Вы здесь

40 лет назад состоялась премьера фильма «Место встречи изменить нельзя»


Лето 1945-го. Молодой командир разведроты Шарапов попадает после фронта по распределению в Московский уголовный розыск, в отдел по борьбе с бандитизмом. Как раз в это время в городе свирепствует неуловимая банда «Черная кошка», оставляя за собой след из трупов и нераскрытых дел ... 40 лет назад состоялась премьера многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя», а через 30 лет, в апреле 2009-го, в Киеве у здания МВД открыли памятник Жеглову и Шарапову. В 2016-м памятник героям фильма поставили также у здания ГУВД Москвы на Петровке, 38.


Детектив по роману братьев Вайнеров «Эра Милосердия» стал одной из лучших работ не только режиссера Станислава Говорухина, но и всех занятых актеров. Пересмотреть фильм можно на следующей неделе в эфире «Беларусь 3», а до того — вспомнить кое-что из истории создания картины.

На роль капитана Жеглова претендовали Юрий Кузьменков, Леонид Яновский, Евгений Стежко, но выбрали Высоцкого — практически без проб. Ходили слухи, что режиссер специально приглашал на художественный совет заведомо непригодных для образа актеров, чтобы подготовить почву для принятия Высоцкого. И это был выстрел в яблочко: Высоцкий не только блестяще сыграл неоднозначного капитана милиции, но и привел в картину многих других актеров: Александра Белявского — Фокса, Виктора Павлова — Левченко, Ивана Бортника — «Промокашку». Это он придумал картавый колорит мелкому воришке «Кирпичу» — Садальскому, фотографию Вари как подсказку для Шарапова, он снял сцену допроса Фокса, сцены с Груздевым и даже некоторое время подменял Говорухина в качестве режиссера, когда тот вынужден был поехать на фестиваль с предыдущим своим фильмом ... А вот петь Высоцкому в этой картине не дали. Но именно его за роль Жеглова отметили двумя наградами: призом жюри Всесоюзного кинофестиваля в 1981-м и Государственной премии СССР в 1987-м (посмертно).

Долго искали и актера, который воплотил пылкого идеалиста Шарапова, — перебрали почти полтора десятка кандидатур, в том числе очень известных — Александра Абдулова, Станислава Садальского, Сергея Никоненко, — но телевизионное руководство настаивало: только Владимир Конкин. И хотя сами сценаристы не отождествляли молодого интеллигентного актера с разведчиком, который 42 раза ходил через линию фронта, утвердили именно его — очень уж напоминал «комсомольца, портрет которого в газетах печатают».

Вопреки договоренности между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией фильм получился не семи-, а пятисерийным — две серии сократили в процессе цензурирования и перемонтажа. Все вырезанные кадры, около двух часов, режиссер отдал на Одесскую киностудию, где они и потерялись.

А вы знали, что? ..

  • В сцене в бильярдной шары в лузу за Высоцкого и Куравлева загонял мастер — один из лучших бильярдистов Одессы Владимир Иванов, поскольку оба актера совсем не умели «катать шары».
  • Во время съемок в Одессе Высоцкий продолжал играть в театре в Москве -— его везли на милицейской «Волге» из аэропорта, а гример по дороге превращала Жеглова в Гамлета.
  • Во время съемок погони за Фоксом едва не погибли каскадеры: машина перевернулась и упала не просто в реку Яузу, а погрузилась в метровый ил ...
  • Финальную сцену, где Варя остается живой и берет из детдома подкидыша, доснимали в последний момент, чтобы «переписать» трагический финал.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.