Вы здесь

Как четыре друга сделали из старого «мерседеса» мобильную кухню


Для меня лично это постоянная проблема: спешишь по делам, крутишься с утра до вечера как в водовороте и, бывает, нет свободных даже десяти минут, чтобы нормально поесть. И места в нашем, кажется, совсем не маленьком Минске, где можно перекусить быстро, вкусно и безвредно, — считанные. Правда, в последние годы ситуация стала исправляться. И не всегда за счет иностранных франшиз фастфудов: белорусы пытаются собственноручно развить культуру качественной уличной еды, которой так жаждет житель города с быстрым темпом.


Например, месяц назад в столице появился еще один фудтрак — кафе-фургон с мобильной кухней, из которого приготовленное можно и продавать. Прошлой осенью четверо — муж и жена Елена и Станислав Батурчики, Андрей Жук, Павел Бурдилов — задумали создать собственную кухню на колесах. «У нас у всех есть одна общая черта: мы любим вкусно поесть. Но часто сложно бывает отыскать где-то в городе возможность быстро пообедать. Ты спешишь по делам, у тебя есть 15 минут на перекус и нет времени, чтобы зайти в ресторан или кафе, а некачественную пищу тоже не хочется употреблять. Если бургер стоит два рубля или даже пять, то явно на чем-то сэкономили, так как я могу подсчитать, сколько нужно отдать за действительно качественные ингредиенты для него», — говорит Елена.  

До этого все четверо работали в системе общественного питания. Станислав — главный создатель фудтрака и идейный вдохновитель. Его жену Елену парни называют душой команды. Она шутит, что занимается тем, что никто больше не любит: бесконечной бумажной работой, без которой не обойтись. Андрей ответственный за техническую часть: не только за машину, но как настоящий инженер — за техничность во время сбора бургера. Паша — профессиональный шеф-повар, который учился в английской кулинарной академии Le Cordon Bleu, работал в ресторанах Лондона и Москвы.

Андрей инженер не только по профессии, но и по состоянию души, поэтому хорошо разбирается в автомобилях. «Как искали машину? Сначала определились, какая конкретно нам нужна. Был идеал — Mercedes Т2 1989 года. Машина надежная, несмотря на год, так как сделана хорошо, честно. Искали по сайтам, наездили около трех тысяч километров по Беларуси, в трех городах посмотрели четыре автомобиля, пока отыскали живой экземпляр. Найти было непросто, так как у нас жесткие требования: четырехлитровый дизель — самый надежный, самая длинная платформа этой модели и большие колеса — диаметром 17,5 дюйма (стандартные — 16). А насчет колес — это редкость, только если сами хозяева их переделывают, так дорогостоящая процедура. В результате нашли наше чудо в Житковичах», — говорит Андрей.  

Разобрали машину почти сразу, как приобрели, осенью, а собирать заново начали 15 марта и справились почти за полтора месяца.

— До этого фудтраки из нас никто не делал. Это была импровизация, и многое делалось интуитивно, — объясняет Андрей.

— Мы, например, очень долго не могли договориться, как сделать козырек в окошке, откуда мы подаем еду, — добавляет Елена.

— Месяц спорили и вынашивали идею, как лучше сделать.

— Да и над картинкой, что наносится на машину, долго работали...

«Обычно так фудтраки и создаются: ребята сбрасываются, разыскивают машину, делают в ней ремонт, сами на ней ездят и работают. Приобрести готовое — это не то», — считает Павел. Елена поддерживает его мнение: «Настоящий трак ты должен сделать сам: вложить в него всю душу, заботиться о том, какую пищу подашь людям. А приобрести капсулу космического вида за 50 тысяч долларов и потом в ней с «закрытыми» глазами продавать шаверму — это не про нас».

Паша признается, что белорусов, у которых тоже есть фудтраки, конкурентами не воспринимают. «Они для нас, скорее, единомышленники. В Минске я знаю около шести таких команд, еще одна есть в Гомеле (эта — в старой пожарной машине)», — говорит он. Другие фудтраки продают жареную картошку-фри, хот-доги, суши и даже пасту! Главное — в классическом варианте фудтрак — это тот, что передвигается самостоятельно без внешней помощи. По словам Елены, одна из главных тем, которую приходится обсуждать с владельцами фудтраков — законодательная база. «По сути, ни один закон в стране не регламентирует их деятельность. Есть общие требования: санстанция, пожарная, должны быть определенные согласования: если работаем на улице, то обязательное разрешение от Мингаза. Но точных требований нет. И хотя первый фудтрак появился уже несколько лет назад, законодательная база все еще разрабатывается», — делится девушка.

Когда в проект друзьями было вложено более 16 тысяч долларов, команда обратилась к краудфандинговой платформе «Ulej.by». На ней молодые люди оформили проект и указали, что не хватает еще 6000 рублей (около трех тысяч долларов). Собственные деньги четырех друзей пошли на приобретение и ремонт машины, а также кухню — своеобразный заготовочный цех, где к тому же хранятся продукты. Почти все делали и ремонтировали собственноручно. «Да мы тут фактически живем и работаем без выходных, — признаются они. — Но если работа нравится, почему бы и нет? Это же свое и для души».

По итогу на «Ulej.by» удалось собрать сумму больше нужной почти в три раза. Но, по мнению Елены, если бы они запросили общую стоимость, — то задача по сбору средств была бы невыполнима. А вот часть — реально. И вообще просить людей профинансировать весь проект некорректно, считает она. «Это наша идея, наша мечта, и мы должны отыскать для нее деньги самостоятельно. А на «Ulej» мы обратились не только чтобы дособирать деньги, но и чтобы убедиться, что наша идея будет интересна и для минчан. И мы собрали, представьте, 290%! На эти деньги приобрели оборудование, которое планировали заполучить в далекой перспективе. Правда, останавливаться не собираемся: хотим добавить в меню бургер с рыбой, суп дня... То ли еще будет!» — улыбается Елена.

Вероника ПУСТОВИТ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Корреспондент «Звезды» выясняла, почему так темно на освещенных улицах Могилева

Корреспондент «Звезды» выясняла, почему так темно на освещенных улицах Могилева

Вечером пройтись вдоль центральной улицы Первомайской в Могилеве одно удовольствие.

Экономика

Куда обращаться, если гражданину задерживают зарплату?

Куда обращаться, если гражданину задерживают зарплату?

Ответ на этот и другие вопросы — в разговоре с Дмитрием Шевчуком.