасности США. На первом плане ситуация с КНДР, которая обладает ядерными боеголовками и стремительно совершенствует системы баллистических ракет с тем, чтобы иметь возможность атаковать при необходимости главные города США. Какую значимость имеют для США на этом фоне внутренние проблемы в Венесуэле? К тому же, с 2014 года резко обострились отношения Вашингтона и Москвы. При этом США приходится иметь дело со страной, укоторой второй в мире по размеру арсенал ядерного оружия. Искусственно раздуваются проблемы с Ираном. Руководство Ирана всерьез обсуждает возможность возвращения к ядерной программе, которая была отменена после сделки 2015 года, на фоне новых санкций США, которые в Тегеране считают нарушением договоренностей 2015 года. Никуда не делись и проблемы с международным терроризмом. Успехи в борьбе с Исламским государством на территории Ирака и Сирии не означают, что с ней не будет больше проблем в будущем. При наличии всех этих вызовов для национальной безопасности США, кстати, в большей степени спровоцированных самими американцами, Вашингтон не обладает неограниченными ресурсами для реакции на них.

Следующей проблемой для вторжения в Венесуэлу является тот факт, что это далеко не безобидная жертва. Венесуэла — это не Панама или Гренада, куда легко войти и установить полный контроль. Ирак, с подобным по количеству населением, принес американцам множество забот. Не меньше можно ожидать и от Венесуэлы. Тем более что, в отличие от Ирака, армия Венесуэлы по-современному хорошо вооружена. Одни только контракты с Россией на тринадцать миллиардов долларов сделали венесуэльскую армию обладательницей многих неприятных сюрпризов для любого потенциального агрессора. Среди них особенно опасны для США системы С-300, «Тор», «Пещера», ЗУ-23/30М1-4. Во время вторжений последних лет американцы делают большую ставку на современные самолеты и вертолеты, которые достаточно уязвимы для современных российских систем вооружения. А стоимость отдельных американских самолетов доходит до полумиллиарда долларов, что делает их потерю ощутимой. Кроме России огромные поставки оружия осуществляет и Китай, у которого тоже есть чем удивить американцев. Кроме этого, горы и тропические леса также делают Венесуэлу идеальной для многолетней партизанской войны против любого захватчика.

С учетом описанных факторов, любой опытный военный советник в Вашингтоне должен отговаривать свое правительство от планов вторжения в Венесуэлу.

Сергей КИЗИМА, доктор политических наук

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.