«Осенний салон» радует необычными работами молодых талантливых художников и фотографов. Любое произведение — это, по сути, небольшой, но насыщенный эпизод из жизни его создателя. Об источниках вдохновения, профессиональном пути и создании необычных кадров рассказывает фотограф Aksiniya Moon, несколько работ которой можно было увидеть на выставке.
— Давайте вернемся в прошлое. Как вы начинали? Где учились, как решили заниматься фотографией профессионально? Были ли наставники, которые направляли, подсказывали?
— Мое первоначальное образование — высшее экономическое. Сейчас получаю в сфере туризма.
Фотографией стала восхищаться после того, как на восьмой день рождения мне подарили первый в жизни фотоаппарат Nikon 5100. Но, чтобы самой не разбираться в нем, решила пойти на базовые курсы фотографии. Почему не продолжила обучаться дальше? Хотела найти свой стиль методом проб, экспериментов и ошибок. А все курсы и мастер-классы воспринимались как чужой опыт, взгляд на мир. И пусть я шла дольше, но своим путем. Особенно меня вдохновляло творчество Фриды Кало и Сальвадора Дали. Я даже сделала татуировки с их портретами.
— Как вы нашли свой стиль?
— Эксперименты, наблюдательность, множество кадров и любовь к «языку фотографии».
— Главным героем многих ваших фотографий являетесь вы сами. Почему так?
— Потому что себя и свой мир мы знаем лучше всего. Сильные и слабые стороны. Не нужно тратить время на знакомство с человеком, его взглядами на жизнь. Видимо, это прозвучит эгоистично, но искренне: меня не интересует мир других людей через мой объектив. По крайней мере сейчас. А снимать свадьбы — вообще для меня страшный сон.
Я люблю натюрморты, предметы, природу. Все то, с чем не нужно договариваться и чему угождать.
— Кстати, про натюрморты. Чем для вас привлекателен этот жанр?
— Я всегда любила красивые вещи. Посуда, декор, текстиль, свечи и все натуральные материалы.
Но любить и передать красоту — разные вещи. Сначала мои натюрморты и композиции были немного «неуклюжие», «точно разворованные», лишенные жизни. Позже я стала чувствовать предметы и видеть картинку в перспективе. Мне оставалось только нажать кнопку.
А еще ваза с цветами или тарелка с виноградом не скажет потом, почему она не такая красивая получилась и почему виноград закрыл глаза (улыбается).
— Как проходит процесс создания работы: от идеи до воплощения?
Если взять серию «Странные натюрморты», то она была создана по концепции, которую я вынашивала долго: ждала «того самого вдохновения». И наконец оно пришло внезапно осенью 2021 на даче. Я побежала в лес, стала собирать мох, ветки, листья. Это был конец октября, и уже из растительного красивого материала под ногами осталось немного «моделей». На участке нашла куски кирпича, старую оконную раму, в доме — изоленту, фольгу, спичечный коробок. Идея заключалась в совмещении натуральных красивых материалов с обычными предметами в доме. Такой «экологический коллаж» в кадре. Ну и смешение несовместимого, разных стилей — для меня интересный эксперимент.
Кстати, знаете, чем хорош любой эксперимент? Вы от него не ожидаете чего-то необычного, но в итоге он может выстрелить.
Я уважаю все стили, направления, виды искусства, но мне более близок арт.
— Черно-белая или цветная фотография?
— Если автопортрет, тогда черно-белый, чтобы сконцентрироваться только на человеке. Если натюрморт — безусловно, цвет. Кстати, на открытии выставки к моим работам подошла пара, и молодой человек сказал девушке: «Не понимаю, почему почти все фотографии здесь черно-белые?» И прошли дальше. Через несколько секунд парень вернулся и стал фотографировать мои работы на телефон. А я — его.
— Поговорим про «Осенний салон». Как вам такой опыт?
— Помню, когда пришла в мае на такую выставку, меня сильно впечатлило, сколько талантливой молодежи у нас в Беларуси. Некоторые работы по духу и стилю были мне очень близки. Я решила подать заявку на следующий салон. И очень обрадовалась, когда мои работы выбрали. Из более чем 700 художников и фотографов взяли 246. Я впервые попала на такое мероприятие, очень волновалась и решила, что, наверное, нужно было представить и другие работы. Знаю, что процесс отбора собственных произведений у многих вызывает затруднения. Поэтому сделала это просто интуитивно. В личном кабинете на сайте галереи добавила еще много других фотографий.
— Весной этого года у вас была персональная выставка. Как все происходило? Организация своей экспозиции все же немного отличается от участия в групповых.
— Первая выставка моих работы прошла в Гомеле в музее фотографии и печати благодаря очень хорошему человеку Ирине. Знаю, она обязательно прочтет это интервью. Я бы сейчас хотела сказать ей большое спасибо. Она осуществила мою мечту.
А получилось все очень интересно. Мы были в Гомеле, зашли в музей на экскурсию. Разговорились с Ириной, и я показала ей свои работы. Так на одного поклонника моего творчества стало больше.
Работы я отбирала сама, но их должны были потом согласовать и одобрить. После чего дизайнер музея сделал афишу. Она у меня сейчас висит в рамке.
Дело в том, что о первой выставке я знала за год (который пролетел очень быстро), а подготовка к «Осеннему салону» была очень спонтанная. Поэтому я даже, по моим ощущениям, не успела понять, что произошло.
Но, безусловно, любая выставка — маленький шаг вперед.
— Где вы находите сюжеты? Что вас вдохновляет?
— Если говорить об автопортретах, меня вдохновляет музыка и личный путь, за которым я внимательно наблюдаю, анализирую и транслирую через фотографию. Если про предметную съемку — тогда случайно найден прихожий и некрасивый предмет, который захочется использовать в кадре. Это может быть кусок дерева или камушек. Но точно не украшение из золота.
— И довольно классический вопрос: что для вас искусство?
— Воздух, ради которого стоит родиться, жить и творить. И если после себя человек покинет этот воздух, он прожил не зря. Люди уходят, а их творчество остается. Искусство — это как продолжение вселенной человека.
Беседовала Арина ПРОНИКОВА
На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.
Совместные проекты ядерных технологий.