Вы тут

Кто из белорусов достоин увековечивания для будущих поколений


Вписать свое имя в историю можно не только фигурально. В «Золотую книгу Санкт-Петербурга» записаны имена героев, достойных вечной памяти. В нее попадают люди неординарные, возможно, не до конца оцененные своими современниками, но те, кто смог внести свой вклад в культурное и историческое наследие своей страны. Белорусы занимают отдельное место в этой книге. За «круглым столом» в Издательском доме «Звязда» обсудили, как общая история влияет на современное строительство Союзного государства Беларуси и России и кто из белорусов достоин того, чтобы его подвиги помнили будущие поколения. Во встрече приняли участие директор — главный редактор РИУ «Издательский дом «Звязда» Алесь КАРЛЮКЕВИЧ, председатель общественного объединения «Золотая книга Санкт-Петербурга» Сергей ГРИГОРЬЕВ, директор Павловской гимназии Санкт-Петербурга Дмитрий ЕФИМОВ, директор гимназии №61 Санкт-Петербурга Татьяна КАЗЕЕВА, основатель благотворительного фонда имени участника Великой Отечественной войны Зиновия Колобанова Василий МОНИЧ, режиссер-постановщик концертных программ Елена ЧУГУНОВА.


Наш фундамент — история

Сергей Григорьев: — В начале 90-х годов начали возрождаться общественные институты имени. У нас всегда существовало три главных направления: государство, церковь и общество. Институт имени в церковной среде — это святые, государственной — почетные граждане городов. А в общественной среде таким институтом была «Золотая книга Российской империи». В нее вносились имена не «по воле свыше», а по решению людей. И в 1995 году эта книга возродилась в виде «Золотой книги Санкт-Петербурга». За последние три года, начиная с занесения имени Зиновия Колобанова, у нас, как стая журавлей, в «Золотую книгу» залетело сразу несколько знаковых имен белорусов. Это Иван Пядусов, Андрей Усов, ныне здравствующий Владимир Михалкин. Так возникло выражение «белорусский фронт «Золотой книги». Сейчас это сформировалось в целое направление деятельности. Эта работа укрепляет Союзное государство. Сотрудничество в этом направлении в культурологическом, историческом и просветительском плане может сыграть свою роль.

Алесь Карлюкевич: — Тема общей военной истории для нас очень важная. Она проходит красной нитью на страницах наших изданий. Многие судьбы уроженцев Беларуси связаны с историей Санкт-Петербурга. Долгие годы в Северной столице работал лауреат государственной премии России Аркадий Пинчук, корреспондент «Красной звезды», член Союза писателей СССР. Он уроженец города Василевичи Речицкого района Гомельской области. Написал много пьес, которые ставили и в ленинградских, и в других театра Советского Союза. В Беларуси издана его первая книга. Одну из рекомендаций ему дал Иван Шамякин, народный писатель Беларуси.

Яркая судьба у корреспондента ленинградской газеты «На страже родины» Николая Хандогина, который всю войну провел на фронте. Многие годы спустя его фронтовые репортажи перепечатывались на страницах разных исторических книг. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Евсея Моисеенко, народного художника СССР, учителя многих, в том числе белорусских, художников, которые получали образование в Санкт-Петербурге. Знаковым является имя Алеся Адамовича, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси, известного белорусского литератора, который в соавторстве с Даниилом Граниным написал «Блокадную книгу», которая переведена на многие языки. Таких судеб в нашей военной истории много, поэтому площадка для сотрудничества с Беларусью есть.

Сохраняем традиции

Сергей Григорьев: — Во всем многообразии направлений мы считаем главным — проект «Свою историю пишем сами». Стремление к возрождению культуры летописания должно прививаться со школьной скамьи. Ребята из гимназии № 61 ведут активнейшую работу в этом направлении. Мне бы хотелось, чтобы мы его развивали в рамках Союзного государства, потому что если мы не привьем молодежи вкус к изучению своей истории, то будем терять поколение за поколением.

Алесь Карлюкевич: — Мы освещаем краеведческую тематику на страницах журнала для детей «Бярозка». Одна из его задач связана с героико-патриотическим воспитанием, с тем, что когда-то делалось в масштабах всего Советского Союза и называлось движением Красных следопытов. И в Беларуси, и в других советских республиках существовали музеи революционной, трудовой и боевой славы.

Дмитрий Ефимов: — Действительно, совместная история объединяет два наших государства и два наших народа. Не секрет, что нас стараются разъединить, а история обладает мощной консолидирующей силой. Есть вторая задача, кроме сохранения исторической памяти, — обратить внимание на те имена, которые были незаслуженно забыты.

Это великолепный повод для наших детей поставить себе задачу, потому что не секрет, что современного ребенка надо удивить, поразить, и только после этого уже вести с ним беседу. Когда заносилось имя Зиновия Колобанова в «Золотую книгу Санкт-Петербурга», Музей битвы за Ленинград предоставил 18 единиц боевой техники. Они развернулись перед фасадом нашего учебного заведения. Когда дети подошли к стенам гимназии, они были потрясены. Да, есть много военно-исторических музеев, но, когда это в родных стенах твоего учебного заведения, уровень осознания и уровень восприятия совершенно будет иным.

Александр Карлюкевич: — Есть у нас Государственный музей военной истории Республики Беларусь. Я думаю, что он мог бы стать ключевым центром для вашей работы. Он был бы вам более интересен с точки зрения практической деятельности.

Сергей Григорьев: — Сейчас мы готовим издание, посвященное «белорусскому фронту «Золотой книги». Но это не просто пересказ истории — это осмысление значимости сотрудничества, борьбы за сохранение памяти. В планах к будущему году подготовить это издание и презентовать на уровне Союзного государства.

Татьяна Казеева: — Многие годы мы пытаемся своих детей подталкивать к истории, чтобы они все через себя пропускали. Когда мы изучали историю Великой Отечественной войны, нас удивила судьба Феодосия Смолячкова, молодого парня, который стремился на войну. Его еле туда взяли, потому что он был совсем юный. Он стал инициатором движения снайперов. Изучая историю, в том числе биографию Смолячкова, мы узнавали и историю своих семей. Когда дети начинают погружаться в этот материал, у них расширяется круг поисков. Нельзя историю рассматривать однобоко. И это возможность исследовательской деятельности для детей. Когда ребенок что-то изучил, пропустил через себя, это остается на века. Это уникальнейший фактор в воспитании, когда сделано все собственными руками. Вот этим мы и пытаемся заниматься.

Сергей Григорьев: — Специфика летописания как раз является той «изюминкой», которая привлекательна. Это осмысление значимости того, что случилось. Не просто фиксация какого-то исторического факта. Эта специфика как раз и вносится в практику, поэтому каждое издание включает в себя что-то уникальное из исторических событий — это то, что не было раньше опубликовано, что раньше было под запретом или под другим взглядом на имена, на события, на деяния.

Мы очень большое внимание уделяем концертной части таких торжественных мероприятий, как внесение имен в «Золотую книгу». Если устроить лекцию — через 15-20 минут все заснут, поэтому у нас ведется активная работа по разработке нового формата концертных программ. Делается художественная композиция, причем пронизанная от начала и до конца одной идеей. Разработкой сценария занимается Елена Чугунова. Последнее из таких масштабных мероприятий было посвящено Александру Суворову.

Налаживаем связи

Сергей Григорьев: — На том уровне, на котором мы планируем работать, неплохо было бы между «Золотой книгой» и Издательским домом «Звязда» подписать протокол о намерениях.

Алесь Карлюкевич: — Хорошо. Он будет обозначать приоритетность нашей работы. Я думаю, когда мы начнем готовить партнерский документ о решении совместных задач, в качестве площадки мы могли бы взять какую-либо гимназию из Минской области. Как пример — Марьиногорская гимназия, где учатся ребята, чьи родители служат и сегодня. Это уникальная гимназия. Дети наиболее социально активны, интересно будет, когда они сами придут со своими идеями и инициативами, придумают формат для их реализации. В Пуховичском районе учился и Николай Чепик, Герой Советского Союза. Воин десантного подразделения, он погиб во время Афганской войны. Очень трепетно вся Республика Беларусь и афганское сообщество относятся к его подвигу. Об этом написано много произведений. В его родном районе Блужская средняя школа носит имя Чепика.

Надежда АНИСОВИЧ

anіsovіch@zvіazda.by

Фото Сергея Никоновича

Загаловак у газеце: Золото не ржавеет

Выбар рэдакцыі

Рэгіёны

Чым прывабіць людзей да вёскі?

Чым прывабіць людзей да вёскі?

Месца для працавітых і смелых.

Грамадства

Знізіць аварыйнасць і траўматызм

Знізіць аварыйнасць і траўматызм

Што змяняецца для аматараў сродкаў персанальнай мабільнасці?