Вы тут

Как следует поступать рыбакам в случае поимки охраняемых рыб


В рыболовной среде Беларуси давно прижился термин «краснокнижницы». Им любители ловли рыб ёмко и образно окрестили представителей подводного мира, на добычу которых наложено табу. Вместе с тем, редкий рыбак способен назвать всех «неприкосновенных» рыб, не говоря уже о том, чтобы распознать их при случайной поимке. В результате даже без злого умысла можно угодить в разряд браконьеров...


Сегодня можно легко получить достоверную информацию относительно представителей флоры и фауны, находящихся под особой защитой государства: Красная книга Беларуси находится в свободном доступе, при этом любые её изменения производятся незамедлительно. Перечни всех природных сокровищ содержатся в постановлении Ми­нистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2014 года № 26 «Об установлении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь».

Животные, включая рыб, подразделяются на классы, отряды и виды с установлением категории национальной природоохранной значимости. Всего таких категорий четыре:

  • I — наивысшая — включает животных, имеющих очень низкую или быстро сокращающуюся численность, спасение которых невозможно без специальных мер, а также национальная популяция которых имеет высокую международную значимость. В Беларуси к таковым причислены стерлядь, атлантический лосось и кумжа.
  • II — охватывает живность, находящуюся под прямой угрозой исчезновения на территории страны, имеющую тенденцию к неуклонному сокращению численности и/или ареала и прогнозируемое в ближайшем будущем ухудшение статуса. К данной категории отнесены европейский хариус и ручьевая форель.
  • III — включает животных, не находящихся под прямой угрозой исчезновения, но подверженных риску вымирания в среднеотдалённом будущем в силу даже незначительных изменений окружающей среды. Эта категория представлена у нас озёрным гольяном, обыкновенным усачом и рыбцом.
  • IV — объединяет животных, не относящихся к трём предыдущим категориям, но имеющих неблагоприятные тенденции на окружающих территориях или зависимых от осуществляемых мер охраны. Среди рыб такой представитель в Беларуси один — это европейская корюшка.

Таким образом, в национальную Красную книгу входят всего 9 запрещённых к вылову рыб, причём эта цифра способна изменяться. При восстановлении численности одних рыб из неё выводят, а других, демонстрирующих тенденцию к сокращению, наоборот, включают. Например, ещё десяток лет назад в Красную книгу Беларуси входили подуст, ряпушка европейская и снеток, а вот гольяна и корюшки не было. Такой гибкий подход радует, подчёркивая системность мониторинга численности и контроля за природным многообразием.

Правила писаные и неписаные

Несмотря на градацию по категориям защиты, очевидно, что есть регионы, где конкретный вид рыб встретить невозможно, а есть такие, где «краснокнижницы» попадаются на крючок в водных объектах общего пользования одна за другой наряду с карасями, окунями и другими вездесущими рыбами. В качестве примера приведу рыбца. В черте Гродненского района и даже в самом Гродно его развелось в Нёмане столько, что он ведёт себя активнее плотвы и густеры. Поэтому рыболовы-любители даже стали задаваться вопросом о нецелесообразности его сверхзащиты государством. Однако такое расширение численности рыбцов не характерно для иных регионов страны, поэтому торопиться не стоит. Да и учитывая повышенный прессинг на водные объекты в последние годы, когда рыбаки всё чаще ловят без чувства меры, подобный шаг может привести к обратному эффекту.

А как тогда следует поступать рыбакам в случае непредсказуемой поимки охраняемых рыб? Например, рассчитывал на карпа, а поймал ручьевую форель — такое может произойти, если питающий карповое озеро ручей является обителью пятнистых красавиц. В подобных ситуациях предельно ясный ответ дают Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства: при вылове краснокнижных рыб они должны быть отпущены обратно в рыболовные угодья в живом виде. При этом законодатель не оговорил временной интервал, в результате чего известны случаи, когда рыбаки не торопятся отпускать редких рыб, помещая их в садки и мотивируя тем, что хотят сфотографироваться с общим уловом, а уже потом будут отпускать их на волю.

Формально тут вроде всё законно, но я бы счёл эту ситуацию на грани фола. Не стоит забывать, что вред, причинённый окружающей среде в результате незаконного вылова или уничтожения рыбы, подлежит возмещению по специальным таксам, а они весьма «колючие». Стоит рыбе «уснуть» в садке, как может наступить не только административная, но и уголовная ответственность. Поэтому стоит уберечь и рыбу, и самого себя от неблагоприятных последствий. Если уж очень хочется сфотографироваться с редким трофеем, то сделать это надо оперативно, освободить рыбу от крючка и сразу отпустить на волю.

Поймал — отпусти!

Сегодня довольно сложно сделать вывод о том, какие из указанных выше видов рыб представлены в конкретных уголках нашей страны. Порой мы даже не догадываемся об их присутствии в том или ином регионе. Кроме того, далеко не каждый рыбак, случайно поймав, скажем, форель в определённой речушке, решит придать огласке свой успех. Сознательный афишировать не станет, но сообщит в природоохранные ведомства, а алчный, наоборот, продолжит тайком добычу. При этом последний поступок хоть и отвратительный, но не наихудший: гораздо большее зло — выбросить фото «краснокнижницы» в интернет и рассекретить место её поимки.

Один мой знакомый как-то неосмотрительно разместил в социальной сети фото случайно пойманного хариуса. Хоть он не написал название речки, где это произошло, пользователи всё равно опознали её по ориентирам пейзажа. Когда он спустя неделю при­ехал на тот же водоём ловить голавлей и окуней, оказалось, что трава вытоптаны, кустарник поломан, а прибрежная линия усеяна обломками снастей и прочими следами нашествия рыбаков. Досталось, естественно, и речной живности...

На Гродненщине достаточно распространены рыбец, форель, усач и хариус. Кроме того, на севере области водятся лосось и кумжа, которые из Балтийского моря заходят на нерест в малые речушки Островецкого района через Нёман и Вилию, преодолевая порядка 500 км. Островетчина вообще является единственным регионом Беларуси, куда приплывает лосось. Неспроста серебряная форель даже украшает герб города.

Можно долго рассуждать о том, посредством каких мер следует не только сохранить, но и приумножить численность редких видов рыб. Привлекать для этого специалистов, волонтёров, правоохранителей, однако самой действенной всё равно останется одно — людское самосознание. Основная угроза для рыб исходит не от изменяющегося климата и технического прогресса, а от низкой культуры рыболовства. Только за одну вылазку браконьер способен уменьшить численность подводных обитателей на несколько сотен килограммов!

В последние годы у нас перестал быть пустыми словами популярный за рубежом принцип «поймал — отпусти». Количество придерживающихся его рыболовов хоть и медленно, но возрастает. Причём для стимулирования такой позитивной тенденции, увеличения рыбных запасов, развития и популяризации рыболовства как формы активного отдыха, Белорусское общество охотников и рыболовов даже проводило республиканский конкурс «Лучший отпущенный рыболовный трофей года».

Однако хоть это и ощутимый шаг, но не решающий проблемы. Большинство рыболовов отмахивается от правил рыболовной этики, а некоторые не гнушаются преступать и законодательную черту. Поэтому до установления должного порядка в вопросах сохранения как отдельных видов рыб, так и увеличения общей численности всех обитателей наших рек, озёр, прудов и водохранилищ, ещё далеко.

Это лишний раз подтверждает вывод, что только сам человек способен сохранить и приумножить рыболовные ресурсы, сделав всё от себя зависящее, чтобы количество редких видов из Красной книги было сведено до минимума.

Сергей ШЕРШЕНЕВИЧ

Фото автора, Анатолия ДРИБАСА

Выбар рэдакцыі

Экалогія

Што кожны ахвотны можа зрабіць, каб палепшыць любімы горад?

Што кожны ахвотны можа зрабіць, каб палепшыць любімы горад?

Супрацоўнікі Мінпрыроды расказалі, якая карысць ад дрэў у горадзе.

Грамадства

Час рабіць запасы

Час рабіць запасы

Восень для спецыялістаў аграрнай галіны — час падводзіць вынікі, і сёлета яны годныя. 

Навука

Колькі ў Беларусі карысных выкапняў?

Колькі ў Беларусі карысных выкапняў?

У поўным аб’ёме задаволена патрэба краіны ў калійных і каменных солях, торфе, сапрапелі, будаўнічым камені, падземных водах.