Вы тут

«Иоланта», «Искатели жемчуга» и «Севильский цирюльник» — чем удивлял зрителей оперный форум?


В Минском международном Рождественском оперном форуме, который прошел в тринадцатый раз, приняли участие Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои, а также Самарский академический театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича с постановками, которых нет в репертуаре Большого театра Беларуси.


Режиссер Анна Моторная на генеральной репетиции оперы «Иоланта»

Праздник оперной музыки открывался премьерой оперы Петра Чайковского «Иоланта». Поэтичная история слепой девушки, у которой внезапно вспыхнувшая любовь к незнакомому рыцарю помогает выдержать мучительное лечение, чтобы видеть свет и краски мира, в свое время, как гласит история, так тронула сердце Чайковского, что он создал одно из самых красивых и жизнеутверждающих своих творений.

Постановщиками спектакля выступили три главных специалиста театра — дирижер Артем Макаров, режиссер Анна Моторная и художник Любовь Сидельникова. Напомним, что эта постановка оперы Петра Чайковского станет пятой на сцене белорусского Большого театра. До этого к самому светлому произведению композитора обращались в 1952-м, 1975-м, 1993-м и 2004-м.

«Это безусловный шедевр Петра Чайковского, лирическая философская исповедь композитора. „Сегодня невозможно говорить об „Иоланте“, как о сказке“, — говорила накануне генеральной репетиции спектакля главный режиссер театра, обладательница медали Франциска Скорины Анна Моторная. — В этой опере соединена средневековая французская легенда, мистическое ощущение, символика, сакральность, православная духовность — и на этой основе создано настоящее литургическое действо. Это редчайшая опера, приходящая к абсолютно светлому финалу с катарсисом. И мы должны преподнести ее зрителю так, чтобы каждый мог этот катарсис ощутить». Ощутили ли его зрители, это можно было увидеть по их просветленным лицам, а также по овациям, которые они устроили после окончания спектакля.

За дирижерским пультом в тот вечер был главный дирижер театра, народный артист Башкортостана Артем Макаров.

Государственный академический Большой театр Узбекистана  имени Алишера Навои представил эмоциональную, яркую, восточным колоритом оперу Жоржа Бизе «Искатели жемчуга»

Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои представил эмоциональную, яркую, с восточным колоритом оперу Жоржа Бизе «Искатели жемчуга». 

Премьера этой оперы состоялась в 1863-м в Париже. В своем молодом возрасте (Жоржу Бизе было тогда всего лишь 24 года) композитор искал вдохновение в самых простых вещах, так, его внимание привлек незамысловатый сюжет оперы «Искатели жемчуга». Это история соперничества двух друзей, ловцов жемчуга Зурги и Надира, влюбленных в прекрасную девушку по имени Лейла.

После премьеры драматург Людовик Галеви написал: «Партитуру уже многие критиковали, о ней много спорили. Что касается меня, то после трех серьезных прослушиваний я должен констатировать ее высочайшее качество», а Гектор Берлиоз отметил: «Партитура этой оперы... содержит значительное количество прекрасных выразительных отрывков, полных огня и богатого колорита, и делает самую большую честь господину Бизе, которого вынуждены будут принять как композитора...» Многие и сейчас считают, что именно опера «Искатели жемчуга» стала предтечей для написания другого гениального творения Жоржа Бизе — «Кармен».

Дирижировал оперой — заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов.

Самарский академический театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича показал сказочную историю Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».

Изначально идея оперы о трех апельсинах родилась у легендарного режиссера Всеволода Мейерхольда, который издавал в Петрограде в 1914-1916 годах журнал о театре, так и называвшийся — «Любовь к трем апельсинам». В самом первом выпуске журнала была опубликована одноименная пьеса, написанная Мейерхольдом в соавторстве с режиссером Владимиром Соловьёвым и поэтом Константином Вогаком, основанная на комической сказке итальянского драматурга Карло Гоцци, автора знаменитой «Турандот». Мейерхольд специально дал Прокофьеву прочитать пьесу с расчетом, что тот напишет оперу. Сергей Прокофьев действительно написал музыку и сочинил собственное либретто на основе пьесы, но произошло это уже в Америке, по заказу оперного театра Чикаго. Опера была готова в октябре 1919 года, а постановка состоялась в декабре 1921 и получила большой успех. В Америке «Три апельсина» исполняли по-французски. В 1926 году состоялась первая постановка «Любви к трем апельсинам» на русском языке — в Ленинградском театре оперы и балета. Спектакль ставили ученик Мейерхольда Сергей Радлов (1892-1956) и Николай Фореггер (1892-1939), который впоследствии станет главным режиссером и художественным руководителем Куйбышевского оперного театра (1938-1939). Но в Куйбышеве-Самаре «Три апельсина» никогда не ставились. Нынешняя постановка — первая. И вот ее привезли к нам!

Кстати спектакль вошел в лонг-лист российской национальной премии «Золотая маска-2021», а также получил российскую национальную премию «Онегин» за исполнение партии Труффальдино (Анатолий Невдах).

Самарский академический театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича показал сказочную историю Сергея Прокофьева  «Любовь к трем апельсинам»

Дирижер — художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета Евгений Хохлов выразил большое удовлетворение от участия в Рождественском оперном форуме, когда общался с журналистами.

Сходили мы и на самую известную комическую оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» итальянского режиссера Альдо Тарабеллы. К слову, гениальный итальянский композитор Джоаккино Россини обладал прекрасным чувством юмора и отменно, говорят, готовил. По воспоминаниям его современников, на обед к Россини записывались за месяц вперед. Вот и мы побывали на спектакле и вкусили «продукт», от которого от всех его составляющих получили удовольствие. И, конечно же, от яркой музыки Россини.

Легендарный цирюльник Фигаро, маэстро ножниц и бритвы, ловкач и острослов, который способен одинаково мастерски устроить и новую прическу, и новую судьбу, вернулся на белорусскую сцену в конце прошлого, юбилейного для Большого театра сезона.

В комической опере Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» принимали участие приглашенный солист Большого театра России Годердзи Джанелидзе и солист Камерной сцены имени Бориса Покровского московского Большого Валерий Макаров. Этих артистов, безусловно, знает и любит белорусская публика. Если Валерия Макарова наш зритель уже слышал в партии Графа Альмавивы, то Годердзи Джанелидзе впервые спел в Минске партию Дона Базилио в опере Джоаккино Россини.

Большой театр Беларуси представил на форум оперу Джоаккино  Россини «Севильский цирюльник» итальянского режиссера Альдо Тарабеллы

Также главные партии в опере исполняли наши солисты Алексей Макшанцев (Фигаро), Дмитрий Капилов (Бартоло), Анастасия Михновец (Розина), Марина Лихошерст (Берта), Руслан Маспанов (Фиорелло), Святослав Сахаров (Офицер). Дирижировал спектаклем Владимир Оводок.

Красивой финальной точкой праздника стал Гала-концерт звезд оперной сцены Viva Opera!

В Гала-концерте звезд оперной сцены Viva Opera! принимал участие и любимец публики, народный артист Беларуси Станислав Трифонов

В закрытии Минского международного Рождественского оперного форума-2023 принимали участие, как гости, так и белорусские солисты — певцы, которых, мы абсолютно в этом уверены, любит и знает наш зритель. Список участников Гала-концерта был столь внушительный, что перечислять имена всех звезд не станем. Разве что назовем страны, откуда они прибыли в Минск. Это Россия, Узбекистан, Армения, Грузия, Северная Осетия-Алания и другие. Разумеется, наслаждались мы и пением наших оперных аксакалов, а также голосами молодых исполнителей. Большой театр Беларуси представляли народные артисты страны Анастасия Москвина, Владимир Громов, Станислав Трифонов и другие артисты. Дирижировал Симфоническим оркестром в тот вечер главный маэстро театра, народный артист Башкортостана Артем Макаров.

Михалина ЧЕРКАШИНА 

По материалам Большого театра

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.