Вы тут

Обычные зрители занимались вместе с ведущими солистами хореаграфической труппы Большого театра


В Международный день танца зрители, мечтающие о балете, стояли у балетного станка рядом с ведущими солистами хореографической труппы Большого театра.


Старт репетиции дан

Этой чести они удостоились, приняв участие в акции «Большой театр воплощает мечты». Новый проект был обьявлен как раз в юбилейный сезон.  Он был предложен студентам вузов, той креативной молодежи, которая захотела бы выйти на прославленную сцену. Проходила акция в два этапа. Сначала был так называемый «Шаг 1-й». В нем приняли участие шестеро смелых девушек, которые на один вечер не побоялись перешагнуть грань, отделяющую зрителя от сцены, вышли на нее в мимансе в спектакле «Богема», повествующем о жизни молодых одаренных людей и стали частью мира известной оперы Джакомо Пуччини. Их, как и профессионалов «Богемы», загримировали, одели в костюмы. «Это было очень волнительно!», — поделилась  впечатлениями Валерия Журавкина. — Я на сцене! Об этом не могла даже мечтать!».  Кстати, она продолжила сближение с Большим театром в «Шаге 2-м» и вместе с другими пятью любителями хореографии побывала на репетиции артистов балета. А суть «Шага-2» вот в чем. Зрителям было предложено написать сочинения о балете, продолжив фразу: «Балет для меня это…». Что они и сделали. В результате инициаторы акции выбрали 12 человек, чьи искренние высказывания об искусстве балета обратили на себя внимание.  В настоящее время с ними можно ознакомиться на сайте Большого театра (https://bolshoibelarus.by/).

У станка победительницы акции Большого театра «Шаг 2» во время репетиции

Победительницами конкурса стали представители самых разных профессий. А на репетицию пришли шестеро: врач, архитектор, педагог, пара студенток из лингвистического университета и одна девушка из гимназии. Как же они были счастливы, хоть немного и робели, счастливы, что смогли заниматься у станка рядом со звездами. С некоторыми выдержками из писем и познакомим читателя.

Ведущий мастер сцены Виктория Тренкина, за ней —гимназистка Марья Сергеева

«Для меня балет это опьяняющая красота мгновений — чудо, нежность, вдохновение, услада чувства и ума, искусства и души соединение!» Валерия Журавкина.

 «Балет — это душа на кончиках пуант! Это волшебная пыльца на крылышках вилис! Это слезы и радость, труд, боль, преодоление, счастье!..»

Полина Клопоток.

 «...Однажды мама спросила меня: «Маша, ну почему именно балет?» И я тогда, почти не задумываясь, ответила вопросом на вопрос: «А почему мы дышим воздухом?!».

Марья Сергеева.

«Во 2-м классе на уроке хора мы пели песню, в которой были слова: «Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку...» Для меня тогда это было парадоксом. Как можно увидеть то, что представляет из себя звуки? Когда я впервые в 9 лет пришла в Театр оперы и балета на балет Чайковского «Лебединое озеро», я поняла, что означает «увидеть музыку»!..

Анна Перевозникова.

Народный артист Беларуси — Константин Кузнецов впервые проводит такую оригинальную репетицию артистов балета, рядом с которыми выполнить его команды изо всех сил стремятся поклонницы хореографического искусства

«Любовь к балету пришла в раннем детстве после знакомства с творчеством Анны Павловой. И хотя пришлось выбрать другую сферу деятельности, не связанную с танцем, фразы Анны Павловой прошли через всю жизнь: «Преследовать безостановочно одну и ту же цель — в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, что он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству... Красота – не терпит дилетантства. Служить ей — значит посвятить себя целиком, без остатка». Эти и многие другие слова Анны Павловой (в широком смысле) актуальны не только в искусстве. Стремление к совершенству, осмысленность и ответственность за свое дело, новизна – этим принципам старалась следовать в своей работе…».

Ольга Диденко.

«Я влюблена в балет. Когда-то очень давно была возможность стать балериной, но не воспользовалась, к собственному сожалению. И теперь, когда уже почти 40, я всё же приоткрыла дверь в самую выразительную форму искусства — мир балета.

Понимаю, что никогда не стану профессиональной балериной, но для меня балет — это путь к прекрасному, погружение в мир танца и эмоций, которое помогает расслабляться, находить гармонию, наслаждаться творческим процессом и получать удовольствие от совершенства движений…».

Helena Komarevich.

«Балет — это проявление динамики жизни. Поэзия, написанная телом. Это дендриты и аксоны, создающие определенную конфигурацию, устремляющиеся в видимое проявление динамики жизни. …Балет приносит импульс жизни и заряжает живой энергией…».

Alex Zh.

Так выглядел репетиционный зал перед началом урока. Солисты балета и любители разминались, разогревали тело

«Балет для меня — это как идти по свежескошенной траве. Когда ты еле касаешься легкими пальцами земли, ощущая некий полет. В этот момент до глубины души пробирает много чувств: радость, любовь, восхищение. А если еще раскрыть руки и покружиться, то просто сносит голову от переполненных эмоций… Балет — это не только техника. Самые лучшие партии танцуют душой…».

Эмилия Сафт.

«Балет — это дыхание. Для существования человеку жизненно необходим воздух. Он равномерно поступает в легкие, заполняя все свободное пространство своей легкостью. Танец — это дыхание. Столь же легкий, но сильный, умеющий как вскружить голову, так и показать собственную мощь. От балета бегут мурашки по телу, весь мир замирает и сужается до пространства сцены и плавных движений. Танец гипнотизирует, не позволяет оторвать от себя взгляд. И вот, кажется, что ты берешь дыхание одновременно с артистом на сцене — и все твоё сердце восторженно трепещет в груди, бьется о ребра словно птица. И тогда мгновение останавливается. Ты забываешь, что ты человек, что тебе для жизни нужен воздух, ты растворился в движениях, потерялся в танце, словно в лесу…»

Анна-Мария Воробьева

Уже перед началом репетиции было видно, как стараются победительницы «Шага 2». Марья Сергеева, самая невысокая девушка, обращает на себя внимание. Видно, что она подготовлена лучше других. Даже фуэте пытается сделать. Как оказалось, Марья занимается в минском Центре современной хореографии SMART DANCE

Итак, и мы, журналисты в святая святых Большого, в репетиционном зале, где проходит ежедневная, изнурительная муштра. Но без нее никак, скажет нам после репетиции Константин Кузнецов, народный артист Беларуси, который ее и проведет. «Ведь это уникальное средство, которое позволяет артисту поддерживать свое тело в форме, дает возможность работать долго и без травм. Артист балета должен прийти в зал, получить нагрузку, восстановить ощущение себя в этом мире и пространстве и уйти отсюда – талантливым, довольным собой, с желанием двигаться дальше». 

Надо было видеть, с каким трепетом девушки заходили в репетиционный зал, как располагались у балетного станка вслед за ведущими солистами прославленной сцены Игорем Артамоновым, Людмилой Хитровой, Викторией Тренкиной и другими звездами, и начинали разминаться в ожидании Константина Кузнецова. И вот мастер в зале. Несколько хлопков в ладоши, несколько фраз из его уст — и все артисты и поклонницы балета застывают у балетного станка. Как известно, вокабуляр балета почти весь пришел из французского языка, и буквально описывает, как выглядят движения, которые должны выполнять пришедшие на репетицию. Короткие слова, похожие на язык птиц: плие, деми-плие, аттитюд, батман и другие балетные термины артистам и другим обитателям закулисья, причастным к хореографическому искусству, понятны. Артисты быстро выполняют команды Константина. А любительницы смотрят и за ними повторяют.

 В «Шаге-1» приняли участие шестеро смелых девушек, которые на один вечер не побоялись перешагнуть грань, отделяющую зрителя от сцены, вышли на нее в мимансе в спектакле «Богема», повествующем о жизни молодых одаренных людей и стали частью мира известной оперы Джакомо Пуччини. Их, как и профессионалов «Богемы», загримировали, одели в костюмы. Валерия Журавкина (вторая слева, в нижнем ряду) так впечатлилась выходом на сцену в оперном спектакле, что приняла участие и в «Шаге-2»

Урок начинается с плие. Это, как говорится, первое по порядку и одно из основных движений в балете. С плие стартует любой урок классического танца — как для учеников первого балетного класса, так и для артистов театра. Профессионалы подчеркивают: идеальное положение стоп и идеально выворотное положение ног, чистота исполнения — это визитной карточка балетной школы.

Видно, как стараются победительницы «Шага-2». Обращает на себя внимание одна из них, самая невысокая девушка. Видно, что она подготовлена лучше других. Даже фуэте пытается сделать. Потом я узнаю, что гимназистка Марья Сергеева занимается в минском Центре современной хореографии SMART DANCE. А это более 25 танцевальных стилей, 20 квалифицированных преподавателей, более 1000 учеников! В ближайшее время покажет себя в спектакле «Спящая красавица».

"Конечно, все повторить  невозможно! И неважно, что у меня все не получалось. Но даже стоять рядом с настоящими звездами, видеть их, смотреть на них — это уже счастье!" — призналась после урока Полина Клопоток, студентка Минского государственного лингвистического университета, будущий преподаватель английского и итальянского языков. Девушка танцует с трехлетнего возраста. Балет для нее стиль жизни,  искусство, которое ей дарит вдохновение. Танец, говорит, помогает преодолевать трудные моменты, которые и в ее жизни случаются. «Когда мне грустно, я танцую, когда радостно, тоже танцую».

Репетиционный процесс с участницами миманса длился несколько дней. Девушкам показывали место на сцене, где они должны были появиться, как должны двигаться. Так же они заранее примеряли костюмы. А перед началом спектакля в гримёрной всем сделали минимальный грим. «Это было очень волнительно и великолепно!», — поделилась впечатлениями Валерия Журавкина

Минчанка Валерия Журавкина, архитектор, выразившая свой отзыв о балете в  стихотворной форме, после репетиции сказала о том, насколько глубоко она почувствовала, что балет это та легкость, которая так тяжело дается. Но вдохновение и радость жизни, хоть тело и устало, в душе, по ее словам, остаются надолго. А вот Марью Сергееву нагрузки не пугают, она уверена, что со временем сможет стать профессионалом. Я не сомневаюсь, что у нее это получится. То спокойное упорство и отсутствие восторга, которое наблюдалось в других участницах акции «Шаг-2», как раз свидетельствовало о том, что эта девушка своего добьется. Глядя на нее, вспомнила себя в пятилетнем возрасте, когда прочла книгу об известной российской балерине Галине Улановой, и как после того  стала неистово мечтать о балете. Моя мечта выражалась в произвольном танце дома, на улице, а также в рисовании балерин — на песке и бумаге. Но добрые люди, живущие по соседству, посеяли в детской душе неуверенность, сказав: ты никогда балериной не станешь, дескать, ноги толстые. Разглядываю семейные фото и не понимаю, зачем они это сделали: детские ножки были просто крепкими. Спустя годы поняла: так испытывалась моя мечта. Рассказала девушкам эту историю. Посожалели, посочувствовали, удивились жестокости соседок, а одна из них сказала: мечтать, значит действовать, значит, это был не ваш путь. С чем я и согласилась. 

16-20 лет — не поздновато ли для профессионального балета, спросила я у девушек, которые никак не могли разойтись после репетиции. Наперебой ответили: нет! Оказывается, классической хореографией, вопреки стереотипам, можно начать заниматься в любом возрасте. Этот танец помогает укрепить тело, развить координацию, приобрести гибкость. Участницы репетиции убеждены: хореография влияет на общее состояние организма. Благодаря изучению поз, в которых постоянно нужна правильная ровная спина, меняется осанка. В повседневной жизни движения и походка становятся более грациозными. «Нам ведь всем хочется быть красивыми!» —   мнение большинства, конечно же,  оспорить невозможно. И я понимаю: уроки совершенствуют физическую форму, укрепляют спину, улучшают фигуру, дарят походке лёгкость. Завершая беседу, вместе приходим к выводу: балет — это Вселенная, в которой все устроено по законам красоты и совершенства. И путь туда открыт.

Валентина Жданович

Фото автора, а также Большого театра Беларуси

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Ба­я­вое ўза­е­ма­дзе­ян­не най­вы­шэй­ша­га ўзроў­ню.

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.