Вы тут

Годовщина перезагрузки


Что по­те­ря­ло и что приобрело украинское общество по­сле революции.

В кон­це фев­ра­ля моя стра­на встретит пер­вую годовщину кро­ва­вых событий, ко­то­рые завершили це­лую эпо­ху в ее истории. Прош­ло до­ста­точ­но времени, что­бы подвести пер­вые итоги то­го, что получило в сре­де своих сторонников название Революции достоинства. Впол­не яс­ны и ос­нов­ные чер­ты политического режима, ко­то­рый сложился в Украине по­сле отстранения от власти Виктора Януковича. Что уда­лось и че­го не смогли добиться участники про­тес­тов зимой прош­ло­го го­да? Что получило общество в ре­зуль­та­те Ев­ро­май­да­на?

--

Читайте ещё:

 

«Это хорошая боль, это сильная боль»

Заинтересованность в мире

Нормандский формат на минской площадке

Тест на государственность

 

К сожалению, не­смот­ря на все жерт­вы и лишения, украинское общество не смог­ло ничего сде­лать со своим глав­ным вра­гом. Система организованного ограбления и паразитизма, против ко­то­рой, соб­ствен­но, и вос­стал в кон­це 2013 го­да украинский на­род, по-преж­не­му контролирует украинское го­су­дар­ство. До невозможности отвратительная, бес­че­ло­веч­ная, на­сквозь прогнившая и аб­со­лют­но бес­по­лез­ная с точки зрения интересов общества, эта система се­год­ня существует практически в том же виде. Ед­ва ли жители Беларуси предс­тав­ля­ют, о ка­ком мон­стре идет речь. На­сколь­ко мо­гу судить, ничего под­об­но­го здесь нет и не мо­жет быть, по­ка бел­орус­ское го­су­дар­ство и его руководитель про­во­дят ны­неш­нюю политику. Увы, как по­ка­за­ла жизнь, в не­глас­ном соревновании двух бывших республик-сес­тер Украина не смог­ла реализовать свой потенциал и по­ка сош­ла с дистанции ввиду тя­же­лой трав­мы...

Впол­не умест­ным предс­тав­ля­ет­ся сравнение с трилогией про Матрицу, гениальной лен­той тог­да еще брать­ев Вачовски. Периодические восстания порабощенных Матрицей человеческих существ оказались хитрой улов­кой ее соз­да­те­лей, радикальным сред­ством для избавления от неустранимых другими способами ошибок. Та­ко­го ро­да ошибки пост­епен­но накапливались в про­цес­се функционирования Матрицы, по­ка их количество не достигало критической мас­сы.

И вот тог­да происходила пе­ре­заг­руз­ка, ко­то­рую узники Матрицы считали революцией...

Не избавившись от гне­та во­ро­ва­той и не­ком­пе­тент­ной псевдоэлиты, украинское общество обнаружило се­бя в ситуации настоящей, без на­тя­жек, вой­ны. На вос­то­ке Украины бу­шу­ет ее наиболее опас­ная и, если мож­но так выразиться, ядовитая разновидность. Под видом «антитеррористической операции» происходит внутригражданский конфликт, отягощенный вме­ша­тель­ством извне. Высшие ор­га­ны власти Украины не же­ла­ют признавать масш­та­ба проб­ле­мы и избегают са­мых очевидных ша­гов вро­де введения во­ен­но­го положения на территории т.н. АТО. От­каз на­зы­вать проб­ле­му по имени гарантирует не­воз­мож­ность ее решения.

Вой­на обусловила па­ра­док­саль­ное изменение взгля­дов и поведения сторонников Май­да­на. Те са­мые люди, ко­то­рые год на­зад восстали против прогнившей системы, те­перь так же са­мо­от­вер­жен­но защищают ее с оружием в ру­ках, принося в жерт­ву и свои, и чужие жизни. Нель­зя не отметить, что значительную часть сторонников т.н. «Новороссии» сос­тав­ля­ют такие же украинские граж­да­не, ко­то­рые точ­но так же не хо­тят боль­ше тер­петь бес­пре­дел фактических «хо­зя­ев жизни». Агрессивная «проукраинская» про­па­ган­да ско­пом записывает их всех в террористы, не ос­тав­ляя возможности для диалога. Диалог противников системы не сулит «хо­зя­е­вам стра­ны» ничего хо­ро­ше­го, по­это­му сов­ре­мен­ная Украина превратилась в иллюстрацию принципа «раз­де­ляй и власт­вуй».

Год на­зад про­тес­то­вать против от­ка­за от евроинтеграции на площади собирались свы­ше миллиона граж­дан Украины. Аб­со­лют­ное большинство среди них составляли киевляне, представители т.н. го­род­ско­го клас­са, об­ра­зо­ван­ные, ус­пеш­ные и относительно зажиточные. Они хотели видеть свою стра­ну развитым сов­ре­мен­ным го­су­дар­ством, где тор­жест­ву­ют вер­хо­вен­ство за­ко­на, индивидуальные сво­бо­ды и пра­ва. Од­на­ко в итоге аван­гар­дом восстания оказались носители со­вер­шен­но других, фактически противоположных цен­нос­тей. Представители сил, ко­то­рые в сов­ре­мен­ной Украине стыдливо именуют «национально-консервативными», не прос­то получили воз­мож­ность легализоваться вплоть до назначения в силовые ве­дом­ства: те­перь они фактически оп­ре­де­ля­ют нор­мы и по­вест­ку дня. Среди их наиболее ярких «достижений»: це­лая серия ус­пеш­ных силовых акций против представителей ЛГБТ-сообщества, вклю­чая под­жог од­но­го из старейших киевских кинотеатров; избиение не толь­ко сторонников Компартии, но и да­же активистов впол­не аполитичных проф­со­ю­зов; край­не агрессивная борь­ба с любыми памятниками со­вет­ской эпохи, вклю­чая уничтожение мо­ну­мен­та жерт­вам Ян­вар­ско­го восстания в 1918 го­ду.

В се­год­няш­ней Украине ста­ло не­без­опас­ным отк­ры­то демонстрировать на лю­дях свою приверженность взгля­дам, ко­то­рые агрессивное меньшинство трак­ту­ет как «антиукраинские». Существует широкий круг тем, о ко­то­рых не принято писать и говорить в сре­де патриотически на­стро­ен­ных граж­дан: масш­та­бы и причины популярности идей сепаратизма; це­ле­со­об­раз­ность существующей унитарной модели и альтернативы ей; за­кон­ность т.н. антитеррористической операции и свя­зан­ных с нею ша­гов; масш­та­бы распространения в украинском обществе различных форм фашизма.

Под пред­ло­гом во­ен­ной необходимости происходит не­пре­рыв­ное сворачивание прав и сво­бод. Это происходит без объявления во­ен­но­го положения, по фак­ту, по­сред­ством игнорирования и произвольного применения норм за­ко­на, а то и отк­ро­вен­но­го произвола. Са­мо­цен­зу­ра и диктат собственников в украинских СМИ достигли не­бы­ва­лых раз­ме­ров, ко­то­рые никак не со­от­вет­ству­ют декларациям приверженности европейским цен­нос­тям.

Как и всякий исторический про­цесс, рас­пад украинской государственности (а по­ка что, к сожалению, речь идет именно о не­упра­вля­е­мом рас­па­де) вклю­ча­ет в се­бя мно­жест­во раз­но­нап­рав­лен­ных течений. Бы­ло бы неправильно и несправедливо сводить все к негативу. Чем бы ни были события про­шед­ше­го го­да — революцией, не­удач­ным восстанием или во­о­ру­жен­ным мя­те­жом — с ними так­же свя­за­ны значимые положительные изменения.

Миллионы украинцев смогли вы­рвать­ся из привычной скор­лу­пы край­не­го индивидуализма и без­дум­но­го потребления, ко­то­рые все го­ды независимости продвигались под видом «либеральных цен­нос­тей». Они сделали вы­бор и получили ценнейший опыт сов­мест­но­го действия и солидарной ответственности за свои поступки.

Сотни ты­сяч лю­дей смогли выйти за рамки классического «моя ха­та с краю», ре­зуль­та­том че­го ста­ло во­лон­тер­ское движение, невиданное в истории Вос­точ­ной Ев­ро­пы по своим масш­та­бам и результативности. До­ста­точ­но ска­зать, что своим возрождением Во­о­ру­жен­ные Силы Украины обя­за­ны именно во­лон­те­рам. За счет де­неж­ных средств и материальной помощи граж­дан обеспечивается львиная до­ля по­треб­нос­тей в сов­ре­мен­ных сред­ствах индивидуальной защиты, снаряжении вклю­чая приборы ноч­но­го видения, беспилотные устрой­ства для разведки и мно­гое, мно­гое дру­гое.

На­ко­нец, миллионы украинцев осознали се­бя гражданами сво­ей стра­ны, у ко­то­рых есть не толь­ко номинальные пра­ва и обязанности, но, глав­ное, силы и решимость бо­роть­ся за ее будущее.

Эти изменения затронули без преувеличения миллионы лю­дей. Но да­же пять миллионов — это да­ле­ко не все украинцы и да­же не большинство. Как по­ка­зы­ва­ют оп­ро­сы общественного мнения, око­ло восьмидесяти про­цен­тов населения Украины не поддержали Май­дан своими делами и не участ­ву­ют в даль­ней­шей борь­бе.

Клю­че­вой проб­ле­мой Май­да­на ока­за­лось отсутствие внят­ной конструктивной прог­рам­мы действий. Люди, ко­то­рые вышли на площадь прош­лой зимой, не собирались брать на се­бя управление го­су­дар­ством. Они рассчитывали все­го лишь припугнуть тех, кто его контролирует, заставить их бо­лее ка­чест­вен­но ра­бо­тать, мень­ше во­ро­вать и уде­лять боль­ше времени своим обя­зан­нос­тям. Как показали дальнейшие события, это пло­хая стратегия.

Украинцы драматически недооценивают роль де­ес­по­соб­но­го устойчивого ком­пе­тент­но­го го­су­дар­ствен­но­го аппа­ра­та. Недооценивают, не понимают, не хо­тят и не уме­ют им заниматься. В ре­зуль­та­те го­су­дар­ство по-преж­не­му контролируют во­ры и мер­зав­цы, надевшие вышиванки и овладевшие националистической риторикой.

Дра­ма на­шей борь­бы за освобождение от ра­ко­вой опухоли криминальных псевдоэлит до­лжна стать уро­ком для бел­ору­сов. Чем бо­лее радикальные изменения пред­по­ла­га­ют­ся, тем вы­ше требования к лю­дям, ко­то­рые бе­рут­ся их осуществить. Над­еж­ды одним решительным жес­том смах­нуть все ста­рое и зажить по-но­во­му яв­ля­ют­ся са­мо­об­ма­ном. Устойчивость и упра­вля­е­мость го­су­дар­ства, наличие де­ес­по­соб­но­го упра­влен­чес­ко­го аппа­ра­та — это край­не цен­ная вещь, ко­то­рой нель­зя жерт­во­вать ни при каких обс­то­я­тель­ствах. Если, ко­неч­но, для граж­дан важ­но процветание их страны, а не воинские подвиги и по­смерт­ная сла­ва.

Ро­ман Химич, экс­перт рын­ка телекоммуникаций, член Общественного со­ве­та по телевидению и радиовещанию Украины.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.