Вы тут

На ХХІХ ММКФ «Лістапад» было подано 2087 заявок из 107 стран


«Созидаем будущее!» — таков слоган ХХІХ Минского международного кинофестиваля «Лістапад», который прошел в Минске 17-24 ноября. В нынешнем году к его открытию, одновременно с торжеством в Минске, были причастны и кинозрители в регионах Беларуси: в более чем 80 кинотеатрах страны. Праздник кино, кинофорум таланта, красоты и надежд на то, что все мы, соприкоснувшись с высоким киноискусством, станем немного лучше, состоялся.


Официальное открытие «Лістапада», этого брендового форума, проходило в столичном Доме кино. Все было ярко, празднично, с обязательной красной дорожкой, блеском софитов, вспышками и специфичными звуками работающих фото- и телекамер, музыкальными хитами, оживлением и весельем, лучезарными улыбками дам, платьями в пол и элегантными фраками с бабочками, благоуханиями разных парфюмов, создавшими единый нишевый аромат, который всех окутывал и объединял в тот ноябрьский вечер. 

По красной дорожке дефилировали известные белорусские и российские актеры, кинокритики, киносценаристы и кинорежиссеры. Это было и место общения для многих участников торжества. Среди гостей можно было заметить и Валерию Гущину, директора гильдии актеров кино России, постоянную гостью «Лістапада». Вот что сказала она в тот день чуть пораньше журналистам на пресс-конференции: «Прекрасно помню, как 29 лет назад Ростислав Иванович Янковский пригласил меня в состав небольшой на тот момент делегации, которая впервые ехала в Минск на новый кинофестиваль. И сегодня, к счастью, дело его продолжается. Думаю, что в свое время Ростислав Иванович хотел подарить Беларуси огромный-огромный праздник. И делал это как-то легко, ненавязчиво. И мы были счастливы, потому что чувствовали себя неразделимыми с другими народами огромного Советского Союза. Да, это наше общее прошлое. Но жизнь продолжается. На фестивале сегодня показывают лучшие фильмы со всего мира, открывают молодые имена. И я желаю кинофоруму особенного успеха, потому что верю в молодых. Чем уже 29 лет меня покоряет „Лістапад“? Тем, что всегда четко видна программа, которая должна быть на фестивале реализована. И это не только демонстрация киноновинок. Это и подписание договоров о сотрудничестве в том числе».

Красная дорожка в Доме кино — место общения для гостей и участников фестиваля «Лістапад-2023

На фестиваль Валерия Александровна приехала с подарком для недавно назначенного генерального директора киностудии «Беларусьфильм» Юрия Алексея: привезла редкую книгу об истории Союза кинематографистов России. Юрий Марьянович, кстати, тоже прохаживался среди гостей. На традиционной пресс-конференции, проходившей с утра в день открытия фестиваля в Доме прессы, он сказал нам: самой зрелищной номинацией обещает быть «Игровое кино». Лично директору, как выразился, очень нравится документалистика, которая тоже была широко представлена на «Лістападзе».

На фото Чрезвычайный и Полномочный Республики Зимбабве в Республике Беларусь Игнатиус Грэм Мудзимба с переводчицей Юлией

Особой популярностью у большинства моих коллег, обступивших красную дорожку, пользовалась китайская делегация: к нам приехали продюсеры, актеры, фотокорреспонденты и другие работники киноиндустрии Поднебесной. Все на кинофоруме уже знали (подобные новости в киношной среде распространяются быстро), что представители китайской кинокомпании Sichuan Blue Eyes Film and Television Culture Media Co., Ltd. в преддверии очередного кинофестиваля «Лістапад» побывали на киностудии «Беларусьфильм», там обсудили дальнейшее сотрудничество. А на пресс-конференции рассказали об игровых фильмах, которые представят на фестивале — правда, не вдаваясь особо в детали, чтобы нам смотреть было интереснее. «Фильм „Влюбленные бабочки“ основан на известной китайской легенде о возлюбленных Лян Шаньбо и Чжу Интай, которая является нематериальным культурным наследием Китая. Эта история похожа на историю „Ромео и Джульетты“. Второй фильм называется „Темный лес“, и он несет сильный посыл в теме противодействия наркотикам», — рассказал журналистам Лэй Хань, актер кино и телевидения, продюсер. И еще добавил: «Я много лет работаю в киноиндустрии. Сейчас в Китае многие процессы, связанные со съемкой кино, делаются с помощью современных технологий — без использования человеческих рук. В Беларуси же до сих пор главную роль в процессе съемки играют люди, поэтому можно сказать, что „Беларусьфильм“ сохранил традиции и душу белорусского кино».

Кстати, на пресс-конференции в день открытия «Лістапада» также обсуждалась и будущая совместная работа белорусских и китайских кинематографистов. «Лейтмотивом в фильме будет дружба и любовь между представителями Беларуси и Китая, в особенности между молодыми людьми, — сообщил Лэй Хань. — Мы хотели бы посредством этой ленты показать, чем живет белорусская и китайская молодежь, отразить красоту белорусской природы, традиций, исторического наследия. Главная цель — показать, как при дружном мирном сосуществовании двух народов можно обеспечить стабильность во всем мире, порядок, и что это и есть те главные ценности, которых должно придерживаться все человечество».

Гостья из Китая

К сведению, съемки фильма будут вестись как на территории Китая, так и в Беларуси. В творческой команда будут работать специалисты из двух стран. И, кстати, в кулуарах мы уже слышали разговоры о том, что теперь белорусским актерам, а также и операторам, режиссерам и другим специалистам киноиндустрии уже стоит заняться изучением китайского языка хотя бы на базовом уровне. Видимо, одного приветствия «Нихао!» для работы будет недостаточно. Причем официальный запуск кинопроекта назначен на 20 января 2024 года: в честь годовщины с момента установления дипломатических отношений между Китаем и Беларусью.

В многочисленной праздничной толпе было немало и студентов Академии искусств и Университета культуры и искусств. Мы видели также знакомые по другим культурным мероприятиям лица некоторых дипломатов из дружественных Беларуси стран. В частности, Посол из Зимбабве, который с удовольствием с нами сфотографировался, проявил к минскому кинофоруму большой интерес.

Ведущие церемониала Руслан Чернецкий, заслуженный артист Беларуси и телеведущая Екатерина Тишкевич

Ярко прошлась по красной дорожке Вера Полякова, заслуженная артистка Беларуси, в прошлом и телеведущая, ныне руководитель Театра юного зрителя. Впрочем, читателям журнала «Belarus» мы ее раньше представляли. На этот раз удалось взять у нее небольшое интервью. И вот что она сказала: «Благодаря фестивалю у нас раз в год есть возможность показать себя, рассказать о себе, показать свое творчество. Мы целый год трудимся для того, чтобы иметь возможность представить на конкурс свои картины. Как и театральный фестиваль, кинофорум нужен для того, чтобы серьезные, вдумчивые профессионалы своего дела оценили твой труд. Ведь очень важно, когда мы обмениваемся друг с другом какими-то мнениями, когда мы показываем, какое кино есть в других странах, когда мы делимся своими чаяниями, проблемами в том числе. Мы также налаживаем здесь контакты, ведем переговоры. Мне кажется, что это не просто встреча друзей, но это еще очень классная, крутая коммуникация и коллаборация... В разных ролях была я на фестивале: и в конкурсной программе, и ведущей церемонии, и просто приглашенной звездой. Но за эти годы не меняется одно — теплая атмосфера радости, встречи с теми людьми, кого ты любишь, кого ценишь. Мы, бывает, за целый год столько не встречаемся и не общаемся, сколько за эту неделю „Лiстапада“. Я надеюсь, что тридцатый фестиваль мы бомбанем так, что во всем мире о нас узнают. Этого искренне желаю, и готова помогать всячески, потому что мне бы хотелось, чтобы юбилейный фестиваль „Лiстапад“ был с красной дорожкой на Октябрьской площади, как это бывало раньше. Или чтобы его открытие прошло во Дворце Республики в Большом зале, и чтобы все любители кино смогли насладиться этим прекрасным действом».

Вскоре ведущие церемониала красной дорожки заслуженный артист Беларуси Руслан Чернецкий и телеведущая Екатерина Тишкевич пригласили нас в зрительный зал, где публику ожидало праздничное открытие фестиваля. Торжественную тональность всему действу задавал Президентский оркестр Беларуси под управлением маэстро Виталия Кульбакова. Под звуки музыки, возвестившей о начале торжества, на сцену Дома кино для оглашения приветствия Главы государства поднялся заместитель премьер-министра Беларуси и председатель оргкомитета фестиваля Игорь Петришенко. Теплые слова Александра Лукашенко адресованы гостям и участникам кинофорума, этой прекрасной вселенной, живущей по законам гуманизма и духовности. «Беларусь на несколько праздничных дней объединит целую плеяду звездных и совсем молодых кинематографистов, чье искусство основано на высоких идеалах правды и добра — качествах, которыми по праву славится наше государство», — в частности, звучало в поздравлении. Александр Лукашенко выразил уверенность, что мероприятие, проводимое на этот раз под девизом «Созидаем будущее», подарит много положительных эмоций поклонникам современного кинематографа и станет мощным стимулом для дальнейшей популяризации идей мира и дружелюбности. Глава государства пожелал гостям и участникам фестиваля отличного настроения, неисчерпаемого вдохновения и успехов во всех начинаниях. А мы напомним читателям, что «Лістапад» неизменно проходил и проходит под патронатом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, искренне любящего кино и учредившего для награждения участников фестиваля специальные призы, вручаемые на церемониях открытия и закрытия «Лістапада».

Важную и почетную миссию — вручить специальный приз Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» — также осуществил Игорь Петришенко. В нынешнем году по решению Главы государства обладателем ценной награды стал режиссер театра и кино, председатель кинофестиваля «Лістапад», художественный руководитель Театра-студии киноактера, народный артист Беларуси Александр Ефремов. Принимая приз, он сказал в ответном слове: «Я чрезвычайно признателен Главе государства за эту награду. Это огромная честь и огромная ответственность, которую я осознаю. Фестиваль начинался при содействии и серьезном участии Александра Григорьевича. Его внимание к нашему фестивалю почетно и ко многому обязывает. Я надеюсь, что мы справимся, и очередной фестиваль пройдет достойно, как и все предыдущие. Я благодарю еще раз за этот приз». Еще Александр Ефремов вспомнил о Ростиславе Янковском, народном артисте СССР, который много лет руководил фестивалем, а также о директоре «Лістапада» Валентине Степановой, вложившей немало сил, чтобы этот фестиваль обрел свое лицо. «Мне не забыть, как радовался Ростислав Иванович, что этот фестиваль состоялся, и что скоро будет следующий, как непременно читал стихи. Он понимал, что об искусстве нужно говорить высоким стилем, на который способна поэзия», — сказал Александр Васильевич и сам прочитал четверостишие одного из своих любимых поэтов, величайшего китайского поэта Ли Бо эпохи династии Тан, которого называют «китайский Пушкин». Насколько он, по словам Ефремова, был гармоничен по отношению к миру, настолько гармоничны и его стихи: «В струящейся воде осенняя луна//. На тихом озере покой и тишина//. И лотос хочет мне сказать о чем-то грустном//, Чтоб грустью и моя душа была полна». И второе стихотворение он прочитал — уже Евгения Евтушенко (российский поэт, у него по матери были, кстати, белорусские родовые корни), которое поэт адресовал всем людям, пытающимся что-то неповторимое для них и дорогое создать. Из уст Александра Васильевича оно прозвучало как молитва, в финале которой были и такие слова: «О, дай мне, Боже, быть поэтом!/ Не дай людей мне обмануть».

Игорь Угольников, актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, телеведущий, председатель жюри игрового конкурса

Как известно, если нам что-то нравится — люди ли, книги, которые мы выбираем для чтения, или стихи — то это говорит и о нашем внутреннем мире, о наших желаниях, характеризует и нас самих. Вот так Александр Ефремов косвенно выразил применительно к своему творчеству стремление к правде жизни. Прозвучала в его словах и надежда на то, что на кинофестиваль привезены фильмы, которые «не обманут» нас, а убедят в творческой состоятельности тех, кто их создавал.

Кстати, перед тем как Александр Ефремов разбил на сцене традиционную тарелку — на счастье! — о штатив кинокамеры и объявил фестиваль открытым, он пояснил публике, почему именно слоган «Созидаем будущее!» был выбран для фестиваля: 

«Нам просто надо понимать друг друга. Нас много сегодня, представителей разных стран, но мы мечтаем об одном и том же. Будущее не так далеко. Это не фата моргана и не какие-то замки в облаках. Оно гораздо ближе: будущее — это мы. Но какие мы? Что делаем, на что надеемся, о чем мечтаем? И на что способны ради этих мечтаний? И что же нам нужно? Чтобы мир был на Земле, чтобы страна процветала, была благополучной, чтобы дети росли счастливыми, а их ожидало будущее — светлое и счастливое. И чтобы мы были спокойны за своих близких. И чтобы было больше кино о счастливой жизни. Да, это вроде не так уж и много, как кажется на первый взгляд. Но нет: это много! И для того, чтобы так было, нужно делать очень и очень многое... Я желаю нам всем, чтобы наше будущее было таким, каким оно нам грезится, представляется. Будьте счастливы все! Фестивалю — процветания! Много хорошего кино, много интересных встреч!» 

Итак, тарелка была разбита, прозвучали поздравления ведущих с открытием аплодисменты в зале и гимн фестиваля. Популярные исполнители и артисты театров страны, в частности, Большого театра Беларуси классно перепели известные киномелодии и не устаревающие хиты. «Лістапад», как сказали ведущие церемонии, это большая история, которую создавали талантливые и неординарные люди, отдавшие свои силы для становления и развития киноискусства. Им, ушедшим из жизни, была посвящена и песня «Спасибо всем!» на стихи российского поэта Владимира Ильичева и белорусского композитора Леонида Ширина. Ее проникновенно исполнила несравненная Александра Гайдук, белорусская актриса и певица, лауреат ордена Франциска Скорины. Зал слушал ее стоя. А на экране в глубине сцены мелькали лица ушедших кинорежиссеров, сценаристов, актеров театра и кино.

Во время торжественной церемонии открытия фестиваля в Доме кино на сцену выходила и Елена Спиридович, заслуженная артистка Беларуси и бессменная ведущая международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Она рассказала о становлении кинофестиваля в его первые годы, а также поделилась размышлениями о том, почему кинофестиваль «Лiстапад» вызывает такой большой интерес у зрителей: «Потому что зрители были и остаются главными действующими лицами на „Лiстападзе“. Неспроста ведь первые 15 лет именно они решали судьбу главного фестивального приза: зрители голосовали, присуждали золото „Лiстапада“. Когда Ростислав Янковский пригласил меня стать ведущей кинофестиваля, он тогда назывался Международным кинофестивалем стран СНГ и Балтии. Фестиваль был очень нужен Беларуси, в первую очередь зрителям — людям, которые не только любили кино, но и хотели знать, что нового и интересного происходит в мире киноискусства и что произошло за последний год. Он был еще очень нужен белорусским мастерам кино — людям, которые в нашей стране снимают умное, красивое, качественное, профессиональное кино. Фестиваль ведь не только для того, чтобы представлять на нем свои работы, а чтобы здесь, на своей земле, встречаться с коллегами по цеху, с кинематографистами из разных стран. Ну и, конечно, был нужен он киностудии „Беларусьфильм“ и минским кинотеатрам».

Кирилл Халецкий, белорусский кинорежиссер дебютировал с картиной «Киношники», которой открылся кинофестиваль

Посредством киноэкрана и шуточной песни в подражание оперной арии Фигаро, которую исполнил солист Большого театра Алексей Макшанцев, публику познакомили с киноафишей фестиваля, а также членами жюри. В его состав вошли известные деятели и ведущие эксперты в области кино международного класса. Возглавил жюри Игорь Угольников — советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, телеведущий. К слову, в составе жюри основного конкурса игрового кино в этом году работали сразу два представителя киноиндустрии Поднебесной. Лэй Хань, о котором мы упоминали, он же еще и генеральный директор компании Sichuan Blue Eyes Film and Television Culture Media Лэй, а также Ван Сяомэн, кинопродюсер, депутат Комитета по делам китайских эмигрантов Всекитайского собрания народных представителей и председатель Ассоциации организаций китайских соотечественников «Хуацяо». 

Креативно выстроенная церемония открытия фестиваля на сцене Дома кино завершилась показом художественного фильма молодого белорусского режиссера Кирилла Халецкого «Киношники», посвященного 100-летию киностудии «Беларусьфильм». 

Ушедшим из жизни талантливым и неординарным людям, отававшим сови силы для становления и развития киноискусства была посвящена и песня «Спасибо всем!» на стихи российского поэта Владимира Ильичева и белорусского композитора Леонида Ширина. Ее проникновенно исполнила несравненная Александра Гайдук, белорусская актриса и певица, лауреат ордена Франциска Скорины. Зал слушал ее стоя

Как рассказал журналистам Кирилл на красной дорожке, фильм повествует о молодом режиссере Николае Хрулеве, который распределяется на киностудию после окончания творческого вуза. «Он делает лишь первые шаги в творческой карьере, мечтая снимать кино. Коля думает, что, распределившись на киностудию, многое сможет, что ему будут открыты все двери, но в жизни оказывается не все так просто. И все же он упрямо идет к своей цели... Мне нравится, что киноленту создавали в тандеме молодые и опытные творческие люди. Молодые привнесли в фильм нужный запал, новый взгляд и новое видение, а опытные поделились своим опытом и секретами правильной работы в «большом кино...». Еще Кирилл Халецкий признался: для него большая честь открывать XXIX Минский международный кинофестиваль «Лістапад», когда в зале находится как искушенный зритель, так и экспертные деятели кино.

«Здорово, — сказал он, — что в дальнейшем фильм ожидает широкий прокат». 

Если коротко сказать о картине, то самое главное в ней, видимо, то, что ее тональность — оптимистична, сделан фильм талантливо, с тонким юмором и многими киноалюзиями — легкими отсылками в прошлое. И к тому же фильм удачно срезонировал со слоганом фестиваля: созидаем будущее. От киноленты веет свежестью молодости, которая умеет жить в моменте — сегодня, сейчас. На первый взгляд фильм клиповый, весь из разрозненных пазлов, которые в конечном итоге таки собираются. Становится понятно, зачем все это было нужно создателям. И понимаешь: современные молодые люди умеют ценить и уважать опыт старших коллег, если те честны и правдивы в своем творчестве. Они умеют дружить и любить, а также с юмором относиться к трудностям, которые неизбежны на пути творческого поиска.

В этом году на фестиваль было подано 2087 заявок из 107 стран. Для сравнения: в прошлом — около1400 из 86 стран. География участников охватывает Европу и Азию, Латинскую Америку и Африку. Лидеры по количеству заявок в конкурсе игрового кино: Индия, Иран, Пакистан. Предложены для показа интересные проекты из Российской Федерации. Показы в Минске проходили в четырех кинотеатрах: «Дом кино», «Беларусь», «Центральный» и «Пионер».

Важную и почетную миссию — вручить специальный приз Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» — осуществил заместитель премьер министра Беларуси и председатель оргкомитета фестиваля Игорь Петришенко. В нынешнем году по решению Главы государства обладателем ценной награды стал Александр Ефремов режиссер театра и кино, председатель кинофестиваля «Лістапад», художественный руководитель Театра-студии киноактера, народный артист Беларуси

Кинотеатр «Пионер» был главной площадкой для фестиваля детских фильмов. На конкурс фильмов для детей и юношества «Лiстападзiк» было подано 317 работ из более чем 20 стран. Отбор был строгим, и в конкурсную программу вошли только 8 фильмов.

В кинотеатре «Беларусь» шли фильмы, представленные в рамках конкурсов анимации и «Кино молодых». В «Центральном» показывали картины из программы основного конкурса игрового кино.

В первые дни фестиваля нам удалось посмотреть фильм-лауреат международных кинофестивалей, который прибыл на кинофорум из Японии. «Кошачий остров» режиссера Юдзи Номура рассказывает о том, как случайная находка и таинственная женщина способны перевернуть с ног на голову жизнь главного героя. 

Посмотрели мы и документальный фильм белорусских кинематографистов «Озаричи. Полесская трагедия», который представил Продюсерский центр «SorokoVid». Это был внеконкурсный показ на киностудии «Беларусьфильм». Тематически с этой работой был созвучен и фильм санкт-петербургских их коллег «Последний свидетель», в котором режиссеры обращаются к людям, пережившим каждый по-своему невзгоды Великой Отечественной войны, средствами кино иллюстрируют и осмысливают их житейские истории. На творческой встрече со зрителями о том, почему он обратился к киноискусству, рассказывал известный писатель, предприниматель, продюсер Валерий Сороко. Сын ветерана войны, сам прошедший в жизни через тяжелые испытания, Валерий Илларионович вкладывает свои средства в создание документальных фильмов, помогающих людям различать добро и зло, ценить свою историю и культурное наследие, рассказывающих об известных людях.

Фильм «Озаричи. Полесская трагедия» повествует о том, как в феврале-марте 1944 года фашисты согнали в болота вблизи деревни Озаричи за колючую проволоку более 50 тысяч мирных жителей и впервые применили там бактериологическое оружие: заразили заключенных брюшным тифом. Для чего? Чтобы создать «живой щит» перед наступающими советскими войсками. Об этом жутком преступлении рассказывает 96-летняя свидетельница тех страшных событий Ольга Дайнеко. Ей удалось выжить в болотном аду, а потом и возродиться к новой жизни. Режиссер фильма Валерий Королев считает, что пример таких людей для всех нас бесценен: «Ольга Андреевна смогла выжить, вышла замуж и родила 5 сыновей. У нее 16 внуков и 22 правнука. В свои зрелые годы она сохранила ясный ум и прекрасное чувство юмора». Стоит заметить, что фильм «Озаричи. Полесская трагедия» в дни фестиваля посмотрели зрители в 40 кинотеатрах и школах Беларуси.

Кинотеатры «Дома кино», «Центральный и «Пионер» были основными площадками для показа внеконкурсных картин. Кинофестиваль, как уже было сказано, стартовал одновременно во всех городах-участниках по областям. И в больших областных кинотеатрах, и в маленьких киноточках в агрогородках, школах шли картины конкурсного и внеконкурсного кинопоказа в полном объеме. Об этом еще до начала фестиваля мы узнали от исполнительного директора кинофестиваля Алеси Жорниковой.

«Кино, представленное на фестиваль в нынешнем году, которое делается для зрителя — это кино не богемное, не арт-хаус. Это фильмы, в которых мы не видим попыток создать какой-то новый киноязык. Это кино, которое будет говорить о людях, — так вкратце описал представленные на „Лicтапад“ фильмы Александр Ефремов. — Каждая страна показывает в картинах свой народ. Но удивительно, что во многих из них поднятые проблемы становятся едиными для всего кинематографического пространства, для всех зрителей, которые любят кино, знают и хотят видеть в этом кино самих себя, свои собственные чувства, собственные мысли и веру в то, что мир справедлив».

Вот такой он, наш «Лістапад». Можно сказать, что и в том, какие кинокартины отбираются для показа, какие направления для творческого поиска приветствуют организаторы — в этом есть своя философия. Что ж, как мудро заметил на одной из встреч знакомый кинокритик, главной в киноискусстве была и остается проблема выбора. Впрочем, только ли в кино она главная? Организаторы минского кинофорума предельно ясно формулируют свои цели: они созидают будущее. Белорусы — за созидательное кино. Причем такой позитивный кинопосыл к народам мира (2087 заявок из 107 стран!), как видим, находит живой отзвук среди кинематографистов разных стран и континентов. И он, этот запрос на созидание и мир, конечно же, созвучен с Годом мира и созидания в Беларуси.

Валентина ЖДАНОВИЧ

Фото автора


P. S. Более подробно о Минском международном кинофестивале «Лicтапад», его программе, участниках, фильмах-победителях в разных номинациях и о жюри фестиваля — на сайте кинофестиваля.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Ба­я­вое ўза­е­ма­дзе­ян­не най­вы­шэй­ша­га ўзроў­ню.

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.