Вы здесь

Пять этажей под водой. Побывали на Гродненской ГЭС — одной из самых больших в Беларуси


При слове «гидроэлектростанция» перед глазами встает плотина, с которой бурным потоком падает вода. Но такая картина наблюдается только на стремительных, больших реках, таких, например, как Ангара, Енисей или Волга, где работает даже не одна, а три-четыре гидроэлектростанции. Реку Неман в этом смысле можно назвать медленной, и все же начинать развитие гидроэнергетики было решено именно с нее. В связи с юбилеем Гродненской ГЭС для журналистов был организован пресс-тур.


На верхушке «айсберга»

Гидротехнический объект расположен в нескольких десятках километров от Гродно. При подъезде транспорт встречает местный охранник. После необходимых формальностей журналистов пропускают на территорию ГЭС. Позже нам пояснили, что вся территория станции находится под видеоконтролем, установлена и инфракрасная лучевая сигнализация.

За воротами обращает на себя внимание большой валун, где на гранитной плите выделяется надпись «Гродненская ГЭС. Мощность 17 КВт». Через бетонный мост проходим к площадке, на которой высятся колонны с перекрытием. В общем, впечатляет массивность и невероятное количество бетона. И это только то, что на поверхности. Как заметили представители предприятия «Гродноэнерго», надводная часть ГЭС — лишь верхушка айсберга, основной потенциал спрятан под водой — на глубине, равной высоте пятиэтажки.

Но об этом позже, а пока идет осмотр красивых окрестностей. Внизу, возле самой воды, бетонный выступ облепили бакланы. Говорят, они прилетают туда, где много рыбы. Так и есть, подтвердили наши гиды. Раньше здесь и рыбаки задерживались, но теперь переместились на несколько километров вниз по течению. Говорят, там настоящий рыбацкий Шанхай, а вот в зоне ГЭС остались только птицы, в том числе довольно редкие. Например, нам удалось наблюдать величественный полет орланов-белохвостов и серых цапель.

А вот с чем то и дело приходится сталкиваться работникам станции, так это с мусором. Для очистки даже есть специальный кран, работа которого была продемонстрирована перед журналистами. Особенно напряженно было с этим в начале пуска станции. Здесь настолько большие объемы ряски, что приходилось арендовать баржу с экскаватором, чтобы ее собрать. Грузили по 2-3 прицепа в день.

— Тогда оставались затопленные деревья, корчи, пни, мы их ликвидировали во время строительства, и теперь взяли на себя обязательство каждую весну накануне судоходного периода выполнять работы по очистке воды от этих деревьев. Ведь мусор в любом случае приплывет к нам, поэтому это еще и вопрос безопасности станции, — отметил директор филиала РУП «Гродноэнерго» Виктор Зубрицкий. — Хотя природного мусора становится меньше, есть проблема с бытовым мусором, которое попадает в воду со стихийных мест отдыха. Мы — своеобразный фильтр для города.

А в прошлом году, например, пришлось ликвидировать даже торфяной островок, площадью более двух тысяч квадратных метров. Тогда помогли речники — отбуксировали его катером к берегу, а потом собрали экскаватором. Особенно ответственным периодом для станции является наводнение. Здесь нужно быть, как говорится, начеку, ведь в это время станция работает с максимальной мощностью.

Кстати, для фотокорреспондентов была организована прогулка на катере. По их впечатлениям можно было предположить, что они сделали немало зрелищных снимков.

Там, где работают турбины

Мы спускаемся в самое сердце станции — в «подводное царство», если можно так сказать, гидростанции. Кстати, никакого особого давления сверху не ощущалось, хотя мы и оказались на глубине десятков метров. «Здесь находится основное оборудование — турбины, генераторы, мультипликаторы, — пояснил заместитель главного инженера гродненских электрических сетей Александр Гундарь. — Сейчас впервые на станции ведется ремонт гидротехнического оборудования, который начался в прошлом году. Параллельно ведется модернизация валотурбин для надежности. Они ремонтируются постепенно. Например, на данный момент из пяти турбин работают две».

Во время разговора прозвучало образное сравнение станции с большим краном, который с помощью различных приспособлений осуществляет регулировку расхода воды из турбины. Вода, что называется, не идет «вхолостую». А между тем, приручить водную стихию было непросто.

Виктор Зубрицкий вспоминает, как сложно было пересыпать земляную плотину: «Большие бетонные плиты летали, как бумага — их сносило потоком. Более семи часов велась борьба с рекой, чтобы вода пошла через станцию. Было вложено 90 тысяч кубических метров бетона».

В подводном коридоре на стенах — большие фотографии всего процесса строительства станции. Особенно впечатляют массивные турбины. Чтобы их заложить, было вывезено более одного миллиона кубических метров грунта. Строилась самая мощная на то время ГЭС в Беларуси. Поставкой оборудования занимались чешские производители. Интересно, что его стоимость составляет 20 процентов общей суммы, а остальные 80 процентов приходятся на само сооружение. И прослужить оно должно — ни много ни мало — аж сто лет. Пока прошло только десять. За это время станция выработала свыше 800 миллионов кВт-часов.

— Мы подтвердили те расчетные данные, которые были заложены в проект, что свидетельствует о правильных расчетах по использованию потенциала реки Неман. Тогда мы строили самую мощную в Беларуси ГЭС. Позже, когда строились Витебская и Полоцкая ГЭС, учитывался в первую очередь наш опыт, — заметил генеральный директор РУП «Гродноэнерго» Виктор Жук. — Годовой объем выработки электростанции соответствует годовому потреблению населения Гродно или потреблению, например, Щучинского района.

Сегодня в Беларуси три гидроэлектростанции такого масштаба. Но специалисты считают, что водный потенциал используется всего на несколько процентов. Между тем, зеленая энергетика имеет все предпосылки для дальнейшего развития. При общем столетнем сроке эксплуатации, окупаемость гидростанции составляет 25 лет.

Водохранилище и туризм

Надо сказать, что ГЭС повлияла на появление нового ландшафта. В русле реки Неман образовано так называемое Гродненское водохранилище, его еще называют Гродненским морем. И не зря — протяженность искусственного водоема составляет 43 километра, а площадь — около двух тысяч гектаров. Гродненским райисполкомом разработан проект относительно территории, прилегающей к водохранилищу. Предполагается, что здесь будет большой парк отдыха с активным туризмом. Но освоение территории идет медленно. Подключатся ли в качестве инвесторов энергетики, неизвестно. Однако туристическую тему здесь не скидывают со счета. Например, в направлении промышленного туризма. Многим, наверное, было бы интересно побывать на первой среди самых мощных в стране и единственной в Гродненской области гидростанции. И подобные экскурсии проводятся. Правда, не в таком широком смысле, как то происходит на других промышленных предприятиях. Дело в том, что объект сам по себе опасен, требует инструктажа. Находится немало любителей экстремальных селфи, особенно среди студентов, заметили собеседники. А вот школьники ведут себя дисциплинированнее. По словам наших гидов, в экскурсиях никому не отказывают, на станцию приезжают и будущие специалисты-энергетики и делегации других регионов для обмена опытом.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.