На гастроли в Беларусь Большой театр России приехал со спектаклями высшей пробы — классикой, проверенной временем. Балет «Иван Грозный» Сергея Прокофьева и опера «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова прошли в Минске с огромным успехом.
«Это, конечно, грандиозное событие. Мы никогда раньше не принимали прославленный коллектив в полном объеме, потому это огромное счастье и подтверждение того, что наши народы действительно невероятно близки культурами, языками и представлением о том, чем мы сегодня дорожим», — поделилась с журналистами своими мыслями перед открытием гастролей генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова.
Для непосвященных конкретизируем: эти гастроли обменные. Год назад Екатерина Николаевна и экс-директор Большого театра России Владимир Урин договорились, что коллектив московского Большого обязательно выступит на минской сцене. А в октябре 2022 года в Большом театре России прошли гастроли белорусского Большого. Это было событие не только для труппы, но и для искушенного московского зрителя. На прославленной сцене России «наши» показали уникальные белорусские спектакли: национальную оперу Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» в режиссуре Анны Моторной и балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в авторской хореографии Валентина Елизарьева.
Сказать, что нынешние гастроли малые, даже язык не поворачивается. Да, длились они всего четыре дня. Но как! Билеты были раскуплены за месяц, причем молниеносно. А в день показа спектаклей «лишний билетик» спрашивали за квартал от здания Большого театра.
Как сообщили в театре, в Минск прибыло 10 фур с декорациями! И около 500 человек в целом, среди которых десятка три костюмеров и гримеров! Привезли целиком и оркестр.
Владимир Урин, в свою очередь, проинформировал журналистов, что репертуар для гастролей подбирался совместно. «Много факторов повлияло на то, что мы привезли именно эти два спектакля. Хотелось, чтобы это было то, что не входило в ваш репертуар. И безусловным было желание, чтобы это были русские названия. Поэтому остановились на „Царской невесте“ и „Иване Грозном“. Это спектакли, которые входят в золотой фонд Большого театра и идут десятилетиями», — сказал он. И добавил: главное, что хочет подарить Большой театр России белорусскому зрителю, так это радость от общения с искусством.
Открывались гастроли оперой «Царская невеста». Заслуженная артистка России, исполнительница партии Любаши Агунда Кулаева призналась перед началом спектакля во время пресс-подхода: попасть на гастроли в Беларусь было ее давним желанием: «Я была лет 20 назад в Минске, и это был совершенно другой город. Выступление здесь — очень большая ответственность, потому что многие люди мне писали и ждали меня. И нужно оправдать все ожидания и любовь белорусской публики».
Партию Грязного в опере исполнял народный артист Азербайджана Эльчин Азизов. А вот что сказал он перед спектаклем: «Сегодня на сцене Большого театра Беларуси соберутся звезды первой величины. Это история, которой аплодируют еще до начала пения артистов. Открывается занавес, зритель видит картинку и начинает аплодировать, потому что это красиво. А дальше мы уже начинаем петь».
Как известно, отсчет истории оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» начался в 1916 году. А в 2014-м были восстановлены декорации Федора Федоровского, народного художника СССР. Они и по сей день украшают современную постановку оперы. В Минске оперой дирижировал маэстро Константин Чудовский, приглашенный дирижер Большого театра России. Повторимся: совместно с труппой артистов приехал и оркестр. Он легко, по словам Чудовского, адаптировался к новым условиям. «Оркестр сразу зазвучал идеально. Здесь отличная акустика, играть очень приятно и всех слышно. Мы получаем большое удовольствие от выступления в белорусском Большом», — сказал он.
Опера «Царская невеста» потрясла публику. Прошла, что называется, с царским размахом. Аплодисменты поклонников оперного искусства сопровождали каждую блестяще исполненную партию во время сценического действия, а после окончания спектакля зрители устроили длительные овации с криками «браво».
Обменные гастроли, как уже говорилось, событие историческое. И планы, которые обсуждаются на уровне министерств культуры Беларуси и России, как стало уже известно, впереди большие. Возможно, осуществится проект более масштабных гастролей и две талантливейшие труппы, расширяя культурное пространство, еще не раз обменяются сценами, удобными как для одного, так и для другого творческого коллектива. Как сообщалось в СМИ, взаимодействие главных театров и на будущий год готовы поддержать на уровне Союзного государства.
Напомним, что на минской сцене артисты Большого театра России выступали не раз. А белорусская труппа, начиная с 1940-го, побывала и с оперой, и балетом на московских подмостках 12 раз: как видим, есть и такая статистика. Совсем недавно, в октябре, по случаю творческого юбилея народного артиста СССР Валентина Елизарьева в рамках ретроспективы балетов Мастера ведущая российская солистка балета Ева Сергеенкова и премьер Артемий Беляков танцевали партии Одетты-Одиллии и Зигфрида в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». А балерина Елизавета Кокорева и первый солист балета Алексей Путинцев выходили на нашу сцену в спектакле Людвига Минкуса «Дон Кихот» в образах Китри и Базиля. В последний раз Большой театр России привозил в Большой театр Беларуси балет Петра Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича еще в апреле 2009-го. Как раз тогда было открытие Года культуры России в Беларуси. В главных партиях солировали звезды Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Андрей Уваров. Дирижировал Павел Клиничев.
Обратимся, однако, к балету «Иван Грозный». Заранее мы знали: публику ждет потрясающее зрелище. В репертуаре Большого театра Беларуси такого спектакля нет. А у россиян эта постановка, ставшая легендой, уже полвека на афише. Специалисты утверждают: это один из самых знаменитых балетов Юрия Григоровича, в нем есть своя мощная интрига, противостоят сильные и неординарные личности, такие как Иван Грозный и князь Курбский. Балет был поставлен в 1975 году и возобновлен в 2012-м.
На минских гастролях классику Григоровича представили двумя равноценными составами. Два с половиной часа длилось сценическое действие, не считая антракта. На языке танца повествуется о ключевых моментах того, как 50 лет правил царь Иван Грозный, сын великой княгини Елены — кстати, она была из древнего рода Глинских, пустившего корни на белорусских землях. Трагическая история жизни и правления первого русского царя — это огромное творческое испытание для солистов и кордебалета: спектакль сложный. Об этом нам сказали уже загримированные в сценические образы исполнители заглавных партий, с которыми мы встретились за час до спектакля.
Первой к журналистам вышла — уже в костюме и гриме царской невесты, а потом и жены Ивана Грозного Анастасии — Светлана Захарова, народная артистка России, лауреат Государственной премии России. Вот что она нам сказала:
«Балет „Иван Грозный“ — великий балет. Он был создан усилиями талантливых людей. Когда я узнала, что будут гастроли в Минске, то посчитала за честь приехать сюда и показать свою Анастасию. Четырнадцать лет назад мы были здесь со спектаклем „Лебединое озеро“. Запомнилась потрясающая публика, удобная, хорошая сцена: она чуть-чуть меньше, чем сцена Большого театра России, но технически мы в нее вписались. Что касается балета „Иван Грозный“, то его редко вывозят за границу. Наверное, потому что „Спартак“ и „Лебединое озеро“ — визитные карточки нашего театра, а этот — про историю России. Она понятна и близка нам, как и зрителям в соседних странах. Очень мало информации сохранилось о первой супруге царя Ивана Грозного, которую он очень любил, о моей героине. Ее вера в Бога и любовь к царю, ее бесконечное терпение и сострадание — лейтмотив спектакля. Я очень люблю этот балет, хоть он и сложный. Есть такие глубокие смысловые сцены, что мурашки бегут по коже».
Увидеть солистку вблизи в костюме и гриме героини — редкая удача. Респект Большому театру Беларуси за эту возможность. Светлана Захарова выглядела потрясающе, можно сказать, иконописно. Из дальних рядов партера, из бенуара, не говоря уже о балконе, так не рассмотришь все детали и грима, и костюма.
Издалека вряд ли мы и заметили бы, насколько внешне сильно похож Иван Грозный Артемия Белякова на исторические художественные вариации его образа. Кстати, внешность-образ царя, как признался премьер балетной труппы, создается в гримерной два часа! Невероятно, но факт: это целое искусство. Мы увидели артиста в «царском гриме». А вот как он обосновал выбор спектакля для гастролей в Минске: «Я думаю, очень важно и в контексте нынешних мировых событий, — умение смотреть в одной исторической парадигме. Иметь общее историческое прошлое и общий духовный взгляд на исторические события. Это очень важно. И в этом плане выбор спектакля тоже замечательный, хотя изначально мы планировали привезти другие работы, но в итоге выбрали, наверное, самые лучшие постановки».
Своего героя Артемий охарактеризовал так: «Мой царь Иван Грозный — мятущийся, резкий, агрессивный, и тут же почти молитвенно-лиричный. Эти переходы непростые и актерски, и физически». Артист еще сказал и о том, что в балете для определения характера его героя необходимо ориентироваться на музыку. На вопрос, сложно ли было ему работать, ответил: «В этом спектакле от начала и до конца сложно все. У Ивана Грозного характерные сцены постоянно меняются. Как я уже сказал, из темпераментных, резких, агрессивных до лирических... Думаю, противоречивый образ Ивана Грозного не до конца раскрыт в литературе, исторически еще не сделано никаких определенных выводов. Но то, что Юрий Григорович создал на сцене, — это размышление на тему внутренней жизни Ивана Грозного и его духовного перелома». По словам Артемия Белякова, спектакли Юрия Григоровича всегда контрастные и образные, поэтому невозможно сказать, что какие-то персонажи выделяются, а какие-то теряются на их фоне. Но белорусы, как выразился московский гость, смогут проникнуться этим спектаклем, ведь живут в одном историческом пространстве с жителями России.
Выходил к нам также исполнитель партии князя Курбского Денис Родькин. «Вы если увидите меня без грима, то не узнаете, — признался журналистам. — В жизни я совершенно другой». Что касается партии князя, то у артиста, как мы потом увидели, брутальный, почти силовой рисунок роли. Мужской балет партий в постановках Григоровича — это всегда сила и харизма, но именно в «Иване Грозном» он один из самых сложных в классическом репертуаре вообще. Об этом нам тоже сказал Денис. Каким он создавал образ князя? «Этого персонажа я не делал историческим. Он скорее у меня образ собирательный, образ русского богатыря. В моем случае этот герой положительный. Так сложились обстоятельства, что в определенный момент жизни у него не оставалось иного выбора, поэтому он и сбежал от Ивана Грозного. При этом Курбский любил свою страну и не хотел предавать царя, но так вот вышло. Драма образа и в том, что Курбский ведь еще любил Анастасию. С этой роли началась моя премьерская карьера. Юрий Григорович увидел меня в Курбском и доверил танцевать партии в других балетах, включая „Спартак“. „Иван Грозный“ — это самый русский балет про русскую историю. Танцевать его просто, и в то же время с точки зрения образа сложно. Я очень люблю этот спектакль и свою роль. Горд и счастлив, что есть он в Большом театре. А приезд в Минск — замечательный выбор. У Беларуси и России тесно связанная история. И белорусский народ, так же, как и русский поймет этот спектакль не только головой, но и сердцем. В спектакле нашли отражение многие человеческие качества: предательство и любовь, ненависть и зависть, терпение и сострадание... Когда в Парижской опере „Ивана Грозного“ танцевали артисты Гранд-опера, то этот спектакль не прозвучал так, как должно было ему прозвучать. Его там, хоть и были восхищены масштабностью, но глубоко не поняли. А белорусский народ оценит не только масштаб, но и душу этого спектакля».
Так оно и случилось. Мы оценили!
Вначале массовые сцены первого акта, где господствовал обогащенный национальными русскими элементами классический танец, захватили внимание. Звонари возвещают, что на престол взошел молодой царь. Бояре недовольны его избранием. В отчаянии красавец-князь Курбский, любящий Анастасию, которую царь выбирает себе в жены. Контрастом же массовым сценам звучат дуэты царя Ивана и Анастасии: знакомство на смотринах и дальнейшее развитие отношений между счастливыми влюбленными, празднование победы над иноземцами, болезнь и выздоровление царя, упоение супругов взаимными чувствами в начале второго акта…
Но счастье, как говорится, было недолгим. Бояре замышляют заговор, в который вовлекают и князя Курбского. В их руках видим кубок с ядом, и жертвой этих придворных интриг и злодеяний становится Анастасия. Курбский в шоке... И вновь звон колоколов, уже в совсем другой тональности: они разносят весть о гибели царицы, измене бояр. Царь в отчаянии, в его фантазиях появляется призрак любимой. Пожалуй, это самая сильная сцена балета. Дуэт «призрака» Анастасии и потерявшего любимую Ивана потрясает эмоциональной наполненностью.
Царицу Анастасию отпевают в церкви, где горят свечи... Иван Грозный оплакивает возлюбленную супругу. Он уже вынашивает планы жестокой мести. Предвидя, видимо, такой поворот событий, Курбский бежит из страны, а бояре ожидают расправы. Царь поручает опричникам покончить с предателями. Жуткой выглядит сцена, когда Иван Грозный идет по спинам слуг — она символизирует рождения нового царя, который с утратой Анастасии в борьбе с боярами утратил и свою душу. И вновь тревожно звучат колокола, возвещающие о грядущих страшных временах.
Да, мы оценили с восторгом и благодарностью монолитность и масштабность спектакля, мастерство исполнителей, сценографию Симона Вирсаладзе с его потрясающими костюмами, игру света и оркестра, виртуозно исполняющего музыку Сергея Прокофьева, которую не слушать сердцем было просто невозможно. Впрочем, так же цельно и глубоко прочитывается вся история об Иване IV Грозном в хореографической интерпретации Большого театра России.
Валентина ЖДАНОВИЧ
Фото автора и из архива Большого тетара Беларуси
Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.
На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.
Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.