Вы здесь

Ландшафтный дизайнер: Архивы нужно собирать, если мы хотим восстанавливать свое наследие


Яна Марчук — ландшафтный дизайнер. Она имеет диплом инженера садово-паркового строительства Белорусского государственного технологического университета, кроме того, закончила магистратуру в Великобритании по специальности «Реставрация исторических парков и культурных ландшафтов». Надо отметить, это пожалуй что единственный специалист с таким образованием в нашей стране. Поэтому мы поговорили с Яной Марчук о том, где спрятано сердце старого парка и как можно его увидеть, а также о «зеленой» атмосфере большого города.


— На твой взгляд, действительно ли Беларусь — зеленая страна?

— Прежде всего, хочу напомнить, что пейзаж — это не только растения. Это сложное понятие о месте, которое включает в себя как физические элементы (почва, рельеф, воздух, вода, растения, животные, постройки и поселения) и процессы, так и его историю, отражение в культуре и наше восприятие.

Теперь к вопросу о «зеленой стране». Если я не ошибаюсь, под этим обычно понимают лесистость и количество «зеленых» территорий в поселениях.

По степени покрытости лесом Беларусь особо не выделяется ни среди стран умеренного пояса, ни в Европе. Леса занимают около 40% нашей площади, также, как в Норвегии, Словакии и Франции, и чуть больше, чем в Германии, США и Канаде. В Европе средняя лесистость — приблизительно 50%, а самые богатые лесом европейские страны — Финляндия и Швеция (около 70%).

Что касается «зелености» городов, то она могла бы быть намного больше. Растений очень не хватает на наших улицах и в жилых дворах. В центрах наших городов — вдоль мостовых и открытых газонов, а значит, жара и пыль. Парков и скверов якобы немало, но не везде удобно проводить время, так как все еще не хватает продуманной качественной инфраструктуры.

Орех серый в парке в Любче 2013 год.

— Ты делала исследование, посвященное парке около Любчанского замка. Сложно заниматься таким изучением?

— Да, изучение исторического парка — длинная и кропотливая работа. В так называемых комплексных научных исследованиях участвует множество специалистов: историки, ландшафтные архитекторы, археологи, гидрологи, экологи, ботаники, фитопатологи. А если в парке проявятся ценные виды животных, грибов или лишайников, то их более пристально изучают соответствующие специалисты и также дают свои заключения и рекомендации.

Реставраторы исторических парков (обычно это ландшафтные архитекторы с квалификацией в реставрации) ответственные за принятие проектных решений. Для этого они досконально изучают все материалы — исторические и натурные   и определяют на их основании ценность парка. Это сложная, но и чрезвычайно интересная задача.

Свое исследование Любчанского парке я делала в рамках дипломного проекта. Я изучала остатки планировки, близкие и далекие виды, древесно и травянистые растения, состав почвы. Основными историческими источниками были работы знаменитого исследователя белорусских усадеб Анатолия Федорука и историческая справка Светланы Адамович.

Я пыталась найти информацию о парке также в архивах в Гродно и Минске, но без успеха. Позже в зарубежном архиве историки обнаружили фотографии цветочного партера в Любчанском парке и добротной деревянной лестнице, которая вела к нему с замка. Кстати, эта находка в очередной раз показала, что на самом деле сведения о наших парках сохранились, но они рассыпаны по разным местам мира. Собрать архивы — длительная и дорогостоящая работа, но без нее не обойтись, если мы хотим действительно сохранять и восстанавливать свое наследие.

Меня восхищало чтение воспоминаний потомков последних владельцев Любчанского замка и усадьбы. Место, на которое сначала смотришь только как на архитектурный и исторический объект, начинает «оживать»: ты знакомишься с людьми, которые его осваивали, меняли и развивали, узнаешь об их вкусах, характерах, образе жизни. История места приобретает дополнительное измерение человеческую индивидуальность.

Нам пока точно не известно, как выглядел Любчанский парк, поэтому рано говорить о его восстановлении. Сейчас важно сохранить то, что до нас дошло. Особой заботы требует серый орех, который имеет не менее 100 лет и который, по словам Анатолия Федорука, является старейшим в Беларуси.

Ротонда в Станьковском парка (Дзержинский район), 2016 год. Фото В. Писаревский, pіsarevskіj.com

 Какие парки нашей страны ты советуешь посетить?

— Конечно, Несвижские замковые парки. Также стоит прогуляться по Альбе некогда огромном парковом ансамбле. В нем сохранились остатки интересной водной системы в виде каналов, которые радиально отходят от острова, а также немало старых деревьев.

Очень живописный парк в Логойске: он устроен на древних укреплениях городища, а позже замка. Похоже как и парк в Высоком, который включил в свою композицию остатки замка Сапеги. В Высоком еще читается отличительная аллея из конского каштана, которая имеет длину 400 метров и является одной из самых длинных парковых аллей в Беларуси.

Также посоветую посмотреть парк «Маньковичи» на окраине Столина, который сохранил много интересных экзотов и сейчас имеет статус памятника природы республиканского значения.

— Сколько в Беларуси вообще исторических парков?

Их не меньше тысячи. Сейчас абсолютное большинство из них в плохом и очень плохом состоянии: планировка и виды потеряны, как и большинство старых деревьев, водоемы зарастают и пересыхают. Тем не менее многие парки еще сохраняют особую атмосферу. Но ехать к ним нужно подготовиться, прочитать все, что найдете, чтобы суметь увидеть в парковых руинах остатки масла, разрознить террасы, заметить в зарослях группу лип, которые когда-то были зеленой беседкой, а в ряде грабов узнать стриженую в прошлом шпалеру.

Случаются и открытия. Парк усадьбы Совейки, что в Ляховичском районе Брестской области, поразил меня сохранностью своего пространства. Она не нарушена неуместными сооружениями, ручьи и пруды полноводные, травяной покров богатый, дорожки не заросшее. Повезло также, что в этой усадьбе достаточно хорошо сохранился дом и хозяйственные постройки. Совейки — очень перспективное место.

Старый парк в Несвиже. Фото А. Крука, mapіo.net

 Есть ли в Беларуси примеры хорошо реставрированных парков?

— Старый парк возле Несвижского замка восстановлен, в общем, прилично: насаждения, покрытие дорожек, мостики и мебель органично выглядят в историческом пространстве, не портят ее восприятие. Пример качественной реставрации есть в Станьково, где ротонда, пристань и мостик восстановлены по историческим материалам. Радуют дорожки из каменных высевок в парке в Высоком.

—  Многие старые здания потеряны для настоящего, но есть много парков, которые о них напоминают, не так ли?

— В каждой, даже самой скромной усадьбе был парк, пусть только в виде аллей, которые окружали плодовые сады. Сейчас нередко парк (а точнее, его остатки) —  чуть ли не единственный уцелевший элемент дворянской усадьбы. В советское время барские дома как символы враждебного класса, уничтожали или перестраивали до неузнаваемости. Хозяйственные здания разбирали на кирпичи или они просто сгнивала без присмотра. К паркам, видимо, такой ненависти, как к шляхетскихм домоам, не было: наверное, потому, что к «зелени» в целом относились положительно. Но и проблем не было: в парках вырубали ценные деревья, устраивали силосные ямы, мусорили, бездумно меняли водный режим, от чего пруды и ручьи зарастали и пересыхали. Но, несмотря на серьезный упадок, большинство парков сохранили по крайней мере свои границы, единичные старые деревья, а также самосев, который возможно использовать в их восстановлении.

Мы часто не обращаем внимания, а палисадник возле дороги, ведущей к шляхетскому поместью, был частью его композиции. Он украшал путь и создавал торжественное чувство, готовя гостей к встрече с барским домом. Чаще всего высаживали липу, клен, ясень. Думаю, что аллеи обязательно надо сохранять, даже если сама усадьба не сохранилась. И позаботиться о том следует в том числе сельским Советам, на территории которых они находятся.

Парк в Совейках, 2017 год.

— Ты связала свою жизнь с ландшафтным дизайном и исследованием парков. Чувствуешь удовлетворение от выбранного дела?

— Иногда чувствую большое удовольствие: когда вижу красоту, а еще  когда погружаюсь в изучение места.

Исторические парки мне особенно интересны тем, что сочетают в себе природные и культурные составляющие. На одной стороне природа со своими силами и неизбежными процессами, а на другой человек, стремящийся реализовать придуманный им план. И вот, когда имеешь дело с историческим объектом, всегда очень интересно изучать его с двух точек. С одной стороны, это живой организм, в котором за время, свободное от рук человека, сформировалась определенная экосистема: или, например, очень живописное место с самосевными деревьями и кустарниками, или цветковые растения «сбежали» с клумбы и стали органической частью паркового травяного покрова. С другой стороны, интересно узнавать, как парк выглядел в разные времена, какие были идеи у его создателей, какое значение это место имело и имеет для людей на протяжении всего своего существования. Ты сопоставляешь все, что удалось узнать (и все, что не знаешь), ищешь наилучшие решения. Эта работа сложная, но захватывающая.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Фото из архивов героини материала

Название в газете: Таямніцы паркавых прысадаў...

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.