25 сентября, вторник

Вы здесь

Как четыре друга сделали из старого «мерседеса» мобильную кухню


Для меня лично это постоянная проблема: спешишь по делам, крутишься с утра до вечера как в водовороте и, бывает, нет свободных даже десяти минут, чтобы нормально поесть. И места в нашем, кажется, совсем не маленьком Минске, где можно перекусить быстро, вкусно и безвредно, — считанные. Правда, в последние годы ситуация стала исправляться. И не всегда за счет иностранных франшиз фастфудов: белорусы пытаются собственноручно развить культуру качественной уличной еды, которой так жаждет житель города с быстрым темпом.


Например, месяц назад в столице появился еще один фудтрак — кафе-фургон с мобильной кухней, из которого приготовленное можно и продавать. Прошлой осенью четверо — муж и жена Елена и Станислав Батурчики, Андрей Жук, Павел Бурдилов — задумали создать собственную кухню на колесах. «У нас у всех есть одна общая черта: мы любим вкусно поесть. Но часто сложно бывает отыскать где-то в городе возможность быстро пообедать. Ты спешишь по делам, у тебя есть 15 минут на перекус и нет времени, чтобы зайти в ресторан или кафе, а некачественную пищу тоже не хочется употреблять. Если бургер стоит два рубля или даже пять, то явно на чем-то сэкономили, так как я могу подсчитать, сколько нужно отдать за действительно качественные ингредиенты для него», — говорит Елена.  

До этого все четверо работали в системе общественного питания. Станислав — главный создатель фудтрака и идейный вдохновитель. Его жену Елену парни называют душой команды. Она шутит, что занимается тем, что никто больше не любит: бесконечной бумажной работой, без которой не обойтись. Андрей ответственный за техническую часть: не только за машину, но как настоящий инженер — за техничность во время сбора бургера. Паша — профессиональный шеф-повар, который учился в английской кулинарной академии Le Cordon Bleu, работал в ресторанах Лондона и Москвы.

Андрей инженер не только по профессии, но и по состоянию души, поэтому хорошо разбирается в автомобилях. «Как искали машину? Сначала определились, какая конкретно нам нужна. Был идеал — Mercedes Т2 1989 года. Машина надежная, несмотря на год, так как сделана хорошо, честно. Искали по сайтам, наездили около трех тысяч километров по Беларуси, в трех городах посмотрели четыре автомобиля, пока отыскали живой экземпляр. Найти было непросто, так как у нас жесткие требования: четырехлитровый дизель — самый надежный, самая длинная платформа этой модели и большие колеса — диаметром 17,5 дюйма (стандартные — 16). А насчет колес — это редкость, только если сами хозяева их переделывают, так дорогостоящая процедура. В результате нашли наше чудо в Житковичах», — говорит Андрей.  

Разобрали машину почти сразу, как приобрели, осенью, а собирать заново начали 15 марта и справились почти за полтора месяца.

— До этого фудтраки из нас никто не делал. Это была импровизация, и многое делалось интуитивно, — объясняет Андрей.

— Мы, например, очень долго не могли договориться, как сделать козырек в окошке, откуда мы подаем еду, — добавляет Елена.

— Месяц спорили и вынашивали идею, как лучше сделать.

— Да и над картинкой, что наносится на машину, долго работали...

«Обычно так фудтраки и создаются: ребята сбрасываются, разыскивают машину, делают в ней ремонт, сами на ней ездят и работают. Приобрести готовое — это не то», — считает Павел. Елена поддерживает его мнение: «Настоящий трак ты должен сделать сам: вложить в него всю душу, заботиться о том, какую пищу подашь людям. А приобрести капсулу космического вида за 50 тысяч долларов и потом в ней с «закрытыми» глазами продавать шаверму — это не про нас».

Паша признается, что белорусов, у которых тоже есть фудтраки, конкурентами не воспринимают. «Они для нас, скорее, единомышленники. В Минске я знаю около шести таких команд, еще одна есть в Гомеле (эта — в старой пожарной машине)», — говорит он. Другие фудтраки продают жареную картошку-фри, хот-доги, суши и даже пасту! Главное — в классическом варианте фудтрак — это тот, что передвигается самостоятельно без внешней помощи. По словам Елены, одна из главных тем, которую приходится обсуждать с владельцами фудтраков — законодательная база. «По сути, ни один закон в стране не регламентирует их деятельность. Есть общие требования: санстанция, пожарная, должны быть определенные согласования: если работаем на улице, то обязательное разрешение от Мингаза. Но точных требований нет. И хотя первый фудтрак появился уже несколько лет назад, законодательная база все еще разрабатывается», — делится девушка.

Когда в проект друзьями было вложено более 16 тысяч долларов, команда обратилась к краудфандинговой платформе «Ulej.by». На ней молодые люди оформили проект и указали, что не хватает еще 6000 рублей (около трех тысяч долларов). Собственные деньги четырех друзей пошли на приобретение и ремонт машины, а также кухню — своеобразный заготовочный цех, где к тому же хранятся продукты. Почти все делали и ремонтировали собственноручно. «Да мы тут фактически живем и работаем без выходных, — признаются они. — Но если работа нравится, почему бы и нет? Это же свое и для души».

По итогу на «Ulej.by» удалось собрать сумму больше нужной почти в три раза. Но, по мнению Елены, если бы они запросили общую стоимость, — то задача по сбору средств была бы невыполнима. А вот часть — реально. И вообще просить людей профинансировать весь проект некорректно, считает она. «Это наша идея, наша мечта, и мы должны отыскать для нее деньги самостоятельно. А на «Ulej» мы обратились не только чтобы дособирать деньги, но и чтобы убедиться, что наша идея будет интересна и для минчан. И мы собрали, представьте, 290%! На эти деньги приобрели оборудование, которое планировали заполучить в далекой перспективе. Правда, останавливаться не собираемся: хотим добавить в меню бургер с рыбой, суп дня... То ли еще будет!» — улыбается Елена.

Вероника ПУСТОВИТ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Чего мы ждем от ЕАЭС?

Чего мы ждем от ЕАЭС?

В течение шести лет ЕАБР финансировал мониторинговые исследования.

Экономика

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск.

Экономика

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах

Причина этой положительной тенденции — диверсификация экспортных направлений.

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.