Вы здесь

«Белорусские страницы» в истории книжного знака


Читаем в издательской аннотации на книгу всемирно известного библиофила, историка книжного дела Якова БЕРДИЧЕВСКОГО «Народ книги. К истории еврейского библиофильства в России» (у меня в руках третье издание этого шикарного исследования, которое и поныне продолжает собиратель): «В работе Якова Бердичевского прослеживаются многовековыке органичные связи российских евреев с книгой, в каждом отдельном случае обозначенной книжным знаком — экслибрисом. Перед читателем проходит галерея из сотен книжных знаков, сопровождающихся описанием еврейских книжных собраний, которые этими знаками были отмечены (объем и состав библиотеки, ее характеристика и судьба, общественна япозиция владельца и его роль в науке, технике, культуре, искусстве и проч.). Исторический срез раболты равен двум векам — девятнадцатому и двадцатому». 


А мы давайте попробуем всмотреться в белорусские адреса книгособирательства, которые предстают вместе с разными личностями библиофилов со страниц фолианта под названием «Народ книги» (Киев, издательство «ДУХ I ЛIТЕРА»).

Одна из первых встреч: «Огромная коллекция музыкальной литературы и нот, а также книг по истории и этнографии евреев с украшенным традиционной лирой штемпелем, оставленная Цунзером в Минске, была националиирована в первые же годы советской власти и почти полностью поступила в Еврейский отдел нароодного быта при Белорусском музее в Минске». Яков Бердичевский уточняет: «Отдел этот был организован в 1925 году А. Д. Палеесом, одним из бывших деятелей Еврейского историко-этнографическорго общества (1915 — 1920).

Палеес составил описание еврейских культурно-исторических памятников Белоруссии, разыскал и обработал (совместно с Г. Александровым) архив Минского кагала первой половины XIX века». 

Яков Бердичевский подробно рассказывает о Палеесе, которй был автором многочисленных искусствоведческих статей в белорусской периодике, составителем каталогов художественных и этнографических выставок. Особо библиофил выделяет каталог произведений художника Я. Кругера, составленный Палеесом. Крупнейшее полотно Кругера — «Погром», работа, которая показывала трагизм существования евреев в царской России. Полотно было уничтожено царскими жандармами в 1905 году. Для библиотеки Палееса в 1927 минский художник-график А. Тычина нарисовал книжный знак. Сама библиотека была уничтожена фашистами в оккупированном Минске в годы Великой Отечественной войны. 

Подробно рассказывает Яков Бердичевский о связанном с Беларусью художнике, авторе многих экслибрисов С. Юдовине. Последняя, посмертная, его выставка состоялась в 1956 году в Ленинграде. Один из исследователей заметил: «Книжные знаки Юдовина открывают новую страницу еврейской экслибрисной графики». 

Описывает Яков Бердичевский и работу Е. С. Минина, А. Н. Тычины, З. И . Горбовца, других белорусских книжных графиков, создавших немало книжных знаков. На страницах «Народа книги» — репродукции экслибрисов В. Вольского (их было несколько), Л. Рана, М. Гуревича, Е. Минина, И. Давидовича, З. Азгура... Читаем у Я. Бердичевского: «... Высоко оценил творчество В. Ф. Вольского упоминавшийся нами профессор П. Н. Берков, а десятилетиями с успехом шедшие на сценах Беларуси пьесы дарматурга — лучшее тому подтверждение. Классик белорусского экслибриса А. Н. тычина в 1927 г. Выполнил книжный знак для тогда еще только создававшейся библиотеки Вольского — человек с простертыми к солнцу руками. Персонажами народных сказок, разместившихся у рушника, населил книжный знак драматурга уже упоминавшийся нами самый плодовитый белорусский художник-экслибрисист Е. Н. Тиханович, в юности учившийся в Витебском художественном техникуме и часто посещавший мастерскую И. М. Пэна...» 
На страницах «Народа книги» — и о замечательных книжных собраниях гомельчан С. Шнапира, В. Фридмана, собирателей, которых сегодня мало кто и знает. 

Своеобразным открытием для меня как для читателя исследования Якова Бердичевского стали страницы, посвященные русскому поэту-сатирику, мемуаристу Дон-Аминадо (1888 — 1957), родившемуся в Херсонской губернии и с 1920 года прожившему почти три десятилетия в эмиграции. Какая же связь с Беларусью?.. Сначала прочитаем Я. Бердичевского: «... удивительно-точными и... справедливыми оказались стихи Дон-Аминадо, чей книжный штемпель пришел тоже совершенно случайно и тоже, как нельзя своевременно — в самом начале уже годов 1990-х, осиянных „свободоносным“ нимбом „демократической“ Беловежской пущи. 
Предугадывая грядущую роль означенного дремучего леса, именно его именем и назвал поэт свое, как можно убедиться, пророческое стихотворение, написанное более чем за полвека до известных, увы, „судьбоносных“ событий». 

Стихотворение Дон-Аминадо называется достаточно адресно — «Беловежскай пуща». Читаем поэта-прорицателя:

Эстрада затянута плюшем и золотом,

Красуется серп с историческим молотом.

Тем самым, которым, согласно теории,

Весьма колотили по русской истории.

Сидят академики с тухлой наружностью,

Ядреные бабы с немалой окружностью,

Курносые маршалы, чуть черноземные,

Степные узбеки, коричнево-темные. 

Фомы и Еремы, тверские и псковские,

Столичные лодыри, явно московские,

Продольные пильщики, крепкие, брынские,

Льняные мазурики, пинские, минские,

Хохлы Николая Васильевича Гоголя,

И два Кагановича, брата и щеголя. 

... Остается напомнить, что Яков Исаакович Бердичевский, родившийся в марте 1932 года в Киеве, и ныне продолжает работать над своими исследованиями. И кто знает, может быть, в скором времени мы получим новое издание главного его труда «Народ книги» — с дополнениями, с новыми «белорусскими страницами». 

Кирилл ЛАДУТЬКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.