Вы здесь

Фотопроект «Родны склон» представляет мир отношений близких людей


Фотопроект «Родны склон», который сейчас представлен в столичном Национальном центре современного искусства, — явление очень интересное. Суть его в том, что известные отечественные фотомастера на своих работах на этот раз представили... собственные семьи. Один из вопросов, который интересовал кураторов выставки, — как будут выглядеть работы мастеров, когда они фотографируют нечто привычное, обыденное?.. Придется ли им сохранять определенную дистанцию ​​от объекта съемки? Какие художественные достоинства будут у работ, когда сняты они с того, что видишь каждый день?.. И это только одна сторона медали, которую держат в своей руке создатели экспозиции.

 


Три поколения на фотографии: слева фотограф Юлия Назарова. На работе в центре - ее дочь. Справа - мама. Фото Татьяны Соболь.

Существенный и другой аспект. Безусловно, профессиональным фотографам (да и всем любителям этого искусства) очень важно регулярно снимать своих родных и близких! Чтобы не остаться, как говорится, как сапожник без сапог. Через объектив фотографа постоянно проходят сотни отражений жизни. Однако, безусловно, когда в кадр попадает семья, — именно эти фото останутся как ценная семейная память, как те моменты, которые ни в коем случае нельзя потерять.

Очень трогательную историю о своей дочери Варваре рассказала фотохудожница Юлия НАЗАРОВА: «Варвара, маленькая иностранка, которая говорит на неизвестном мне языке, неожиданно ворвалась в мою жизнь 11 лет назад. Каждый день она стремительно взрослеет: играет и ищет себя. В ее мире можно быть космонавтом или знаменитой фотомоделью, красноволосой русалкой или маленькой феей, иностранкой или просто невидимой. Она ходит на грани снов и реальности. Ее время совсем не похоже на взрослое. Оно полно чудес и перевоплощений. Оно неповторимо и незабываемо».

Так же и на фотоработах Юлии Назаровой Варвара представлена ​​в разных образах. Здесь она и в самом деле и космонавт, и русалка, и иностранка. Огромные цветные полотна посетители выставки рассматривают с охотой. Однажды маленькая Варвара повзрослеет, а эти произведения искусства навсегда останутся ее семейной памятью.

Об интересном мире отношений между близкими людьми рассуждают кураторы выставки. Они отмечают, что, на первый взгляд, семья — понятная каждому из нас система. Но в то же время это сложное понятие, которое вызывает огромное количество самых разных чувств и ассоциаций: традиция и род, близость и доверие, травма и боль. Семью можно определить по-разному, но она всегда содержит в себе отношения между ее членами, которые так или иначе имеют общие связи, рожденные в единстве места, дружбой, преданностью, любовью, интересами, убеждениями. «Фотографирование семьи напоминает создание рассказа о ней. Фотография старается отражать отношения внутри семейной системы, структуру семьи, традиции, она озвучивает центральные и запретные темы, говорят создатели «Родного склона». — Однако фотография всегда объявляет об индивидуальном восприятии мира и определении в нем самого себя».

— Этот проект задумывался как работа с архивами и темой семьи. Снимать своих близких родственников — общая тенденция в современной фотографии, — говорит куратор выставки Дина ДАНИЛОВИЧ. — Нам хотелось показать белорусских авторов, которые также работают с этой темой. Наши проекты обычно строятся по следующему принципу: есть как современные работы, так и знаковые подборки, которым уже десятки лет, — они тоже входят в экспозицию. Среди последних — произведения Сергея Кожемякина и некоторых молодых авторов. Таким образом мы даем возможность увидеть конкретную историю белорусской фотографии. Те, кто работал с архивами, исследовали как свои, так и чужие подборки фотографий. Были даже карточки, которые кто-то посчитал ненужными, выбросил на помойку. Но наши авторы их нашли и дали им вторую жизнь... Нам было очень интересно, что же происходит, когда культовый или концептуальный фотограф снимает какие-то совсем бытовые вещи, семейные праздники, — остается ли он при этом на определенной дистанции от того, что делает, как выглядят его работы?

«Большая семья» Анны Бунделевой сделана в форме фамильного дерева.

По-особенному интересен проект Виктора Гилицкого. Фотохудожник снимал своего дедушку, а через небольшое время понял, что это была его последняя встреча со своим родным, — того не стало. Что же можно увидеть на тех снимках? Среди вещей, которые неизменно окружали дедушку, — старый радиоприемник и большое количество экземпляров «Звязды» — видимо, каждое свою утро дедушка начинал с любимой газеты.

Отличительный проект и Ольги Кирилловой. Она обработала видеопленки, которые когда-то в ее детстве снимал папа. Сейчас женщина с теплотой вспоминает то время и вспоминает отца немного наивным и мечтательным. О том, что отношения с родными иногда могут быть сложными и очень травматичными, в своей подборке рассказала Жанна Гладко.

Необычной историей создания собственного произведения поделилась фотограф Ольга САВИЧ:

— Небольшой старый чемодан со множеством разорванных фотографий был обнаружен на минской свалке в 2017 году. Первым моим желанием было составить и упорядочить все это, понять историю тех снимков. Но в процессе складывания я почувствовала: несмотря на то, что разорванные куски собираются в целое, полученное изображение со мной «не разговаривает». Я не могла иметь к этим снимкам никаких личных чувств, потому что меня с ними ничего не связывает. Почему от них отказались — мне неизвестно, они потеряли своих хозяев и через это лишились своих историй... Со времен традиционных семейных альбомов зона демонстрации семейных фотографий сильно поменялась. Сегодня историю семьи лишь изредка можно найти в бумажных альбомах, которые бережно хранят и показывают только близким людям. Теперь такие снимки чаще всего выкладывают в социальные сети и их может увидеть почти каждый... «Альбом», представленный на выставке, выполнен в технике коллажа, собран из фрагментов чужой жизни, но уже с другими собственными новыми историями.

Еще один куратор выставки, а также ее участник фотограф Владимир ПАРФЕНОК, отмечает, что все-таки с темой семьи белорусы работают мало. Если бы организаторы нашли больше необходимого материала, они сделали бы экспозицию, которая заняла бы не один этаж, а все здание НЦСИ. «Я надеюсь, что проект будет иметь продолжение, что появятся новые интересные работы о семье, отношения с родными людьми, — полагает Владимир Парфенок. — Хочется, чтобы все мы снимали круг своих близких людей, не стеснялись этого, выносили на поверхность — это очень важно».

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Выбор редакции

Культура

Воспоминания об Аркадии Кулешове

Воспоминания об Аркадии Кулешове

История одного выступления.

Общество

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

В последние годы тема равноправия между мужчинами и женщинами переживает новую волну процветания.

Экономика

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения.