Вы здесь

Выступление Кочановой на открытии восьмой сессии Совета Республики


Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Кочановой Н.И. на открытии восьмой очередной сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.


Уважаемые члены Совета Республики!

Уважаемые приглашенные!

Сегодня для нас знаменательный день — мы открываем не только восьмую сессию Совета Республики, но и, по сути, начинаем новый этап развития белорусского государственного строительства и отечественного парламентаризма.

27 февраля 2022 года состоялся республиканский референдум, на который был вынесен один вопрос — «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?». Почти 83% наших граждан, принявших участие в голосовании, отдали свой голос «За».

Итоги референдума наглядно продемонстрировали, что белорусы — по-настоящему единая монолитная нация, которая самостоятельно, без чьей-либо указки извне ставит перед собой стратегические цели и готова их достигать, несмотря ни на что. Главное даже не то, что мы доказали свою национальную зрелость другим странам и народам, а то, что мы утвердились в этом для самих себя.

Нет никаких сомнений и в том, что по всем основным вопросам настоящего и будущего страны власть и общество слушают и слышат друг друга. Наш народ разделяет и поддерживает проводимый белорусским лидером, уважаемым Александром Григорьевичем Лукашенко, политический курс.

Значение этого факта трудно переоценить, ведь доверие — самая прочная основа для созидательного развития.

Наши граждане не просто обратились к сути Основного закона, по-новому прочувствовали его дух, но и приняли активное, ответственное участие в диалоговых площадках и встречах во всех уголках нашей страны. В общей сложности вынесенный на референдум проект обсуждали более миллиона белорусов.

Поэтому, безусловно, в 2022 году День Конституции обретает особый смысл, статус и значение. Эта дата в календаре стала ближе каждому белорусу. Каждый из нас причастен к обновлению Основного закона страны. Мы все вместе сделали очень большое, очень важное дело — вписали новую страницу в историю суверенной Беларуси.

Члены Совета Республики приняли активное и самое непосредственное участие в создании проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, организации и проведении общественных обсуждений и республиканского референдума.

Для нас — это огромная честь и ответственность. Вклад Совета Республики отмечен особыми словами благодарности Президента нашей страны, Центральной избирательной комиссии.

От всей души поздравляю всех с этим судьбоносным историческим событием — вступлением в силу обновленного Основного закона! Желаю сохранить о сегодняшнем дне только самые добрые и позитивные впечатления. Пусть вдохновение начала действия конституционных новаций станет нашим постоянным спутником в профессиональной деятельности и личной жизни.

Уважаемые коллеги!

В этой непростой геополитической обстановке мы смогли осуществить такой важный для нашей страны шаг, как обновление Основного закона. Быть может, мы переживаем один из самых сложных кризисов человеческой цивилизации. В условиях высокой неопределенности никто не готов дать однозначный прогноз, что нас ждет дальше. Но очевидно — мир уже не будет прежним.

Мы видим, как повсеместно девальвируется доверие, как стремительно нарастают агрессия и ненависть, как разрушаются выстраиваемые десятилетиями принципы международного общежития и мирного сосуществования, как деградирует система безопасности, как утрачиваются добрые человеческие связи.

К сожалению, одиозные псевдодемократы все глубже погружаются в состояние психоза. С помощью карманных СМИ и экспертов они по-прежнему пытаются доказать нам свое превосходство. После неудавшихся попыток «блицкрига», удушения санкциями они продолжают травить наших граждан тоннами грязной лжи и фейков, прибегают к самым гнусным провокациями буквально терроризируют белорусов с твердой государственной позицией.

Как вы знаете, недавно совершен очередной низменный выпад: так называемые проводники демократии лишили наших паралимпийских спортсменов возможности участвовать в соревнованиях и запретили им выступать под Государственным флагом Республики Беларусь. Причем не на территории Америки или Евросоюза, а на суверенной территории нашего стратегического партнера — Китая.

Аналогичная ситуация — в науке, культуре, образовании и ряде других гуманитарных сфер. Фактически имеет место преследование наших граждан только потому, что они не отрекаются от своего государства. Возникают очень страшные ассоциации происходящего с уже имевшим место в истории геноцидом белорусского народа. А что это тогда, если не геноцид, только в современной интерпретации? Такое поведение не поддается никакому здравому смыслу и подлежит осуждению.

В связи с этим члены Президиума Совета Республики направили в международные организации заявление. Для нас — дело чести правдиво писать свою историю, фиксировать каждый факт посягательства на национальную идентичность белорусов. Если нашим коллегам-политикам правда не нужна, так пусть хоть их потомки знают об этом!

Нынешняя тактика Запада деструктивна и в отношении собственных народов. Разве это правильно: для своих же граждан закрывать импорт энергетических ресурсов по приемлемым ценам, экологически чистых продуктов питания из Беларуси и России, запрещать получать качественные медицинскую помощь и образование у нас, совершать туристические поездки, знакомиться с историческим и культурным наследием нашего региона?.. Не говоря уже о том, что разрываются дружеские и семейные связи.

И все это тогда, когда их же хваленые эксперты прогнозируют продовольственный и энергетический кризис, резкое обострение дефицита питьевой воды... Разве в преддверии усугубляющихся глобальных проблем люди должны разъединяться? Вот их пресловутая демократия, рыночная экономика, либеральные ценности в действии.

Однако до тех пор, пока люди, живущие в западных странах, не научатся анализировать все происходящее, отношения между нашими государствами не наладятся. Они должны очнуться от нагнетаемого психоза, посмотреть правде в глаза и принять ее. В свою очередь мы всегда остаемся на позициях миролюбивой политики, выстраивания равноправного диалога, отношений на принципах доверия и взаимоуважения.

Неоднократно задумываюсь над тем, что каждому поколению белорусов выпало на долю какое-то испытание. Одни — сражались за независимость, другие — восстанавливали белорусские города и села после военной разрухи, а в 90-е после развала СССР — создавали суверенное государство. Для нынешнего поколения, особенно молодежи, наверное, самое важное и сложное — это сохранить свой внутренний стержень, не поддаться этому сумасшествию, которое неприкрыто насаждает коллективный Запад, не разучиться отличать действительность от всего того, что извергают под видом правды финансируемые из-за рубежа медиаресурсы.

Ведь на самом деле вопрос даже не в Беларуси. Для коллективного Запада мы, как говорит наш глава государства, — балкон, срезав который, он рассчитывает подступиться вплотную к нашему союзнику — России. Сейчас пытаются отыграться на нас за проводимую Россией специальную военную операцию по защите Донбасса. Все ограничительные меры, направленные на Россию, автоматически применяются и к нам.

Наш Президент подробно и обстоятельно говорил с нами на эту тему, дал прямые и однозначные оценки природы этого многолетнего конфликта и определил возможные направления движения к миру в Украине. С самого первого дня наша страна активно и последовательно выступала за его мирное урегулирование. В Минске по просьбе России и Украины работала трехсторонняя контактная группа.

Каждый должен для себя уяснить и довести до людей три ключевые позиции. Во-первых, мы не предатели и предателями не будем никогда. Во-вторых, белорусской техники и белорусских военных в Украине нет, а если мы и будем воевать, то за свою страну и на своей территории. В этом случае под ружье встанут все, неприкасаемых у нас нет. И, наконец, наш Президент делает все возможное, а порой и невозможное, чтобы не было войны.

Надеемся, что политико-дипломатические методы помогут в разрешении напряженной ситуации.

Уважаемые члены Совета Республики!

В нынешних условиях мы должны сконцентрировать свои усилия на дальнейшем сближении с Российской Федерацией в экономике, военной сфере и сфере безопасности, по гуманитарным направлениям развития. Дальнейшее наращивание сотрудничества с нашим стратегическим союзником является приоритетом на двустороннем треке межпарламентского взаимодействия.

В сессионный период продолжится работа в Парламентском собрании Союза Беларуси и России. С учетом принятия 28 союзных программ и в целях повышения эффективности деятельности изменяется структура Парламентского собрания. В числе важнейших задач — разработка модельных законов, которые будут способствовать гармонизации национальных законодательств.

В последнее время Совет Республики значительно расширил парламентские контакты с Советом Федерации — проводятся визиты, встречи, консультации, которые не ограничиваются рамками законотворчества. Развернута серьезная работа по подготовке IX Форума регионов Беларуси и России: создан организационный комитет, определены даты проведения, места, тематика секций.

Еще одна инициатива Совета Республики и Совета Федерации — это реализация совместного военно-патриотического проекта «Поезд памяти», в рамках которого школьники Беларуси и России с 22 июня по 3 июля смогут посетить города воинской славы наших стран, встретиться с ветеранами, установить дружеские отношения. В Год исторической памяти это особо значимо. Планируется, что «Поезд памяти» станет традиционным и будет проводиться ежегодно.

Отношения Беларуси и России должны стать эталоном для взаимодействия с государствами в составе интеграционных объединений Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза. Мы нацелены на сохранение и расширение сложившихся тесных парламентских связей с дружественными нам странами на постсоветском пространстве.

В конце марта состоится заседание Совета Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, посвященное 30-летию Организации. Планируется участие парламентской делегации Республики Беларусь для доведения нашей позиции по международной и парламентской проблематике.

Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить Председателя Совета Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, Председателя Совета Федерации Валентину Ивановну Матвиенко за активное участие миссии Межпарламентской ассамблеи во главе с заместителем Председателя Совета Федерации Константином Иосифовичем Косачевым в наблюдении за проведением республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Профессиональный подход, ответственная и конструктивная позиция миссии наблюдателей способствовали объективной оценке процесса подготовки и проведения конституционного референдума. Для нас действительно ценно, что в судьбоносный исторический момент наши союзники были рядом с нами.

Особую значимость приобретает сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и ее парламентского измерения — Парламентской ассамблеи.

Сегодня роль ОДКБ в решении этих задач на евразийском пространстве существенно возросла. Подтверждение тому — недавние события в Казахстане, где ОДКБ впервые показала свой миротворческий потенциал. Организация подтвердила свою востребованность, способность действовать быстро, решительно и эффективно. Благодаря этому конфликт был локализован и не получил развития по негативному сценарию.

Полагаю, что мы должны активнее и большим представительским составом участвовать в мероприятиях различного уровня по тематике обеспечения мира и безопасности, настойчивее доносить наше мнение по данному вопросу на международных площадках.

Для обеспечения членов Совета Республики актуальной и достоверной информацией предлагаю организовать регулярно действующие семинары-консультации с уполномоченными государственными органами.

Что касается диалога с западными странами, то, возможно, пришло время критически пересмотреть ратифицированные нами двусторонние договоренности. Надо обсудить с заинтересованными, насколько резонно нашей стране обременять себя обязательствами, когда другая сторона их игнорирует или прямо нарушает? Не ущемляются ли национальные интересы Беларуси?

В сложившейся ситуации, когда страны Запада от нас закрываются, всячески пытаются изолировать Беларусь и Россию, жизнь не останавливается. Любые вызовы необходимо рассматривать как новые возможности. Нам предстоит переориентироваться на азиатский вектор.

Нашим приоритетом в этом регионе является углубление сотрудничества с Китаем. Мы продолжим мероприятия по развитию взаимодействия с руководством Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и по линии молодежных и женских организаций. Наши взаимоотношения в обозначенных областях складываются весьма продуктивно, за что мы благодарны нашим китайским друзьям.

В азиатском направлении парламентарии должны работать на опережение — в кратчайшие сроки необходимо актуализировать контакты с коллегами, проанализировать имеющуюся нормативную базу на предмет ее достаточности и гибкости для обеспечения реализации правительством и хозяйственными структурами конкретных проектов в разных областях. Законодательная работа должна не только отвечать насущным потребностям, но и стимулировать развитие двусторонних и многосторонних отношений на взаимовыгодной основе.

Укрепляйте связи с белорусской диаспорой в Азии. Используйте свои возможности в профессиональной деятельности и личные контакты. Для эффективного сотрудничества нам нужно стать еще ближе с народами этих стран, знать их менталитет, настроения и приоритеты.

В условиях нарастающей конфронтации в мировой политике и смещения геополитических приоритетов кратно возрастает значение международной парламентской дипломатии, способной сближать страны и народы, упреждать конфликтные ситуации в отношениях между государствами и государственными объединениями. Члены Совета Республики должны задействовать все имеющиеся парламентские возможности для защиты и продвижения наших национальных интересов на международной арене.

Сейчас вопросы международных отношений и безопасности — приоритетное направление работы для каждого из нас. Если нужны организационные решения Председателя Совета Республики или Президиума — вносите свои предложения.

Уважаемые члены Совета Республики!

Уважаемые приглашенные!

С принятием обновленной Конституции не стоит ожидать мгновенных изменений в нашей жизни — сегодня мы проснулись все в той же родной и любимой Беларуси. Процесс воплощения новаций многоэтапный. Для этого потребуется консолидация усилий всего общества, каждого из нас на своем месте. Теперь это наш моральный долг, обязанность, стимул двигаться вперед и наша национальная идея.

Безусловно, разъяснительная работа по изменениям и дополнениям в Основной закон должна быть продолжена и на этом этапе. Идите в учебные и трудовые коллективы, встречайтесь с людьми по месту жительства, выступайте на медийных площадках. Доносите суть принятых конституционных новаций и то, как они будут внедряться в нашу повседневную жизнь, какой результат лично для себя ощутит человек.

Для парламентариев наступает период активной, кропотливой законотворческой работы. Мы должны привести все законодательные и подзаконные акты в соответствие с обновленной Конституцией, по сути — заново выстроить иерархию нормативных правовых актов. И тогда Основной закон будет полноценно и успешно работать для многих поколений белорусов.

В соответствии с заключительными положениями обновленной Конституции в течение года со дня вступления в силу одобренных изменений и дополнений подлежит принятию закон, определяющий компетенцию, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания. Одновременно с этим законопроектом пакетным принципом следует принять законопроект «О гражданском обществе».

В течение двух лет необходимо привести в соответствие с Конституцией законодательную базу. Всего по предварительным подсчетам предстоит скорректировать более 100 законов.

В данный пакет входят системообразующие акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и должностных лиц. В их числе — законы «О Президенте Республики Беларусь», «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О статусе депутата местного Совета депутатов», Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе су́дей. Перечисленные законодательные акты находятся в зоне пристального нашего внимания и ответственности, работа по ним уже ведется.

Предстоит скорректировать Регламент Совета Республики. В частности, необходимо внести изменения в перечни вопросов общей и исключительной компетенции Совета Республики, расширить список форм совместной работы с Палатой представителей, актуализировать полномочия постоянных органов Совета Республики.

На повестке сессии законопроекты, включенные в План подготовки проектов законодательных актов на 2022 год. Всего должно быть внесено 20 законопроектов, в том числе 4 совершенно новых — «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии», «О страховой деятельности», «О лизинговой деятельности», а также вышеупомянутый законопроект «О Всебелорусском народном собрании».

Кроме того, с учетом правоприменительной практики и произошедших изменений в законодательстве планируется корректировка ряда законов по вопросам социальной защиты, труда и занятости населения, порядка регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в сфере природопользования и охраны окружающей среды, законодательства о транспорте, государственной статистике.

Предстоит дальнейшая актуализация Избирательного и Уголовно-исполнительного кодексов, законов «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», «Об основах административных процедур». Есть необходимость внесения очередных изменений и дополнений в Уголовный кодекс, в частности, введения уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Традиционно самое серьезное внимание будет уделено законопроектам в сферах бюджетно-финансовой и налоговой политики. Продолжится работа над законопроектами, уже находящимися в Совете Республики. Это более 30 документов, направленных на совершенствование законодательства, устранение неэффективных, устаревших положений и пробелов в правовом регулировании.

Особой социальной значимостью обладают законопроекты по вопросам борьбы с коррупцией, об обращениях граждан и юридических лиц, об оказании психологической помощи населению, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о физической культуре и спорте, об изменении Гражданского кодекса. Не менее важны законопроекты «О государственной службе», «О лицензировании», Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности«.

Для оперативной и качественной подготовки законопроектов создаются соответствующие рабочие группы. В их состав входят члены Совета Республики и работники Секретариата Совета Республики. Так, сформированные рабочие группы по подготовке законопроекта «О Всебелорусском народном собрании», изменений в Избирательный кодекс Республики Беларусь уже активно включились в работу.

Действенным инструментом повышения эффективности и качества законодательных актов является экспертный совет. Такой формат работы дает возможность всесторонне и беспристрастно оценить политические, финансово-экономические, социальные и иные последствия принятия решений.

Положительно зарекомендовала себя практика привлечения к рассмотрению проектов документов широкого круга экспертов из разных сфер. Экспертами могут быть не только специалисты, профессионально занимающиеся вопросами, выносимыми на заседания, но и граждане, которые в своей повседневной деятельности сталкиваются с той или иной проблемой, и зачастую знают ее лучше.

В частности, при рассмотрении вопросов развития агроэкотуризма к участию в заседании приглашались фермеры и живущие по соседству с усадьбами граждане, обратившиеся к нам на прием по личным вопросам. Встреча с победителями школьного конкурса эссе «Знай свою Конституцию» показала, что мнение ребят могло быть очень полезным при корректировке законодательства об образовании.

Благодарю члена Совета Республики Александра Сергеевича Карпицкого за великолепную идею проведения этого конкурса.

Законотворческая деятельность должна вестись в тесном взаимодействии с правительством, органами местного управления и самоуправления, со всеми заинтересованными. Мы работаем на общий результат.

В целях обеспечения на местах совместной работы всех заинтересованных функционирует Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Сейчас ведется подготовка мероприятий, направленных на повышение эффективности осуществления местными Советами депутатов своих полномочий. Перспективным видится выстраивание сотрудничества Совета с недавно открывшимися в областных центрах филиалами Белорусского института стратегических исследований.

В работе над законопроектами активно используйте подходы, наработанные при подготовке проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, — проведение диалоговых и дискуссионных площадок, экспертных круглых столов, встреч с трудовыми коллективами и гражданами по месту жительства... Наши люди уже привыкли к такого рода активности, и их потенциал должен быть задействован на пользу дела. Кроме того, вовлечение заинтересованных в процесс разработки законопроекта является гарантией его социальной поддержки и надлежащей реализации.

В новых реалиях законодатель — это не просто специалист, который способен облечь мысль в юридическую форму. Сейчас мы должны соответствовать гораздо более весомым требованиям: уметь работать с общественным мнением, генерировать идеи, юридически их оформлять, сопроводить законопроект до логического завершения, вплоть до его реализации на практике. Если будете видеть, что есть недоработки или шероховатости, значит, останавливаться нельзя — инициируйте дальнейшее совершенствование этой правовой сферы.

Нам, парламентариям, работать надо как никогда быстро, четко и высокопрофессионально. Мыслить нужно аналитически. Качественная юридическая техника — это наши настройки по умолчанию. С учетом планируемого объема, сложности, важности работы и имеющегося временного люфта — по-другому нельзя. От того, как мы с вами отработаем ближайшие два года, напрямую зависит дальнейший ход конституционных преобразований.

Уважаемые члены Совета Республики!

Одним из самых важных направлений работы Совета Республики — палаты территориального представительства — является работа с населением. Мы, члены Совета Республики, должны быть максимально вовлечены в жизнь людей во всех уголках страны, знать их проблемы и предлагать возможные решения. Особенно сейчас, когда всем — молодыми постарше, учащимся, работающими пенсионерам, в городе и сельской местности, и нам с вами — государственным служащим приходится, что называется, выходить из зоны комфорта и учиться жить в изменяющихся условиях.

Порой людям действительно сложно самостоятельно разобраться в перипетиях сегодняшнего дня, справиться с гибридными атаками наших злопыхателей. Поэтому на первый план выходит разъяснительная работа с населением — люди должны знать правду, иметь возможность планировать будущее и рассчитывать собственные силы.

Идите в народ и объясняйте, что 2022-й будет непростым, придется всем потрудиться в полную силу. При этом все у нас благополучно сложится и без Запада, но надо немного подождать и потерпеть, чтобы перестроиться. Говорите с людьми честно и открыто на волнующие их темы.

Все должны уяснить, что не надо поддаваться на провокации и фейки. Мы защищали и будем защищать Беларусь. Суверенитет — это для нас святое. А не поддерживать свою страну, свою власть, свой народ — значит выступать против Беларуси на стороне тех, кто пытается уничтожить белорусскую государственность. Серединных позиций сегодня нет.

Особое внимание нужно уделять психологическому микроклимату в трудовых коллективах. Все должны быть настроены на работу. Трудовая и исполнительная дисциплина должна быть на самом высоком уровне. Сейчас совсем не то время, чтобы отвлекаться от действительно важных дел.

Еще один приоритет Совета Республики в работе с людьми — рассмотрение обращений. Мы несем ответственность за качество жизни людей по всей стране, за социальное самочувствие регионов, а значит — обязаны включаться в решение проблем наших граждан.

В составе Совета Республики — люди с уникальным профессиональным и житейским опытом, которые проработали на многих должностях в регионах и на республиканском уровне. Сегодня нет вопросов не наших! Все, что волнует людей, — это компетенция Совета Республики.

В январе — феврале 2022-го в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года количество обращений, поступивших к членам Президиума Совета Республики, увеличилось на 36%. Рост числа обращений отмечен из всех регионов страны. Структура сохранилась — основная масса обращений — это город Минск, 17% — Минская область, по 9% — Брестская и Гомельская области, остальные регионы — около 7% на каждый.

Во многом указанная динамика обусловлена проведением Советом Республики широкомасштабных мероприятий по разъяснению положений проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. В этом плане положительно зарекомендовала себя созданная при Совете Республики общественная приемная. Убеждена, что данный формат следует активно использовать при подготовке других законопроектов, которые имеют особую социальную значимость и интересны людям.

К членам Совета Республики люди обращаются с самыми разными вопросами: жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, землепользование, социальное и пенсионное обеспечение, здравоохранение. При этом зачастую обращения поступают к нам после того, как они не решаются на местах.

В связи с этим особую значимость приобретает качественная организация рассмотрения обращений. Нельзя допускать, чтобы обращения перенаправлялись в те государственные органы, действия которых обжалуются. Члены Совета Республики должны принимать активное и самое непосредственное участие в рассмотрении обращений. Все вопросы должны находиться на нашем контроле до их логического разрешения. Заявители должны получать от нас четкие, аргументированные разъяснения, чтобы им не пришлось повторно обращаться с этими же вопросами.

Кроме того, членам Совета Республики надо смелее спрашивать с местных органов власти за волокиту и бездействие. У нас такие полномочия есть.

Ни в коем случае нельзя отталкивать человека, попытайтесь хотя бы вникнуть в его проблемы. Даже если заявитель не прав или с ним уже прекращена переписка — прошу вас: пообщайтесь с человеком, еще раз объясните ему это. Ни один наш гражданин не должен чувствовать себя ненужным, выброшенным на обочину судьбы. Не надо обижать наших людей.

Параллельно с рассмотрением обращений членам Совета Республики необходимо выполнять задачи по мониторингу цен в торговых сетях, аптеках, контролю за своевременной выплатой заработной платы. Члены Совета Республики на постоянной основе оказывают содействие гражданам в трудоустройстве на предприятиях в регионах. Для людей это — вопросы социальной справедливости.

В работе с людьми практикуйте самые разные формы, которые будут демонстрировать вашу открытость людям и готовность помочь им. Нам всем надо смелее переходить в режим прямой трансляции, приемов граждан без предварительной записи, прямых телефонных линий без использования секретарей-операторов. Подобные условности обычно воспринимаются людьми как преграды, что не способствует установлению доверительного диалога с представителями власти.

Продолжайте использовать все возможности государственных СМИ, официальных ресурсов Совета Республики, личные странички в социальных сетях. Но не забывайте — ничто не заменит живого человеческого общения. В непосредственном личном контакте глаза в глаза — есть шанс достучаться до каждого и донести свою позицию. Именно через живое человеческое общение у нас есть шанс выработать народный иммунитет к фейкам, лжи и фальши, и вместе противостоять развернутой против Беларуси гибридной войне.

Уважаемые коллеги!

Не менее важным направлением в нашей работе является общественная деятельность. На собственном примере мы должны показывать людям конструктивную гражданскую позицию, учить их выстраивать нормальные человеческие отношения и вести цивилизованный диалог.

В Совете Республики функционируют первичные ячейки Белорусского союза женщин, профсоюзной организации, а в феврале 2022 года создана первичная организация Белорусского республиканского союза молодежи. Мы видим еще перспективы собственного развития в этом плане.

Однако очевидно, что сегодня назрела потребность в единой национальной концепции развития гражданского общества, столпами которого выступают наши основные общественные объединения. Предварительно надо обобщить накопленный опыт деятельности общественных структур в нашей стране, выработать единые подходы к обеспечению гражданского участия в принятии ключевых решений.

Считаю правильным предоставить возможность всем общественным институтам высказать свое мнение по данному вопросу. Предлагаю подумать об организации на базе Совета Республики площадки для сбора и обсуждения идей и конкретных инициатив по развитию гражданского общества в Беларуси. Такая площадка может стать постоянно действующим связующим звеном между представителями власти и гражданского общества при реализации созидательных проектов и инициатив.

Принципиально важно, чтобы в общественной жизни возросла роль молодежи. Мотивированная, образованная, активная молодежь — это стратегический ресурс любой страны. Необходимо активнее вовлекать молодежь в социально полезную деятельность через органы самоуправления, общественные объединения молодежной направленности, молодежные советы и парламенты.

Для нас, парламентариев, работа с молодежью остается приоритетом. В этом году завершается срок полномочий первого созыва Молодежного парламента. Можно сказать, что это — наш пилотный проект и он достаточно успешно реализован, эффект есть и есть перспективы. Мы видим, что деятельность в этом направлении надо обязательно продолжить.

Членами Молодежного парламента должны быть те ребята, которые хотят заниматься этой работой по зову сердца, у которых действительно есть стержень, которые осознают — это моя страна и я буду делать все, чтобы сохранить в ней мир, спокойствие и порядок. Они должны четко понимать происходящие процессы, стать проводниками мнения, авторитетом для ребят в регионах. В общем должны стремиться в Молодежный парламент не для того, чтобы сделать себе имя, а чтобы своим именем прославлять организацию и молодежь Беларуси.

У нас есть большие ожидания, что члены Молодежного парламента смогут донести правду о Беларуси и ситуации вокруг нашей страны до своих сверстников за рубежом, сумеют выстроить правильные долгосрочные отношения с ними, которые станут надежным фундаментом взаимоуважительного и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в различных сферах.

Прошу вас, уважаемые члены Совета Республики, продолжить встречи с молодежью, вести открытый честный диалог, участвовать в предлагаемых ими проектах и поддерживать молодежные инициативы. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит наше общее будущее.

Уважаемые члены Совета Республики!

Уважаемые приглашенные!

На нынешнем этапе перед Советом Республики стоят серьезные задачи, решение которых потребует максимальной самоотдачи, мобилизации всех наших знаний и профессионализма, жесточайшего порядка и исполнительной дисциплины.

Нас ждет напряженная работа по воплощению в жизнь конституционных новаций, достижению обозначенных главой государства в ходе Послания белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь целей и приоритетов, дальнейшей реализации решений шестого Всебелорусского народного собрания, Программы социально-экономического развития страны.

  • Во-первых, принципиальное и решительное отстаивание национальных интересов на международной арене, доведение правдивой информации о ситуации в Беларуси и проводимом руководством нашей страны политическом курсе любыми возможными способами, максимальное использование возможностей парламентской дипломатии.
  • Во-вторых, приведение национальной правовой системы в соответствие с обновленной Конституцией, интенсификация процессов унификации, гармонизациии сближения законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации, активное участие в выработке модельных законов Союзного государства Беларуси и России, а также совершенствование национального законодательства с учетом возникающих вызовов и требований времени.
  • В-третьих, продолжение масштабной разъяснительной работы по конституционным новациям, проведение встреч с трудовыми коллективами и гражданами по месту жительства, внимательное отношение к каждому обращению, вовлечение молодежи в социально полезную деятельность.
  • В-четвертых, притяжение конструктивных гражданских структур и инициатив, совместная реализация проектов по воспитанию общества просвещенных и сознательных граждан, активная работа со средствами массовой информации.

Как сказал наш Президент, уважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, «не имеет значения — занимаем мы высокий пост, растим хлеб, пишем картины или делаем научные открытия, современный мир заставляет каждого активней включаться в политическую жизнь и мыслить государственно. Сегодня, если хотите, это единственно верный путь к сохранению своего суверенного права жить и развиваться как нация на своей исторической земле».

Уверена, что мы сделаем все возможное для дальнейшего развития и процветания родной Беларуси.

Мира и добра нашей любимой Родине!

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.