Вы здесь

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей


Брестский музей спасенных ценностей можно назвать местным Лувром — если вообще уместно сравнивать одну культуру с другой. Поэтому, попав в этот областной центр, прежде всего мы направились в «Спасенку», как называют ее экскурсоводы.

От кого же и что спасли в музее? Это произведения искусства, задержанные когда-то на брестской таможне. Иконы, распиленные на шесть частей и запакованные в банку из-под какао, древнее огромное Евангелие, найденное в вещах дипломата, ценный фарфор различных мануфактур. А еще ценная антикварная мебель, произведения Фаберже, многочисленные картины — в том числе Ивана Айвазовского, Михаила Врубеля и Фернана Леже.


Вещи, представленные в брестском музее спасённых ценностей, передавали из таможни начиная еще с 1953 года. Кстати, как раз тогда, в 1950-е годы, задержали сразу 30 икон! Музея еще не было: его открыли только в 1989 году. Но в фонды Брестского областного краеведческого музея постоянно поступали предметы с таможни. Поэтому позже решили создать отдельный музей такой тематики.

В день открытия музея перегородили всю улицу Ленина, вспоминают очевидцы тех событий. Было столько групп посетителей, что музей работал до 10 часов вечера.

Первый зал как раз посвящен самой брестской таможне. Здесь можно увидеть различные тайники. Например, коробка от какао служила тайником для четырех икон: внешне она не привлекала внимания, внутри была запечатана фольгой, по весу соответствовала своему стандарту. Поэтому определить, что в ней контрабанда, было нелегко, однако это удалось сделать. Рядом в экспозиции можно увидеть сахарницу — стенка в ней сдвинута, а внутри видны старые серебряные монеты.

В музее есть устройство, которое определяет водяные знаки: его подключают к сети, загораются два луча, красный и синий, — и вот уже справа на банкноте проявляется портрет Екатерины II.

В настоящее время технологии продвинулись далеко вперед и очень помогают таможенникам в их деле. Так, сегодня используется сканирование большегрузных машин. Этот процесс позволяет обнаружить оружие, наркотики, антиквариат. Найдя ценные предметы, таможенники передают их для судебного разбирательства. Затем вещи поступают в музеи нашей страны, в том числе в музей спасенных ценностей.

Распиленные иконы...

Довольно значительную часть экспозиции занимают старые иконы. Они часто попадали в музей в распиленном виде: некоторые из них распиливали даже на шесть частей. Однако современные способы реставрации позволяют объединить их все, причем без сдвигов.

Перед тем как вывезти икону, человек мог довольно долго ждать удобного момента: одна из икон в распиленном виде лежала 25 лет.

Такие произведения традиционно пишутся на дереве. В музее есть старая икона XVI века, которая была обнаружена у контрабандистов в 1960-е годы. Часто такие иконы везли из храмов, возможно, даже с алтарей. Среди особо ценных — икона Божией Матери Владимирской. По типу написания это Елеуса — на правой руке женщина держит младенца Иисуса Христа, который нежно прижимается к щеке матери.

Еще одна особенно ценная икона в экспозиции музея — Спас в Силах. Она представлена ​​после реставрации, а также датируется XVI веком.

В коллекции есть и очень интересный иконостас, задержанный в фургоне. Кстати, такие предметы довольно часто пытаются вывезти в фурах, пряча среди личных вещей. В свое время этот иконостас сложили — он получился небольшого размера — и так пытались перевезти. Однако чудесным образом Александр Крукович (известный таможенник, который уже ушел из жизни, но успел раскрыть много тайников) разыскал его в фургоне. Иконостас датируется XIX веком, он трехрядный.

В центре одного из залов — огромное Напрестольное Евангелие. Это церковная книга, которая была обнаружена в 1960-х годах в вещах дипломата. Оклад датируется 1761 годом, выполнен в Санкт-Петербурге. Под красивым серебряным окладом все страницы в полной сохранности — всего их около 300. Написана книга на церковнославянском языке двухцветной ручной печатью, и все буквы украшены растительным орнаментом.

И Фаберже!

Как работали ювелирные мастерские в XIX веке? Сразу вспоминается фирма Фаберже, которая успешно работала с 1842 года до 1917-го. Фаберже создавали коллекции по сезонам и продавали их в магазинах. Если коллекция не распродавалась полностью, ее забирали, перерабатывали и делали совсем другую коллекцию. В фирме работало около десяти мастеров — их имена вошли в историю ювелирного искусства.

В брестском музее есть нефритовый нож от Фаберже — ручка выполнена из серебра, а лезвие — зеленый нефрит — из уральских самоцветов. Это нож для разрезания бумаги, его использовали, чтобы открывать письма. Рядом спичечница в виде небольшого гриба. Внутри стояли спички, о гриб, сделанный из серы, они поджигались: подставка является действующей. Таких грибов Фаберже выпустили довольно много.

Есть и туалетные принадлежности легендарной фирмы: флакон для духов, пудреница, шкатулка, ваза ручной работы. Туловище вазы украшено алмазной резью, которой занимались мастера на стеклянном заводе в Риге. В экспозиции можно увидеть красивые вазы для фруктов, графины, сахарницы — альянс Фаберже и рижских мастеров.

Восток — дело тонкое

Северный Кавказ представлен выставкой кинжалов, женскими и мужскими поясами, которые служили для украшения национальных костюмов. Если присмотреться, на женских поясах можно увидеть монеты, однако по весу пояса довольно легкие. На монетах указаны даты — ХIХ столетие.

Зал Востока представляет четыре страны — Монголию, Узбекистан, Японию и Китай. В центре экспозиции — отличительные японские вазы. Одна из них выполнена из бронзы, а сверху покрыта фаянсом и эмалевыми росписями, в том числе позолотой. Китайские вазы выполнены в технике перегородчатой ​​эмали.

Чеканный сосуд мастеров Узбекистана также вызывает восхищение. Например, сосуды для хранения воды, зерна, масла. Есть и два японских свитка, написанных на шелке.

Фарфор с лепниной

Фарфоровые ваза для фруктов и каминные часы сделаны на немецком заводе более 100 лет назад — на первой мануфактуре, основанной в 1709 году под маркой Майсен. Что же представляла собой традиция Майсена? Первоначально предметы были белыми, но их покрывали лепниной — тонкими цветами, скульптурами людей и зверей, позже фарфор иногда еще и расписывали.

Второй по значимости в Европе была мануфактура Вены. Она славилась тем, что на предметах выполняли произведения искусства, даже вручную копировали шедевры мировой живописи.

Есть в музее и полки для хранения фарфора, довольно необычной формы. Датируются они концом XIX века. Выполненные из массива сосны, сверху покрытые шпоном из различных пород дерева. Две такие полки были задержаны в 1973 году у людей, которые эмигрировали в Израиль. Прочая мебель этой экспозиции — стол-бюро для документов, стол-бюро для посуды в китайском стиле — были задержаны в 1993 году в фуре, которая шла из Латвии в Германию ночью через Брест. В этой фуре, кроме предметов мебели, находилась большая партия контрабанды. Все предметы попали в фонды музея спасенных ценностей — также там находились картины, которые представляли собой скрученные в трубочку полотна.

После пребывания картин в таком виде их, конечно, реставрируют, натягивают на подрамник и вставляют в раму — чтобы снова можно было увидеть произведение.

Лучший среди маринистов

Одна из работ, представленная после реставрации, — австрийского художника Шенберга, 1916 года. Это прекрасный портрет матери и ребенка, на котором можно увидеть очень тонкое письмо ребенка — не каждому художнику удается так живо написать портрет младенца. Представлен портрет девочки с розовым бантом 1900 года — однако эта картина сильно пострадала, полотно порвалось, краска в некоторых местах посыпалась.

Есть отдельный пейзажный зал. Одна из задержанных картин сразу была в раме — это работа Юлия Клевера «Пейзаж у озера». В 1993 году она была спрятана в фургоне. Клевер — довольно известный пейзажист, его полотно персонально приобрел Александр III, и его картины на аукционах стоят довольно дорого.

В собраниях музея есть произведения известного мариниста Ивана Айвазовского. Представленные картины Айвазовский писал для украшения кабинета за 2-3 часа по памяти. За свою жизнь художник написал около шести тысяч картин. Особенно хорошо у него получалось проявлять лунный свет и его отражение на воде и сквозь воду — как раз это видно на картине «Морской пейзаж».

Также в брестском музее можно увидеть работы Михаила Врубеля, Фернана Леже и многих других отличительных художников. Впрочем, каждый найдет в «Спасенке» то, что заинтересует именно его.

Нина ШЕРБАЧЕВИЧ

Фото Виктории ЛЕЙКОВСКОЙ

г. Брест

Выбор редакции

Общество

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Гериатр рассказывает о секретах долгожителей и о том, что продлевает нашу жизнь.

Спорт

С огнем Европейских игр корреспондент «Звязды» отправилась в карьеры

С огнем Европейских игр корреспондент «Звязды» отправилась в карьеры

Среди 450 счастливчиков, которым доверено нести факел с огнем ІІ  Европейских игр, оказалась наша Дарья Лобажевич.

Общество

Будни сельского врача

Будни сельского врача

С какими последствиями оптимизации приходится ему сталкиваться во время работы.

Культура

 Известный белорусский пейзажист украшает своими скульптурами малую родину

Известный белорусский пейзажист украшает своими скульптурами малую родину

Вы слышали? Скоро в Климовичах пропишется сама княгиня Мещерская.