Вы тут

На гастроли в Беларусь приезжал Большой театр России. Как это было?


На гастроли в Беларусь Большой театр России приехал со спектаклями высшей пробы — классикой, проверенной временем. Балет «Иван Грозный» Сергея Прокофьева и опера «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова прошли в Минске с огромным успехом. 


«Это, конечно, грандиозное событие. Мы никогда раньше не принимали прославленный коллектив в полном объеме, потому это огромное счастье и подтверждение того, что наши народы действительно невероятно близки культурами, языками и представлением о том, чем мы сегодня дорожим», — поделилась с журналистами своими мыслями перед открытием гастролей генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова.

Для непосвященных конкретизируем: эти гастроли обменные. Год назад Екатерина Николаевна и экс-директор Большого театра России Владимир Урин договорились, что коллектив московского Большого обязательно выступит на минской сцене. А в октябре 2022 года в Большом театре России прошли гастроли белорусского Большого. Это было событие не только для труппы, но и для искушенного московского зрителя. На прославленной сцене России «наши» показали уникальные белорусские спектакли: национальную оперу Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» в режиссуре Анны Моторной и балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в авторской хореографии Валентина Елизарьева.

Сказать, что нынешние гастроли малые, даже язык не поворачивается. Да, длились они всего четыре дня. Но как! Билеты были раскуплены за месяц, причем молниеносно. А в день показа спектаклей «лишний билетик» спрашивали за квартал от здания Большого театра.

Как сообщили в театре, в Минск прибыло 10 фур с декорациями! И около 500 человек в целом, среди которых десятка три костюмеров и гримеров! Привезли целиком и оркестр.

Екатерина Дулова, генеральный директор Большого театра Беларуси и Владимир Урин, экс-директор Большого театра России на пресс-подходе перед открытием гастролей оперой «Царская невеста»

Владимир Урин, в свою очередь, проинформировал журналистов, что репертуар для гастролей подбирался совместно. «Много факторов повлияло на то, что мы привезли именно эти два спектакля. Хотелось, чтобы это было то, что не входило в ваш репертуар. И безусловным было желание, чтобы это были русские названия. Поэтому остановились на „Царской невесте“ и „Иване Грозном“. Это спектакли, которые входят в золотой фонд Большого театра и идут десятилетиями», — сказал он. И добавил: главное, что хочет подарить Большой театр России белорусскому зрителю, так это радость от общения с искусством.

Открывались гастроли оперой «Царская невеста». Заслуженная артистка России, исполнительница партии Любаши Агунда Кулаева призналась перед началом спектакля во время пресс-подхода: попасть на гастроли в Беларусь было ее давним желанием: «Я была лет 20 назад в Минске, и это был совершенно другой город. Выступление здесь — очень большая ответственность, потому что многие люди мне писали и ждали меня. И нужно оправдать все ожидания и любовь белорусской публики». 

Сцены из спектакля «Царская невеста»

Партию Грязного в опере исполнял народный артист Азербайджана Эльчин Азизов. А вот что сказал он перед спектаклем: «Сегодня на сцене Большого театра Беларуси соберутся звезды первой величины. Это история, которой аплодируют еще до начала пения артистов. Открывается занавес, зритель видит картинку и начинает аплодировать, потому что это красиво. А дальше мы уже начинаем петь».

Как известно, отсчет истории оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» начался в 1916 году. А в 2014-м были восстановлены декорации Федора Федоровского, народного художника СССР. Они и по сей день украшают современную постановку оперы. В Минске оперой дирижировал маэстро Константин Чудовский, приглашенный дирижер Большого театра России. Повторимся: совместно с труппой артистов приехал и оркестр. Он легко, по словам Чудовского, адаптировался к новым условиям. «Оркестр сразу зазвучал идеально. Здесь отличная акустика, играть очень приятно и всех слышно. Мы получаем большое удовольствие от выступления в белорусском Большом», — сказал он.

Перед началом спектакля «Иван Грозный» с журналистами первой общалась Светлана Захарова, народная артистка России вышла уже в образе Анастасии, жены Ивана Грозного)

Опера «Царская невеста» потрясла публику. Прошла, что называется, с царским размахом. Аплодисменты поклонников оперного искусства сопровождали каждую блестяще исполненную партию во время сценического действия, а после окончания спектакля зрители устроили длительные овации с криками «браво». 

Обменные гастроли, как уже говорилось, событие историческое. И планы, которые обсуждаются на уровне министерств культуры Беларуси и России, как стало уже известно, впереди большие. Возможно, осуществится проект более масштабных гастролей и две талантливейшие труппы, расширяя культурное пространство, еще не раз обменяются сценами, удобными как для одного, так и для другого творческого коллектива. Как сообщалось в СМИ, взаимодействие главных театров и на будущий год готовы поддержать на уровне Союзного государства.

Напомним, что на минской сцене артисты Большого театра России выступали не раз. А белорусская труппа, начиная с 1940-го, побывала и с оперой, и балетом на московских подмостках 12 раз: как видим, есть и такая статистика. Совсем недавно, в октябре, по случаю творческого юбилея народного артиста СССР Валентина Елизарьева в рамках ретроспективы балетов Мастера ведущая российская солистка балета Ева Сергеенкова и премьер Артемий Беляков танцевали партии Одетты-Одиллии и Зигфрида в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». А балерина Елизавета Кокорева и первый солист балета Алексей Путинцев выходили на нашу сцену в спектакле Людвига Минкуса «Дон Кихот» в образах Китри и Базиля. В последний раз Большой театр России привозил в Большой театр Беларуси балет Петра Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича еще в апреле 2009-го. Как раз тогда было открытие Года культуры России в Беларуси. В главных партиях солировали звезды Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Андрей Уваров. Дирижировал Павел Клиничев.

Артемий Беляков, премьера балетной труппы, станцевавшего партию Ивана Грозного, мы увидели в «царском гриме», который, по его словам, делается два часа

Обратимся, однако, к балету «Иван Грозный». Заранее мы знали: публику ждет потрясающее зрелище. В репертуаре Большого театра Беларуси такого спектакля нет. А у россиян эта постановка, ставшая легендой, уже полвека на афише. Специалисты утверждают: это один из самых знаменитых балетов Юрия Григоровича, в нем есть своя мощная интрига, противостоят сильные и неординарные личности, такие как Иван Грозный и князь Курбский. Балет был поставлен в 1975 году и возобновлен в 2012-м.

На минских гастролях классику Григоровича представили двумя равноценными составами. Два с половиной часа длилось сценическое действие, не считая антракта. На языке танца повествуется о ключевых моментах того, как 50 лет правил царь Иван Грозный, сын великой княгини Елены — кстати, она была из древнего рода Глинских, пустившего корни на белорусских землях. Трагическая история жизни и правления первого русского царя — это огромное творческое испытание для солистов и кордебалета: спектакль сложный. Об этом нам сказали уже загримированные в сценические образы исполнители заглавных партий, с которыми мы встретились за час до спектакля.

Первой к журналистам вышла — уже в костюме и гриме царской невесты, а потом и жены Ивана Грозного Анастасии — Светлана Захарова, народная артистка России, лауреат Государственной премии России. Вот что она нам сказала:

«Балет „Иван Грозный“ — великий балет. Он был создан усилиями талантливых людей. Когда я узнала, что будут гастроли в Минске, то посчитала за честь приехать сюда и показать свою Анастасию. Четырнадцать лет назад мы были здесь со спектаклем „Лебединое озеро“. Запомнилась потрясающая публика, удобная, хорошая сцена: она чуть-чуть меньше, чем сцена Большого театра России, но технически мы в нее вписались. Что касается балета „Иван Грозный“, то его редко вывозят за границу. Наверное, потому что „Спартак“ и „Лебединое озеро“ — визитные карточки нашего театра, а этот — про историю России. Она понятна и близка нам, как и зрителям в соседних странах. Очень мало информации сохранилось о первой супруге царя Ивана Грозного, которую он очень любил, о моей героине. Ее вера в Бога и любовь к царю, ее бесконечное терпение и сострадание — лейтмотив спектакля. Я очень люблю этот балет, хоть он и сложный. Есть такие глубокие смысловые сцены, что мурашки бегут по коже».

Увидеть солистку вблизи в костюме и гриме героини — редкая удача. Респект Большому театру Беларуси за эту возможность. Светлана Захарова выглядела потрясающе, можно сказать, иконописно. Из дальних рядов партера, из бенуара, не говоря уже о балконе, так не рассмотришь все детали и грима, и костюма.

Издалека вряд ли мы и заметили бы, насколько внешне сильно похож Иван Грозный Артемия Белякова на исторические художественные вариации его образа. Кстати, внешность-образ царя, как признался премьер балетной труппы, создается в гримерной два часа! Невероятно, но факт: это целое искусство. Мы увидели артиста в «царском гриме». А вот как он обосновал выбор спектакля для гастролей в Минске: «Я думаю, очень важно и в контексте нынешних мировых событий, — умение смотреть в одной исторической парадигме. Иметь общее историческое прошлое и общий духовный взгляд на исторические события. Это очень важно. И в этом плане выбор спектакля тоже замечательный, хотя изначально мы планировали привезти другие работы, но в итоге выбрали, наверное, самые лучшие постановки».

Своего героя Артемий охарактеризовал так: «Мой царь Иван Грозный — мятущийся, резкий, агрессивный, и тут же почти молитвенно-лиричный. Эти переходы непростые и актерски, и физически». Артист еще сказал и о том, что в балете для определения характера его героя необходимо ориентироваться на музыку. На вопрос, сложно ли было ему работать, ответил: «В этом спектакле от начала и до конца сложно все. У Ивана Грозного характерные сцены постоянно меняются. Как я уже сказал, из темпераментных, резких, агрессивных до лирических... Думаю, противоречивый образ Ивана Грозного не до конца раскрыт в литературе, исторически еще не сделано никаких определенных выводов. Но то, что Юрий Григорович создал на сцене, — это размышление на тему внутренней жизни Ивана Грозного и его духовного перелома». По словам Артемия Белякова, спектакли Юрия Григоровича всегда контрастные и образные, поэтому невозможно сказать, что какие-то персонажи выделяются, а какие-то теряются на их фоне. Но белорусы, как выразился московский гость, смогут проникнуться этим спектаклем, ведь живут в одном историческом пространстве с жителями России.

Сложный грим и у Дениса Родькина (Князь Курбский), другого премьера Большого театра России

Выходил к нам также исполнитель партии князя Курбского Денис Родькин. «Вы если увидите меня без грима, то не узнаете, — признался журналистам. — В жизни я совершенно другой». Что касается партии князя, то у артиста, как мы потом увидели, брутальный, почти силовой рисунок роли. Мужской балет партий в постановках Григоровича — это всегда сила и харизма, но именно в «Иване Грозном» он один из самых сложных в классическом репертуаре вообще. Об этом нам тоже сказал Денис. Каким он создавал образ князя? «Этого персонажа я не делал историческим. Он скорее у меня образ собирательный, образ русского богатыря. В моем случае этот герой положительный. Так сложились обстоятельства, что в определенный момент жизни у него не оставалось иного выбора, поэтому он и сбежал от Ивана Грозного. При этом Курбский любил свою страну и не хотел предавать царя, но так вот вышло. Драма образа и в том, что Курбский ведь еще любил Анастасию. С этой роли началась моя премьерская карьера. Юрий Григорович увидел меня в Курбском и доверил танцевать партии в других балетах, включая „Спартак“. „Иван Грозный“ — это самый русский балет про русскую историю. Танцевать его просто, и в то же время с точки зрения образа сложно. Я очень люблю этот спектакль и свою роль. Горд и счастлив, что есть он в Большом театре. А приезд в Минск — замечательный выбор. У Беларуси и России тесно связанная история. И белорусский народ, так же, как и русский поймет этот спектакль не только головой, но и сердцем. В спектакле нашли отражение многие человеческие качества: предательство и любовь, ненависть и зависть, терпение и сострадание... Когда в Парижской опере „Ивана Грозного“ танцевали артисты Гранд-опера, то этот спектакль не прозвучал так, как должно было ему прозвучать. Его там, хоть и были восхищены масштабностью, но глубоко не поняли. А белорусский народ оценит не только масштаб, но и душу этого спектакля».

Так оно и случилось. Мы оценили!

Вначале массовые сцены первого акта, где господствовал обогащенный национальными русскими элементами классический танец, захватили внимание. Звонари возвещают, что на престол взошел молодой царь. Бояре недовольны его избранием. В отчаянии красавец-князь Курбский, любящий Анастасию, которую царь выбирает себе в жены. Контрастом же массовым сценам звучат дуэты царя Ивана и Анастасии: знакомство на смотринах и дальнейшее развитие отношений между счастливыми влюбленными, празднование победы над иноземцами, болезнь и выздоровление царя, упоение супругов взаимными чувствами в начале второго акта…

Но счастье, как говорится, было недолгим. Бояре замышляют заговор, в который вовлекают и князя Курбского. В их руках видим кубок с ядом, и жертвой этих придворных интриг и злодеяний становится Анастасия. Курбский в шоке... И вновь звон колоколов, уже в совсем другой тональности: они разносят весть о гибели царицы, измене бояр. Царь в отчаянии, в его фантазиях появляется призрак любимой. Пожалуй, это самая сильная сцена балета. Дуэт «призрака» Анастасии и потерявшего любимую Ивана потрясает эмоциональной наполненностью.

Мужской балет партий Артемия Белякова, Дениса Родькина в постановках Юрия Григоровича — это всегда сила и харизма, но именно в «Иване Грозном» он один из самых сложных в классическом репертуаре вообще

Светлана Захарова в эпизоде невесты Ивана Грозного

Царицу Анастасию отпевают в церкви, где горят свечи... Иван Грозный оплакивает возлюбленную супругу. Он уже вынашивает планы жестокой мести. Предвидя, видимо, такой поворот событий, Курбский бежит из страны, а бояре ожидают расправы. Царь поручает опричникам покончить с предателями. Жуткой выглядит сцена, когда Иван Грозный идет по спинам слуг — она символизирует рождения нового царя, который с утратой Анастасии в борьбе с боярами утратил и свою душу. И вновь тревожно звучат колокола, возвещающие о грядущих страшных временах.

Финальная сцена после завершения балета

Да, мы оценили с восторгом и благодарностью монолитность и масштабность спектакля, мастерство исполнителей, сценографию Симона Вирсаладзе с его потрясающими костюмами, игру света и оркестра, виртуозно исполняющего музыку Сергея Прокофьева, которую не слушать сердцем было просто невозможно. Впрочем, так же цельно и глубоко прочитывается вся история об Иване IV Грозном в хореографической интерпретации Большого театра России.

Валентина ЖДАНОВИЧ

Фото автора и из архива Большого тетара Беларуси 

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.