Вы здесь

Про Виктора Турова, молодежное кино и «Смолку». Разговариваем с режиссером Еленой Туровой


Когда говорят о белорусском кино, обычно затрагивают либо классику, историю национального кинематографа, либо молодежные эксперименты. Режиссер Елена Турова связывает обе темы своей личностью, своим творчеством. Она — дочь режиссера Виктора Турова, прославившего белорусское кино своими шедеврами и с недавнего времени — художественный руководитель студии молодежного кино «Смолк@» на «Беларусьфильме».


Виктор Туров и «Я родом из детства»

— Мой любимый фильм отца — «Я родом из детства». Фильм, можно сказать, семейный, там моя мама молодая снималась. Еще я большая любительница творчества Владимира Высоцкого, чьи песни там звучат. Это первая большая работа Высоцкого на экране, отец дал ему путевку в официальный кинематограф. Но отец никогда не подчеркивал, не выставлял этот факт, и вообще своей дружбой с Владимиром Высоцким не хвастался. А это была настоящая дружба, они много встречались, путешествовали, проводили время в компаниях. Только ближе к своему уходу, в 1995-м, отец дал большое интервью о Высоцком. Кроме того, считаю, что этот фильм про мальчиков послевоенного времени очень правдив... Им веришь. Отец был еще молод, когда снимал, в 1965 году, еще были для него очень живые воспоминания о том, как он сам мальчиком был с матерью в концлагере... Поэтому и получился такой искренний рассказ о послевоенных детях. Для меня этот фильм самый близкий, самый теплый, хотя я с большим уважением отношусь к другим работам отца, например, «Через кладбище» — очень сильная картина...

Виктор Туров и книги

— Главным сокровищем отца были книги. Хорошие книги тогда было купить не так просто. Он ездил по миру в командировки и отовсюду привозил редкие издания. Имел очень много книг о музеях мира — тогда же не было интернета, посмотреть на какие-нибудь редкие образцы живописи, графики. Шикарные были у него альбомы разных художников, огромные тома энциклопедий, художественная литература... Весь его кабинет — сплошь стена книг: от пола до потолка. Книжки отец мне дарил... Помню, подарил «Алису в Зазеркалье» — тоже редкость на то время... И, мне кажется, это было неслучайным, так как потом я сняла фильм «Рыжик в Зазеркалье»... Так что есть ниточки судьбы, которые тянутся из прошлого. Еще отец подарил мне книгу своего друга, поэта Шпаликова, по сценарию которого снят фильм «Я родом из детства». Шпаликов, к сожалению, очень рано ушел из жизни. И из-за этого, возможно, не реализован проект, о котором отец мечтал: фильм «Фиеста-45», к которому Шпаликов мог бы написать сценарий. О 1945 году, о великом, международном праздновании Великой Победы. Это был бы фильм о том, как мальчик с матерью, освобожденные из германского концлагеря, идут домой через всю Европу, раненую, больную, восстанавливающую свои силы, но счастливую, которая верит, что все самое плохое уже позади. Фильм про то, как люди разных национальностей, освобожденные от фашизма, помогают друг другу. В основе — реальная история, как мой отец с маленькой сестрой и матерью, освобожденные из немецкого концлагеря, возвращались пешком в Беларусь. Я очень бы хотела, чтобы этот проект был когда-нибудь все-таки реализован, с сохранением стилистики раннего Турова, чтобы это воспринималось именно как его последний фильм.

Характер режиссера

— Каким точно отец был на съемочной площадке, не знаю, так как я на площадке с ним не работала. Могу только судить по отзывам коллег. Актеры его вспоминают с большой теплотой и говорят о том, что у них всегда был большой «вотум доверия»: отец позволял им создавать. Ставил задачу, но ожидал, что актер привнесет в роль и свое. Я сама на площадке человек не жесткий, но быть совсем лояльной нельзя, так как все развалится... Исхожу из того, что каждый человек — космос: одному нужно четко давать команды, «делать отсюда и до обеда», со вторым нужно аккуратно... Во время съемок в «Киндервилейском призраке» на двух мальчиков-близнецов, которые исполняли роли таких хулиганов, приходилось... кричать. По их же просьбе: «Мама как на нас покричит — мы всегда все делаем». После смены у меня был сорван голос, но ребята начали хорошо работать.

Путь на площадку

— Отец оберегал меня от работы в кинематографе, считал, что это не для женщины. Впервые на съемочную площадку я попала, когда меня пригласил на эпизодическую роль Дмитрий Зайцев — я была студенткой БГУ... Тогда посмотрела, как что происходит, и, по правде, не думала, что сама буду на площадке когда-то работать. И когда пришла на киностудию, это оказались анимационные фильмы. Но жизнь сама решила... Когда моему ребенку было два-три года, мне предложили поучаствовать в создании проекта про Деда Мороза, что он делает летом. Пригласили как сценариста, потому что я перед этим делала несколько лет новогодние программы на телевидении, и одна из них, «Копилка новогодних потех», стала лучшей программой года. Идея возникла еще и потому, что в тот год открыли в Беловежской пуще резиденцию Деда Мороза. Цеха «компьютерных чудес» тогда на студии еще не существовало, я предложила интегрировать анимационных персонажей в наш фильм, как в ленте «Кто подставил кролика Роджера». И меня взяли как сорежиссера, готовить анимацию. А режиссером должна была быть Рената Грицкова. Но у Ренаты по личным обстоятельствам работа не сложилась, она уехала в Ханты-Мансийск, на проект пришел Иван Павлов. И фактически мы с ним стали сорежиссерами. Так я проходила свою режиссерскую школу в игровом кино. Вспомнить смешно, как мы звонили и спрашивали, где приобрести зеленую ткань, на которой снимаются всякие спецэффекты. «Вам хромакей нужен?» А мы и слово такого не знаем... Фильм «Новогодние приключения в июле» оказался такой технологической школой для всей студии, начали делать спецэффекты для самых разных картин, не обращаясь за помощью к соседям.

«Смолк@»

— Студия возникла не внезапно. Идея идет от Министерства культуры Беларуси и вполне логично следует из того, что белорусскому кинематографу нужна «свежая кровь», разнообразие в проектах. «Смолк@» - это и аббревиатура: «Студия молодежного кино», и наша электронная почта, и игра. «Песик» в названии студии, знак электронной почты, — наш талисман. Он поддерживает и защищает... Он очень доброжелательный, но если что, может и гавкнуть. Цель студии в том, что мы даем возможность молодым сценаристам, режиссерам попробовать себя в кино, за бюджетные деньги. Мы тестируем их на коротком метре, чтобы выявить потенциал. Если что-то и не получилось, не значит, что это конец творческой карьеры, возможно, человеку еще нужно себя «прокачать». Если у кого-то получилась хорошая короткометражка, значит, можно подключить его к более серьезному проекту. Мы своеобразный фильтр, который определяет таланты, находит будущих специалистов. Мы не сосредотачиваемся только на студентах и выпускниках академии искусств или института культуры. В этом году в рамках фестиваля «Лістапад» был впервые проведен конкурс — питчинг режиссерских экспликаций. Ребята из самых разных профессий предлагали свои проекты на заданные темы. В игровом кино темами были «Городская легенда» и «Первая любовь», в неигровом — «Мой родной край». К участию отобрали около 20 конкурсантов, было серьезное международное жюри, присутствовали продюсеры, в том числе из России и других стран. Победителей пригласили в нашу студию участвовать в реализации своих идей в коротком метре. Сейчас готовится к запуску студенческий альманах на основе работ победителей питчинга. У нас сейчас не очень большой коллектив, но надеюсь, что разрастемся. Сегодня у нас работает молодой режиссер Кирилл Халецкий, выпускник Академии искусств, который сделал уже несколько интересных работ, один из победителей питчинга. Его работа «Мне некого позвать на свои похороны» войдет в альманах молодых авторов. Рассматриваем также возможность в течение следующего года запустить полнометражную комедию «Киношники» как дебют Кирилла. Надеюсь, подобные питчинги повторятся, а мы будем рассказывать о себе в других городах Беларуси. Совсем недавно были на конкурсе любительского кино имени Тарича в Полоцке, предложили участникам прислать свои творческие предложения. Планируем презентовать себя в разных вузах, не только творческих: например, на философском факультете БГУ есть свой кинофестиваль — хотелось бы с ними связаться. Если каждый год благодаря нашей работе появится хотя бы одно-два новых имени, уже хороший успех.

Лидия АЛЕКСАНДРОВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.