В Международный день танца зрители, мечтающие о балете, стояли у балетного станка рядом с ведущими солистами хореографической труппы Большого театра.
Этой чести они удостоились, приняв участие в акции «Большой театр воплощает мечты». Новый проект был обьявлен как раз в юбилейный сезон. Он был предложен студентам вузов, той креативной молодежи, которая захотела бы выйти на прославленную сцену. Проходила акция в два этапа. Сначала был так называемый «Шаг 1-й». В нем приняли участие шестеро смелых девушек, которые на один вечер не побоялись перешагнуть грань, отделяющую зрителя от сцены, вышли на нее в мимансе в спектакле «Богема», повествующем о жизни молодых одаренных людей и стали частью мира известной оперы Джакомо Пуччини. Их, как и профессионалов «Богемы», загримировали, одели в костюмы. «Это было очень волнительно!», — поделилась впечатлениями Валерия Журавкина. — Я на сцене! Об этом не могла даже мечтать!». Кстати, она продолжила сближение с Большим театром в «Шаге 2-м» и вместе с другими пятью любителями хореографии побывала на репетиции артистов балета. А суть «Шага-2» вот в чем. Зрителям было предложено написать сочинения о балете, продолжив фразу: «Балет для меня это…». Что они и сделали. В результате инициаторы акции выбрали 12 человек, чьи искренние высказывания об искусстве балета обратили на себя внимание. В настоящее время с ними можно ознакомиться на сайте Большого театра (https://bolshoibelarus.by/).
Победительницами конкурса стали представители самых разных профессий. А на репетицию пришли шестеро: врач, архитектор, педагог, пара студенток из лингвистического университета и одна девушка из гимназии. Как же они были счастливы, хоть немного и робели, счастливы, что смогли заниматься у станка рядом со звездами. С некоторыми выдержками из писем и познакомим читателя.
«Для меня балет это опьяняющая красота мгновений — чудо, нежность, вдохновение, услада чувства и ума, искусства и души соединение!» Валерия Журавкина.
«Балет — это душа на кончиках пуант! Это волшебная пыльца на крылышках вилис! Это слезы и радость, труд, боль, преодоление, счастье!..»
Полина Клопоток.
«...Однажды мама спросила меня: «Маша, ну почему именно балет?» И я тогда, почти не задумываясь, ответила вопросом на вопрос: «А почему мы дышим воздухом?!».
Марья Сергеева.
«Во 2-м классе на уроке хора мы пели песню, в которой были слова: «Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку...» Для меня тогда это было парадоксом. Как можно увидеть то, что представляет из себя звуки? Когда я впервые в 9 лет пришла в Театр оперы и балета на балет Чайковского «Лебединое озеро», я поняла, что означает «увидеть музыку»!..
Анна Перевозникова.
«Любовь к балету пришла в раннем детстве после знакомства с творчеством Анны Павловой. И хотя пришлось выбрать другую сферу деятельности, не связанную с танцем, фразы Анны Павловой прошли через всю жизнь: «Преследовать безостановочно одну и ту же цель — в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, что он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству... Красота – не терпит дилетантства. Служить ей — значит посвятить себя целиком, без остатка». Эти и многие другие слова Анны Павловой (в широком смысле) актуальны не только в искусстве. Стремление к совершенству, осмысленность и ответственность за свое дело, новизна – этим принципам старалась следовать в своей работе…».
Ольга Диденко.
«Я влюблена в балет. Когда-то очень давно была возможность стать балериной, но не воспользовалась, к собственному сожалению. И теперь, когда уже почти 40, я всё же приоткрыла дверь в самую выразительную форму искусства — мир балета.
Понимаю, что никогда не стану профессиональной балериной, но для меня балет — это путь к прекрасному, погружение в мир танца и эмоций, которое помогает расслабляться, находить гармонию, наслаждаться творческим процессом и получать удовольствие от совершенства движений…».
Helena Komarevich.
«Балет — это проявление динамики жизни. Поэзия, написанная телом. Это дендриты и аксоны, создающие определенную конфигурацию, устремляющиеся в видимое проявление динамики жизни. …Балет приносит импульс жизни и заряжает живой энергией…».
Alex Zh.
«Балет для меня — это как идти по свежескошенной траве. Когда ты еле касаешься легкими пальцами земли, ощущая некий полет. В этот момент до глубины души пробирает много чувств: радость, любовь, восхищение. А если еще раскрыть руки и покружиться, то просто сносит голову от переполненных эмоций… Балет — это не только техника. Самые лучшие партии танцуют душой…».
Эмилия Сафт.
«Балет — это дыхание. Для существования человеку жизненно необходим воздух. Он равномерно поступает в легкие, заполняя все свободное пространство своей легкостью. Танец — это дыхание. Столь же легкий, но сильный, умеющий как вскружить голову, так и показать собственную мощь. От балета бегут мурашки по телу, весь мир замирает и сужается до пространства сцены и плавных движений. Танец гипнотизирует, не позволяет оторвать от себя взгляд. И вот, кажется, что ты берешь дыхание одновременно с артистом на сцене — и все твоё сердце восторженно трепещет в груди, бьется о ребра словно птица. И тогда мгновение останавливается. Ты забываешь, что ты человек, что тебе для жизни нужен воздух, ты растворился в движениях, потерялся в танце, словно в лесу…»
Анна-Мария Воробьева
Итак, и мы, журналисты в святая святых Большого, в репетиционном зале, где проходит ежедневная, изнурительная муштра. Но без нее никак, скажет нам после репетиции Константин Кузнецов, народный артист Беларуси, который ее и проведет. «Ведь это уникальное средство, которое позволяет артисту поддерживать свое тело в форме, дает возможность работать долго и без травм. Артист балета должен прийти в зал, получить нагрузку, восстановить ощущение себя в этом мире и пространстве и уйти отсюда – талантливым, довольным собой, с желанием двигаться дальше».
Надо было видеть, с каким трепетом девушки заходили в репетиционный зал, как располагались у балетного станка вслед за ведущими солистами прославленной сцены Игорем Артамоновым, Людмилой Хитровой, Викторией Тренкиной и другими звездами, и начинали разминаться в ожидании Константина Кузнецова. И вот мастер в зале. Несколько хлопков в ладоши, несколько фраз из его уст — и все артисты и поклонницы балета застывают у балетного станка. Как известно, вокабуляр балета почти весь пришел из французского языка, и буквально описывает, как выглядят движения, которые должны выполнять пришедшие на репетицию. Короткие слова, похожие на язык птиц: плие, деми-плие, аттитюд, батман и другие балетные термины артистам и другим обитателям закулисья, причастным к хореографическому искусству, понятны. Артисты быстро выполняют команды Константина. А любительницы смотрят и за ними повторяют.
Урок начинается с плие. Это, как говорится, первое по порядку и одно из основных движений в балете. С плие стартует любой урок классического танца — как для учеников первого балетного класса, так и для артистов театра. Профессионалы подчеркивают: идеальное положение стоп и идеально выворотное положение ног, чистота исполнения — это визитной карточка балетной школы.
Видно, как стараются победительницы «Шага-2». Обращает на себя внимание одна из них, самая невысокая девушка. Видно, что она подготовлена лучше других. Даже фуэте пытается сделать. Потом я узнаю, что гимназистка Марья Сергеева занимается в минском Центре современной хореографии SMART DANCE. А это более 25 танцевальных стилей, 20 квалифицированных преподавателей, более 1000 учеников! В ближайшее время покажет себя в спектакле «Спящая красавица».
"Конечно, все повторить невозможно! И неважно, что у меня все не получалось. Но даже стоять рядом с настоящими звездами, видеть их, смотреть на них — это уже счастье!" — призналась после урока Полина Клопоток, студентка Минского государственного лингвистического университета, будущий преподаватель английского и итальянского языков. Девушка танцует с трехлетнего возраста. Балет для нее стиль жизни, искусство, которое ей дарит вдохновение. Танец, говорит, помогает преодолевать трудные моменты, которые и в ее жизни случаются. «Когда мне грустно, я танцую, когда радостно, тоже танцую».
Минчанка Валерия Журавкина, архитектор, выразившая свой отзыв о балете в стихотворной форме, после репетиции сказала о том, насколько глубоко она почувствовала, что балет это та легкость, которая так тяжело дается. Но вдохновение и радость жизни, хоть тело и устало, в душе, по ее словам, остаются надолго. А вот Марью Сергееву нагрузки не пугают, она уверена, что со временем сможет стать профессионалом. Я не сомневаюсь, что у нее это получится. То спокойное упорство и отсутствие восторга, которое наблюдалось в других участницах акции «Шаг-2», как раз свидетельствовало о том, что эта девушка своего добьется. Глядя на нее, вспомнила себя в пятилетнем возрасте, когда прочла книгу об известной российской балерине Галине Улановой, и как после того стала неистово мечтать о балете. Моя мечта выражалась в произвольном танце дома, на улице, а также в рисовании балерин — на песке и бумаге. Но добрые люди, живущие по соседству, посеяли в детской душе неуверенность, сказав: ты никогда балериной не станешь, дескать, ноги толстые. Разглядываю семейные фото и не понимаю, зачем они это сделали: детские ножки были просто крепкими. Спустя годы поняла: так испытывалась моя мечта. Рассказала девушкам эту историю. Посожалели, посочувствовали, удивились жестокости соседок, а одна из них сказала: мечтать, значит действовать, значит, это был не ваш путь. С чем я и согласилась.
16-20 лет — не поздновато ли для профессионального балета, спросила я у девушек, которые никак не могли разойтись после репетиции. Наперебой ответили: нет! Оказывается, классической хореографией, вопреки стереотипам, можно начать заниматься в любом возрасте. Этот танец помогает укрепить тело, развить координацию, приобрести гибкость. Участницы репетиции убеждены: хореография влияет на общее состояние организма. Благодаря изучению поз, в которых постоянно нужна правильная ровная спина, меняется осанка. В повседневной жизни движения и походка становятся более грациозными. «Нам ведь всем хочется быть красивыми!» — мнение большинства, конечно же, оспорить невозможно. И я понимаю: уроки совершенствуют физическую форму, укрепляют спину, улучшают фигуру, дарят походке лёгкость. Завершая беседу, вместе приходим к выводу: балет — это Вселенная, в которой все устроено по законам красоты и совершенства. И путь туда открыт.
Валентина Жданович
Фото автора, а также Большого театра Беларуси
З мастацтвам па жыцці.
Баявое ўзаемадзеянне найвышэйшага ўзроўню.
«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».