Вы тут

СМИ должны продвигать идеи евразийской интеграции


Сотрудничество в гуманитарной и энергетической сферах в ЕАЭС стало темой вебинара, который провел Российский совет по международным делам при поддержке Евразийской экономической комиссии. Белорусские и российские эксперты обсудили вопросы образования, ценностных ориентиров, единого энергокомплекса и дали прогноз, как дальше будет развиваться интеграция в этих сферах. Участие в дискуссии приняли научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, координатор общественно-политического проекта «Цитадель», редактор сайта іmhосlub.bу Алексей ДЗЕРМАНТ, руководитель консервативного центра NОMОS, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Петр ПЕТРОВСКИЙ, главный редактор аналитического портала RuBаltіс.Ru, генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Сергей РЕКЕДА, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Игорь ЮШКОВ.

Наш корреспондент записал самые интересные моменты дискуссии.


Приоритет — образование

Петр Петровский.

Петр Петровский: Пока работа в рамках Союзного государства, ЕАЭС по молодежной политике, по межобразовательным обменам отстает. Она носит точечный, несистемный характер. И, к сожалению, западные инициативы сегодня господствуют над внутриевразийскими.

Сергей Рекеда: В гуманитарной сфере между Россией и Беларусью много уже сделано, но это далеко не тот уровень, который соответствует нашим союзническим отношениям. Тем более, это сфера, которая может постепенно деградировать, если ее не поддерживать. С другой стороны, нужно учитывать, что здесь инициатива должна идти снизу. Она не должна быть административно навязана, чтобы потом не остаться только на бумаге.

Инициатива должна исходить от общества, но организационно, административно и финансово поддерживаться нашими государствами.

Мы сейчас обратили внимание на академическую мобильность. Внутренние отношения между Беларусью и Россией доросли до того, чтобы наполнять эту среду реальными проектами. Согласно статистике, белорусские студенты уезжают на стажировки и практики чаще всего в Германию, Россия стоит на втором месте. При этом у нас есть такой проект, как сетевой институт СНГ. На сайте информация за 2012 — 2013 годы: обучались 192 студента из 9 стран Содружества. Это не очень высокий показатель. Сама система интересная, она могла бы иметь перспективу. Но я думаю, нам не стоит ограничиваться такими жесткими моделями, нужно переходить к более гибким и современным, по типу той же Еrаsmus. Надо искать новые форматы, в частности онлайн-взаимодействие. Почему мы не можем выстроить на евразийском пространстве такие модели, которые были бы привлекательны и не потребовали бы больших затрат? Тут скорее нужно желание и административный ресурс университета.

Алексей Дзермант: Любой союз неизбежно имеет некий образ будущего и цели, к которой он стремится. Мы должны сформировать свой экономический полюс, иначе мы будем раздавлены новыми объединениями. Вспомним, как формировался Евросоюз. Без фундамента ценностного, гуманитарного его нельзя представить. ЕС — это, конечно же, продвижение их понимания демократии, прав человека. Для того чтобы возник образ будущего или хотя бы представление об общих ценностях, нужна соответствующая инфраструктура. Прежде всего, образовательная. Мы сегодня строим более мощную структуру, которая известна как Болонский процесс. Это инициатива в основном работает на то, чтобы все наши стандарты пришли к тем, которые приняты в Европейском союзе. Вопрос возникает в другом: готовы ли мы и имеем ли мы амбиции на суверенитет и в этой сфере? Пока я не вижу, что кто-то ставит вопрос об этом. Если мы сейчас взаимодействуем с Китаем, может, стоит ориентироваться на образовательные стандарты и механизмы в этом направлении? Китай — это уже не просто вторая экономика мира, а громадный образовательный комплекс. Нам нужны механизмы, как из образовательной системы сделать машину роста. Без этого невозможно представить, что в каждом из государств—участников ЕАЭС будет воспитана та технократическая элита, которая будет наши экономики делать передовыми.

Сила слова

Петр Петровский: Следующий фактор — межпартийное, межобщественное сотрудничество в рамках ЕАЭС. Сейчас оживилась партийная жизнь в Беларуси, в России и Казахстане она также имеет место быть. На мой взгляд, сегодня требуется обмен опытом, создание евразийской межгосударственной площадки гражданских обществ всех наших стран — членов ЕАЭС. Такая, кстати, площадка присутствует в рамках Восточного партнерства. В ЕАЭС нет в полной мере стратегии такого наполнения, но при этом есть механизмы, которые позволили бы нам создать даже Евразийский фонд поддержки гражданского общества, который бы стимулировал именно сетевое формирование гражданского общества по западному образцу с евразийской спецификой.

Сер­гей Рекеда.

Сергей Рекеда: Я выделю несколько точек роста в гуманитарном взаимодействии. Это трансграничное сотрудничество. В белорусских пограничных регионах проживает 5,5 млн человек, в российских — 13 млн. Это довольно большое количество людей для взаимодействия. Последнее время стали появляться общественные инициативы, которые нацелены на взаимодействие с Беларусью, потенциал есть.

Другая тема, где необходимо работать, — это информационное сотрудничество в рамках евразийской интеграции. Мы сейчас находимся в новых международных условиях и не можем не адаптировать нашу информационную политику под них. Если мы расцениваем наш интеграционный проект как внешнеполитический приоритет, то это должно быть отражено. Если говорить о государственных СМИ, я думаю, что их работа должна строиться на приоритетах продвижения идеи евразийской интеграции.

Ситуация вокруг белорусской атомной электростанции — это пример гуманитарного взаимодействия, когда отдельно существующие контакты между белорусскими и российскими журналистами конвертировались в международное сотрудничество, обмен экспертными точками зрения. Это пример, который подтверждает, что прогресс у нас есть.

Последний пункт — внероссийские связи. Мы налаживаем отношения между Россией и Беларусью в рамках евразийской интеграции, Россией и Казахстаном, но наш союз будет только крепче, если будут не такие двусторонние линейные связи, а сетевая структура.

Такого взаимодействия сейчас недостаточно. Россия является прежде всего посредником. Знакомство с культурами в рамках ЕАЭС будет нам только на пользу. Еще не стоит забывать наших внешних партнеров, к примеру, разрабатывать гуманитарные проекты по линии ШОС.

Партнерство через диалог

Алек­сей Дзермант.

Алексей Дзермант: Пока рамка, в которой воспринимается Евразийский экономический союз, — это создание общих рынков и технологических стандартов. Каждая страна ищет возможности роста для своих экономик, и объединение — это попытка согласованно выживать в современных условиях глобальной конкуренции. Соответственно гуманитарная тематика находится несколько на периферии, потому что сначала нужно решить вопросы сопряжения экономик, стандартизации — всего того, что создает живую, интегрированную инфраструктуру. Когда встает вопрос о гуманитарном измерении, или ценностном, мы всегда встречаемся с некоторым скепсисом, нужно ли это и тот ли это формат? Тем более между Беларусью и Россией существует Союзное государство, где политическое и культурное измерения намного более проработанные.

У той работы, которая не видима для большинства обывателей, которая ведется и в Евразийской экономической комиссии, должен быть «эффект присутствия».

Кропотливая работа по выработке стандартов, по притирке национальных законодательств, таможенных правил — каждый человек должен понимать, что это отражается на улучшении его жизни. Все слышали про последний белорусско-российский газовый спор. В ЕАЭС создается единый энергорынок, если мы к нему идем и есть график, то, по крайней мере, надо разъяснять позиции сторон, что это борьба за общее дело. Казахстана, Кыргызстана и Армении это тоже касается. Надо, чтобы была информационная инфраструктура, где озвучивались бы такие вопросы.

Игорь Юшков.

Игорь Юшков: Интеграционный процесс России и Беларуси во многом усложняет тот аспект, что Россия — это производитель и экспортер нефти и газа, а Беларусь — основной потребитель. В этом плане с Казахстаном легко дружить, потому что нет никаких трений в этих вопросах. Для Газпрома Беларусь — это, прежде всего, выгодный покупатель.

Сергей Рекеда: Наши споры говорят о том, что интеграция не стоит на месте. Нет интеграции — нет проблем. И это показывает, что мы взаимодействуем на равноправных основах, где Беларусь может заявить о своих интересах. Важный момент не в том, есть споры или нет, а решаются ли они. С Казахстаном у нас тоже есть спорные вопросы с изъятиями, с развитием транзитной системы. Эти вопросы обсуждаются, и не надо драматизировать, что есть проблемы, потому что современное взаимодействие — это всегда поиск компромиссов.

Надежда АНИСОВИЧ

anisovich@zviazda.by

Загаловак у газеце: Споры двигают интеграцию

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.