Вы тут

«Суть жизни для меня — Любовь». Валентин Елизарьев полвека посвятил искусству Беларуси


Пожалуй, если бы так Валентин Елизарьев не думал, не чувствовал и не воплощал любовь как силу бесценной жизни в своем творчестве, то, смею предположить: блестящее «сегодня», знаменуемое огромными творческими достижениями Мастера, вряд ли бы наступило. И такой теплый октябрь для него, этого уникального балетмейстера, народного артиста СССР и Беларуси, художественного руководителя Большого театра не стал бы знаковым. 


А этот месяц им стал! 

Начиная с 11 числа месяца, потрясающие спектакли Елизарьева выстроились, образно говоря, как яркие планеты в зодиакальном созвездии, в честь 50-летия его творческой деятельности. И на них можно было ходить, их можно было смотреть, любуясь завораживающим зрелищем балетного искусства. А еще душевно взмывать! И пребывать в приятной иллюзии: так светло на душе будет всегда, хоть и знаешь о том, что в ритме будней неизбежно попадешь куда-то не туда, не в силах удерживаться на высоте одухотворенных вибраций. Но память будет хранить воспоминание об испытанных чувствах, которые захочется пережить снова и снова.

Балеты Елизарьева... Роскошные, изящные, изысканные, стильные, метафоричные, умные, мажорные... Ни один из синонимов не опишет возвышенных чувств, которые испытываешь, погружаясь в ту красоту, которую создал и продолжает создавать на сцене этот титулованный, абсолютно не забронзовевший хореограф, отмеченный более чем тридцатью званиями и наградами.

Мастер и Маргарита в молодости

Всегда стильная Маргарита Изворска-Елизарьева (стоит спиной справа), режиссёр оперы, доктор философских и педагогических наук, профессор Белорусской Академии музыки, заслуженный деятель искусств во время общения с поклонниками творчества мужа

Прошедший месяц для Мастера, известного не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, и в самом деле был чем-то вроде большого парада спектаклей, который из зала наблюдал он сам. А вместе с ним и мы с вами, поклонники высокого искусства, в котором танцуют душей и телом. 

В афише театра на октябрь были собраны лучшие балеты Елизарьева, среди которых «Сотворение мира», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Кармен-сюита». А также «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица». Некоторые шли по 2 раза. Во многих из них ведущие партии танцевали звезды балета из других стран. Все приглашенные солисты приезжали с поздравлениями от своих театров. Елизарьев хорошо знаком со многими представителями балетного сообщества. И, как признался на пресс-подходе в день открытия праздника, на дружбу между ними, и на добрые отношения и уважение друг к другу время не влияет. Поэтому 25 октября в спектакле «Дон-Кихот» танцевали и звезды Большого театра России.

А открывался проект под названием «Валентин Елизарьев: 50 лет творческой деятельности» спектаклем «Спящая красавица» Петра Чайковского. Партию принцессы Авроры в нем танцевала Нуца Чекурашвили, солистка Венгерского национального балета, а также белорус Вячеслав Гнедчик, солист этого же театра, исполнил партию Принца Дезире.

Перед спектаклем Валентин Николаевич вышел к журналистам прямо в фойе, где царила праздничная атмосфера. Многие поклонники его творчества, прежде, чем Мастер начал отвечать на вопросы журналистов, фотографировались с ним на фоне афиш спектаклей, поставленных в разные годы, выражали ему свое восхищение и благодарность, поздравляли с праздником. Представители старшего поколения говорили Елизарьеву о том, что хорошо помнят его спектакли, которые сошли со сцены, и то, как здорово, что некоторые из них уже возвратились в репертуар в обновленном формате. И вот что сам Мастер сказал после мини-фотосессии:

—Я счастлив, что столько лет прослужил в Большом театре, прожил в этой стране. 50 лет посвящено искусству Беларуси, музыкальному театру — балетному, оперному. Наверное, я любимец судьбы. Потому что всю жизнь занимаюсь любимым делом. Я не выбирал себе профессию, скорее она меня выбрала. С ранних лет знал, что мне нравится. Родители во всем помогали. Все шло естественно: занимался в детской самодеятельности, после поступил в Бакинское хореографическое училище, потом перевелся в Ленинградское хореографическое училище, теперь это академия Агриппины Ваганской. Закончил Ленинградскую консерваторию и по распределению оказался на этой благословенной земле. Приглашал меня тогдашний министр культуры Юрий Михневич. Труппу Большого театра впервые увидел на гастролях в Киеве, но особо не впечатлился. Артисты к концу гастролей были уставшие, замотанные. Потом меня привезли в Минск и показали театр. Когда я вышел на «раздетую» сцену (сцена без декораций — Авт.) и увидел ее, такую грандиозную, мощную, красивую, подумал: здесь я обязательно должен поставить спектакль... Так оно и случилось. Поставил спектакли... Полюбил труппу, полюбил людей, с которыми работал... Вот такой краткий экскурс.…

Валентин Елизарьев о спектакле «Кармина Бурана»  «Своей творческой удачей называю вокально-хореографический спектакль „Кармина Бурана“, который поставил в 1983-м. В основе спектакля — стихи бродячих поэтов. Сюжет придумал сам, но опирался на первоисточник — сборник средневековой поэзии. Существует много трактовок данного спектакля. Сам Карл Орф задумывал „Кармину Бурану“, которая подразумевала представление на сцене. Представление я превратил в балет. И стал первым, кто в Союзе поставил „Кармину Бурану“ как ораторию для солистов и хора»

Андрей Петров о спектакле «Сотворение мира» «Это самое яркое и эмоциональное воплощение балета из всех, что были сделаны в нашей стране и за рубежом»

Также Валентин Николаевич поделился мыслями о том, что в его планах — обновление балета «Тиль Уленшпигель» композитора Евгения Глебова и балета «Страсти» Андрея Мдивани — проникновенной истории о Рогнеде, от которой, по его словам, женщины после спектакля выходили из зала со слезами на глазах. Еще Елизарьев признался, что ни разу не обращался к «Золушке», хотя к сказкам обращался неоднократно: очень их любит. Но их ставить сложно так, чтобы было интересно, прежде всего, детям, и, конечно, взрослым: материал особенный. Также Валентин Николаевич сообщил, что в марте-апреле должна состояться премьера. «Я надеюсь, что мастерства и профессионализма у меня хватит на то, чтобы сделать хороший спектакль, — сказал он. И продолжил: «Спектакли как дети. И во время работы над каждым новым спектаклем проходишь несколько этапов, в том числе болезненных, когда кажется: все разваливается. Но в последнюю неделю все как-то неожиданно выстраивается, собирается... И все получается. Рождение спектакля — это самые счастливые моменты в моей жизни». 

На вопрос, что ему дает силы, энергию творить, худрук Большого ответил так:

— Силы дает внутренняя неуспокоенность и профессиональный интерес к тому, чем я всю жизнь занимаюсь. Еще силы дает семья. У меня прекрасные дети, внуки, жена... Вдохновение дарят артисты, особенно балерины. Я восхищаюсь женщинами, женскими образами — в литературе и в искусстве. Практически каждый мой спектакль я посвящаю женщине, которая исполняет главную роль. Я уже немолодой человек. Но я люблю артистов, люблю театр. И важно, чтобы физических сил хватило надолго. Как уже говорил, я баловень судьбы, не устаю заниматься любимым делом.

Его спектакли живут многие десятилетия. Елизарьев пояснил, почему: «Пользуются они успехом, потому и долгожители. Есть финансовый успех у театра, спектакль оставляют в репертуаре, а если нет, то его снимают. Мои спектакли приносят театру приличные доходы. И публика их любит. Поэтому мне не на что жаловаться».

Встреча с журналистами завершилась на мажорной ноте в тот момент, когда Валентин Николаевич отвечая на вопрос, сказал: «Самое бесценное, что есть на земле, это жизнь человека. И любовь, которая продолжит эту жизнь. Поэтому мы должны любить друг друга, не ссориться, не конфликтовать, находить способы для взаимного понимания». 

Мини-интервью с Валентином Елизарьевым завершилось словами взаимной благодарности. И вот мы в зале.

От имени правительства страны юбиляра поздравил министр культуры Анатолий Маркевич, который вместе с ним вышел на сцену:

— Готовясь к сегодняшней встрече, я невольно задался вопросом: а что чувствовал 26-летний Валентин Елизарьев, недавнишний выпускник Ленинградской консерватории, когда ему предложили возглавить белорусский балет? Радость? Опасение? Возможно, легкий страх перед тем, как взойти на высочайший Олимп творчества. Наверное, всего понемногу. Но, думаю, что даже в самых амбициозных мыслях и планах вы (обратился к Елизарьеву) не могли предположить, что именно в этом месте вы совершите настоящую культурную революцию в белорусском балете. Ваши дерзкие мысли рождают уникальные постановки: «Сотворение мира», «Спартак», «Тиль Уленшпигель», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Именно эти балеты позволили Валентину Елизарьеву вместе с Большим театром Беларуси завоевать мировую славу. Эти балеты и сегодня являются украшением Большого театра. Над ними не властно время, как не властно время над настоящим искусством. Вы самый признанный, титулованный балетмейстер не только в Беларуси, но и за ее пределами. Человек, у которого много различных наград различного достоинства, почетных званий. Но самая главная награда это любовь зрителей, тех людей, которые вас приветствуют всякий раз, стоя — аплодисментами. И так будет всегда.

В заключение министр пожелал Валентину Елизарьеву крепчайшего здоровья, благополучия и прекрасного творчества, которое тот дарит белорусскому зрителю, а также вручил ему памятную картину, на которой изображены ворота Минска. При этом сказал, что они в свое время были широко распахнуты и для Елизарьева. 

После того, как Валентин Николаевич в ответном слове поблагодарил Анатолия Маркевича, под чарующие звуки музыки Чайковского поднялся занавес. Спектакль «Спящая красавица» начался.

Валентин Елизарьев о спектакле «Лебединое озеро»  «В новой постановке мы собрали все лучшее, что было создано балетмейстерами за более чем столетнюю историю спектакля. Мы бережно сохраняем балетное наследие, а также вносим в новый спектакль новые сцены, наполняем его современным мироощущением, обогащаем опытом современного театра и дыханием ХХІ века»

А после первого акта в антракте прямо в фойе началась автограф-сессия. 

Желающих получить памятный автограф Мастера на эстетичном буклете было так много, что антракт затянулся. Но это никак не повлияло на зрительское восприятие балета «Спящая красавица», этой прекрасной, как его называют, энциклопедии классического завораживающего танца. 

Валентин Елизарьев о спектакле «Ромео и Джульетта»  «Наш спектакль о любви и ненависти, об искренней дружбе и бессмысленной вражде, бессмертной, как любовь, сильной, как смерть, как вечный вопрос, который вновь и вновь задает себе человечество»

После спектакля публика устроила овации и артистам, и виновнику торжества.

Валентин Елизарьево спектакле «Спартак»: «... С огромным удовольствием я взялся за создание своего балета. Мне всегда казалось, что восстание рабов не могло провалиться из-за куртизанки, хотя это есть в романе. Я постарался сделать спектакль о другом и ликвидировал роль Эгины. Неизбежность поражения Спартака была предрешена исторически. Все постановщики при создании балета опираются на сделанное до них. Однако очень важно создавать на базе существующего новое и идти дальше, переосмысливая ситуации и темы. Это и есть творческий подход в спектаклях, где ты не первый...»

Валентина ЖДАНОВИЧ

Фото автора, а также из архива Большого театра

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.