Вы тут

В Минске открылась выставка современного искусства. Или не совсем современного?


Триеннале в очередной раз собрало произведения, прошедшие отбор конкурса «Национальная премия в области изобразительного искусства», — организаторы связали выставку с юбилеем авангардного сообщества УНОВИС, но шаг этот показался довольно недальновидным. Все же сто лет назад внависовцы во главе с Казимиром Малевичем создавали революционное искусство, а нынешнее Триеннале на этом фоне выглядит анахроничным сбором случайных работ.


Выставка открылась 22 июля во Дворце искусства — история конкурса ведется с 2012 года, когда его главной целью называлось представление современного белорусского искусства во всем его многообразии. Впрочем, задачи поменялись: сейчас, говорят, премия прежде всего возрождает и развивает традиции и достижения — наверное, поэтому в зале дворца рядом со, скажем, соответствующим времени арт-объектом «Белый шум» Татьяны Маклецовой и Светланы Баранковской, который также обыгрывает традицию, но делает это надлежащими методами, висит похожая на большое полотно русского реализма картина Николая Опиока «Всеслав Чародей».

Национальная направленность становится лейтмотивом экспозиции, а обращение к белорусскому прошлому-казалось бы, по определению красивое, хотя и беззубое направление, к тому же оно каким-то образом объединяет участников. Тем не менее критерий современности — по качеству, а не времени создания-стоило бы, если уж «назвались груздем», сохранить также, а он тут явно отходит на второй план. Значит, либо белорусское современное искусство такое скучное, либо организация выставки не позволяет сделать экспозицию настоящим обзором актуальных авторов.

В этом случае лучше иметь в виду механизм составления экспозиции: Триеннале все же формируется из заявок, а из них отборочная комиссия по определенным критериям выдвигает будущих участников, что смогут побороться за победу и в конце концов получить денежную премию, диплом лауреата и специальный приз. Итак, неизвестно, на каком этапе названный лейтмотив начал выстраиваться: возможно, наши художники повально пишут Сапег, но скорее всего комиссия сделала своим ориентиром конкретную тему, которая в этом случае явно теснит модерновость.

В этом году на конкурс было подано 358 заявок, а из них были отобраны 92 работы. Во время работы выставки как завершающего этапа «Национальной премии» — она будет открыта до 7 августа — специальное жюри определит победителей в десяти номинациях — «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Дизайн», «Актуальное искусство», «Художественная фотография», «Монументальное и монументально-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Искусствоведение и критика», «Творческий дебют». Председателем жюри стал представитель Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Валерий Жук, а в его состав вошли, например, председатель Союза дизайнеров Дмитрий Сурский, сотрудник музея-мастерской Заира Азгура Владимир Парфенок, Светлана Строгина из музея Бялыницкого-Бирули в Могилеве, директор Центра современных искусств Сергей Криштапович и директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов, Надежда Усова опять же из художественного музея, искусствовед Наталья Шарангович, профессора Валерий Славук и Владимир Слободчиков — большинство членов жюри несомненно с заслугами, а вот свободного обращения с понятием contemporary им не припишешь.

Не так давно на этой же площадке, как раз в неблагоприятное время пустых залов через коронавирус, прошла выставка «Пути немецкого искусства с 1949 года до сегодняшнего дня» — сравнение напрашивается само собой: даже эта экспозиция выглядит более прогрессивной за сбор отборочной комиссии конкурса.

Тем не менее выставлены произведения — хотя и в большинстве скучающие, но все еще знаки белорусской современности, среди которых эстетическим спасателям служит графика, представлены изобретательные работы вроде «Спадчыны» Дарьи Семчук, что берет за основу домотканое платье с вышивкой и показывает закрученный на ней трехчастный проект; красиво на фоне более традиционных форм смотрятся некоторые арт-объекты.

Залы дворца знают и более актуальные и удачные, также в смысле разнообразия, экспозиции типа Осеннего салона: на Триеннале постоянный посетитель отечественных выставочных пространств почувствует подвох, мол, современное белорусское искусство на самом деле более современное, я видел. Тогда становится интересно, насколько жюри сумеет выделить среди участников тех, кто не только профессионально наносит мазки на полотна, но и двигает арт-пространство вперед.

Триеннале и конкурс «Национальная премия в области изобразительного искусства» организованы Министерством культуры, Минским городским и областными исполнительными комитетами и Национальным историческим музеем.

София ПОЛЯНСКАЯ

Загаловак у газеце: Няновае новае

Выбар рэдакцыі

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

На гэтым тыдні Цяльцы будуць проста незаменныя ўсюды, дзе іх ведаюць.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.