Вы тут

Как волков в кино снимают


Появление диких животных на экране практически всегда вызывает повышенный интерес. Несмотря на то, что у нас один общий дом — планета Земля, близким знакомством со зверями похвастаться могут немногие. Но увидеть и узнать что-то новое о таких своих соседях — всегда любопытно.


Фильмы с участием представителей животного мира бывают разные. Документальные снимают в естественных или максимально приближённых к ним условиях. Их цель — показать, как живут животные, особенности их поведения, эпизоды реальных событий. В этом случае оператор выступает в качестве статиста, максимально точно фиксирующего происходящее, но ни во что не вмешивающегося. В художественных фильмах ситуация иная. Там актёры, включая задействованных зверей, должны соответствовать роли, определённой сценарием. И в этом заключается самая большая сложность — как добиться от животного того, что задумали авторы фильма.

Задача немного упрощается, когда к съёмкам привлекают домашних питомцев. Например, кошки, собаки или лошади постоянно живут среди людей, они привыкли к окружающему их техногенному миру, многие из них дрессированные, знают и выполняют различные команды. С такими работать легче, да и подобрать нужного четвероного актёра или дублёра проще — есть из кого выбирать. А вот когда в сценарии появляются персонажи дикого леса, причём такие, которых никак и ничем не заменить, для съёмочной группы наступает нелёгкая пора.

На съемках фильма «Тропой бескорыстной любви»

Зообаза киностудии «Центрнаучфильм» была создана во Владимирской области в середине прошлого века по инициативе режиссёра Александра Згуриди, основателя научно-популярного кино о животных. Там содержали и готовили специально для съёмок разных животных. В вольерах обитали медведи, рыси, волки, кабаны, олени, барсуки, енотовидные собаки, зайцы, лисы, совы, хорьки и др. Именно с этой зообазы были киногерои таких известных картин, как «Белый клык», «Белый Бим Чёрное ухо», «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу». За 70 лет существования четвероногие актёры снялись в 2332 (!) фильмах. К сожалению, эпоху перемен начала XXI века зообаза не пережила...

Несколько десятилетий назад проблему решали, обращаясь к специалистам зообазы советской киностудии «Центрнаучфильм». Сегодня зверей-киноактёров находят у частных владельцев. Число тех, кто имеет таких животных, можно пересчитать на пальцах двух рук. И это не удивительно. Содержать за свой счёт специально для киносъёмок множество диких животных нереально. Законодательные препоны и финансовые затраты таковы, что ни о какой самоокупаемости не может быть и речи. Такое было возможно только на государственной киностудии. Поэтому сейчас видовой состав зверей-киноактёров сильно ограничен, что довольно чётко прослеживается по визуальному ряду современных картин.

И всё же фантазии сценаристов и их желание показать зрителям именно настоящих диких зверей сохраняет спрос на уникальных актёров. Недавно под Минском проходили съёмки очередного фильма о Великой Отечественной войне, где, по задумке авторов, в одном из эпизодов должны были принять участие настоящие волки, причём не один, а целая стая. В Беларуси кандидатов на эту роль не нашлось, поэтому пригласили питомцев российской зоостудии «Ковчег». В перерывах между съёмками нашему корреспонденту удалось побеседовать с руководителем «Ковчега» Анной Пономарёвой.

— В чём основная сложность участия диких животных, в частности волков, в киносъёмочном процессе?

— Я понимаю особенности официальных определений, но своих питомцев, хотя они и настоящие волки, я всё же называю не дикими животными, а лесными. Для меня дикие — это те, которые живут на воле и полностью сами себя обеспечивают. Наши волки родились и выросли в неволе. Некоторые люди ошибочно полагают, чаще всего опираясь на художественные произведения, что если они возьмут новорождённого волчонка и будут растить и дрессировать его, то получат преданного четвероного друга — такого же, как собака. Но сколько волка ни корми — он всё равно в лес смотрит. Волк — не собака, он никогда не будет служить человеку. Он может быть только партнёром. Да, пока идёт процесс взросления, реакции подчинения ярко выражены. Но наступает момент, когда зверь осознаёт себя — он очень умный от природы. Мозг волка на 30% больше чем у собак, у него значительно лучше развиты органы чувств. Тогда он начинает выстраивать свою модель взаимосуществования с человеком.

Волк — стайное животное. Это заложено природой. И хотя единичные примеры, когда человек пытался стать членом волчьей стаи есть, обычной практикой это не будет никогда. Соответственно, управление одним зверем или стаей — большая разница. Также у волков очень чуткая нервная система. Мы можем называть это страхами, но именно эта особенность позволяет волкам довольно успешно выживать в дикой природе. В то же время, как вы понимаете, то, что хорошо в естественной среде обитания, в условиях неволи часто оказывается серьёзной проблемой. Поэтому самая большая сложность работы с волками — формирование навыка максимально быстрого привыкания к новому.

Съёмочная площадка — всегда незнакомая среда, новые люди. Для адаптации требуется время, но многие не понимают этого и пытаются за день сделать то, на что необходимо месяц, а то и более. Волк — не человек, ему нельзя сказать: «Встань там-то, посмотри туда-то, а потом пробегись так-то». Более того, у зверей тоже есть чувства, эмоции. Они точно так же, как и мы, могут быть не в настроении, и тогда никакой съёмки не будет. Работа с волками-актёрами требует терпения, чуткости, внимания и понимания особенностей их психики.

— Можно ли дрессировкой волка добиться хорошего результата?

— Всё зависит от того, что вы понимаете под этим. На манеже медведи на велосипеде ездят. Это результат дрессировки. В природе им этого делать не приходится. Также необходимо понимать, что дрессировка, например, в том же цирке, это разучивание и закрепление определённых трюков в одинаковых условиях — на цирковом манеже. Кстати, обратите внимание, а ведь номеров с волками в цирках практически нет. Почему?

Вот, например, дрессировщица Евгения Верлатая, у которой сейчас шикарный номер с несколькими волками и пантерой, рассказывала, как его готовила: полтора года тренировок и набор конкретных элементов. Но когда пришло время итогового показа — условия выступления немного изменились — и волки просто отказались выходить на манеж. Она выносила их на руках! Номер, естественно, забраковали. После чего она ещё почти два года его дорабатывала, прежде чем он появился в афише. Как отмечала Евгения, у неё ушло три года, чтобы научить волка сидеть на задних лапах.

У нас для съёмок нет задачи тренировать волков на выполнение трюков и действий, которые они не делают, живя в природе. Казалось бы, это проще, чем в цирке. Но есть сложность — сниматься приходится постоянно в разных условиях, а не на неизменной цирковой арене, что волкам с их неофобией (паническая реакция на всё новое), крайне непросто. Мы с ними партнёры, члены одной стаи, и главная наша цель — научить преодолевать страхи, с детства создавать им как можно больше зон комфорта в социуме человека. Волки очень умные, если убрать их фобии, то работать с ними легко, они очень быстро учатся. Вся эта работа — не дрессировка, а скорее, воспитание.

Опять же, конкретный пример с нынешней съёмочной площадки. По сюжету волк должен напасть на немецкого солдата. Конечно, он не служебная собака и нападать по-настоящему его учить не стоит. Но эта сцена обычно не сложная, так как при таком «нападении» я или мой муж, мы работаем вместе, дублируем главных героев, и волк спокойно прыгает на нас за мясом в руке. Мы падаем в нужный момент, и сцена снята. Но для волка, в отличие от собаки, важно, что происходит вокруг в этот момент. Если ему некомфортно и много отвлекающих, страшных для него факторов, он не будет работать.

Теоретически натаскать по-настоящему на прыжок на горло зверя можно. Но кому и для чего потом нужно такое животное? Ему же не скажешь: «А теперь забудь про агрессию и будь хорошим добрым волчком, потому что теперь мы едем сниматься в детском фильме». У волка все эмоции по-настоящему. Поэтому наши — «ребята» добрейшие и ни на кого не нападают.

Современные сценаристы, к сожалению, очень далеки от понимания биологии и психологии — не то что диких, но и дрессированных домашних животных. Они рисуют в своём воображении нереалистичные картины, которые потом непонятно как должны воплощать на площадке актёры. Мне как-то попался сценарий, где по сюжету лис должен был вытащить подростка из воды. Как физически может лисица, в которой максимум 8 кг, вытаскивать пусть даже не самого крупного ребёнка весом килограмм в двадцать? И таких примеров немало.

— В век компьютерных технологий, искусственного интеллекта и цифрового рисунка, наверное, можно и обойтись в кино без настоящих животных?

— Возможно, однажды технологии и дойдут до такого совершенства, когда компьютерную реконструкцию действительно будет не отличить от реальности, но пока натурные съёмки заменить не получается. Если речь идёт о жанре фэнтези или анимации, то, конечно, рисунки или модели вполне уместны, вопрос только в качестве программного обеспечения и цене.

Для каждого вида животных есть характерные, присущие только им, движения, особенности поведения. Прыжок волка и прыжок собаки — совершенно разные элементы. Обычный обыватель разницу вряд ли заметит, но тот, кто с волками постоянно имеет дело, — увидит сразу. Кстати, использование на съёмках дублёров волков — обычное дело.

Ознакомившись заранее со сценарием нынешней картины, я понимала, что часть трюков волки, в силу объективных причин, просто не смогут сделать. Поэтому с собой привезла ещё четырёх влчаков (порода, возникшая в результате скрещивания собак и волков). Внешне они очень похожи на волков, но всё же являются собаками. Однако в нашем случае даже они не всё смогли сделать. Поэтому без чучела и компьютерной обработки режиссёру не обойтись.

— Приходилось ли отказываться от съёмок?

— Прежде чем соглашаться, я всегда внимательно читаю предлагаемый сценарий и стараюсь соотнести возможности животных с тем, что от них хотят увидеть. Конечно, если заведомо понятно, что трюки невыполнимы, мы отказываемся. Но бывают и иные ситуации: по сценарию вроде бы всё более-менее ясно, для волков, на мой взгляд, особых сложностей не предвидится, и мы едем. Добираемся до места, а там такие условия, что волков просто опасно выпускать. Например, вокруг горят костры, толпа, грохочет техника, стреляют. Там обычный человек теряется, чего уж о зверях-то говорить. Тогда пытаешься объяснить ответственным за съёмки нюансы работы с животными, если понимают и принимают меры, то снимаемся, нет — расстаёмся.

— А есть ли райдер у Ваших волков?

— Мы не избалованные актёры, каких-то особых требований у нас нет. Просим только обеспечить свежим кормом и водой питомцев на площадке да минимальные удобства для сопровождающих. Хотя, возможно, это наше упущение. Если бы мы были более требовательными к условиям содержания и съёмок, больше обращали внимание на особенности работы с теми же волками, режиссёры, может быть, писали бы более реалистичные сюжеты и больше ценили наш труд.

— Какой из фильмов, где Вы с питомцами принимали участие, считаете наиболее значительным?

— Фильм «Лётчик», который дебютировал в прокате в конце 2021 года. Там много сцен с волками: они нападают на человека, делают большие пробежки, работают стаей. Это был очень интересный и значимый проект. Мы на целый месяц выезжали на Валдай (Новгородская область, Россия) на съёмочную площадку. Сначала две недели тренировались, привыкали к обстановке. А потом уже работали на камеру. Впрочем, без накладок не обошлось.

В одном из эпизодов волкам необходимо было заглянуть в яму. Вроде бы ничего сложного. Заранее потренировались, однако, когда дело дошло до съёмки, оказалось, что заглядывать надо не в ту яму, к которой уже привыкли звери, а в другую. Волки — животные осторожные, просто так куда попало, нос не суют. Получилось, что всё обучение оказалось напрасным. Пришлось придумывать, как выкрутиться из такой ситуации.

Если же обобщить мой опыт, то я считаю, что подготовка волков для съёмки — это процесс длиною в жизнь. Волки, как и люди, с возрастом меняются, что-то в характере добавляется, что-то уходит. Но в любом случае их надо постоянно знакомить с новыми людьми, ситуациями, учить не бояться нового, обязательно давать понять, что вы партнёры, и тогда можно рассчитывать на ответную реакцию и успешное сотрудничество.

Андрей КОРАБЕЛЬНИКОВ

Фото автора

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Ба­я­вое ўза­е­ма­дзе­ян­не най­вы­шэй­ша­га ўзроў­ню.

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.