Вы здесь

Александр Осенко: Авторская журналистика сегодня вышла на первое место


Разговор с генеральным директором телеканала «Столичное телевидение».


Александр Александрович Осенко родился 8 ноября 1973 года в городе Новополоцк Витебской области. Окончил Новополоцкий политехнический техникум, Полоцкий государственный университет, Академию управления при Президенте Республики Беларусь. С 16 июля 1998 года и до 10 февраля 2022 года Александр Осенко работал директором Новополоцкого кабельного телевидения «Вектор», а также руководил телеканалом «Звязда». Сегодня — генеральный директор ЗАО «Столичное телевидение».

— Александр Александрович, исполнился год, как вы пришли на телеканал СТВ, стали его генеральным директором. До того не один год вы возглавляли Новополоцкий телевизионный канал «Звязда», который известен своей патриотической позицией. Скажите, что интересного, нужного и важного, на ваш взгляд, вы взяли оттуда на республиканский канал? Как оно «легло» на новую поляну? Все ли прижилось? И вообще: вы довольны этим годом?

— Безусловно, я доволен. Хотя задачи не было такой — что-то кардинально менять на СТБ. Я и раньше считал и говорил в интервью, что «Столичное телевидение» — флагман белорусской авторской журналистики: 2020-й это ярко показал. Тот год стал переломным в донесении информации до телезрителя. И в самом деле, тогда СТБ для меня стало открытием. Я знал, что такой канал существует, но когда появилась авторская журналистика — Григорий Азаренок, Евгений Пустовой, Игорь Марзалюк — почувствовал: сейчас идет не обезличенность, а персонализация информации. И это стало не просто чем-то интересным, а даже прорывным. Восстановил этот формат именно коллектив СТБ. С тех пор телеканал для меня — локомотив авторской журналистики на телевидении.

Когда я пришел сюда, главной задачей было максимально сохранить коллектив, показать что-то новое и дать импульс дальнейшему развитию авторской журналистики. Что добавилось здесь из того, с чем мне раньше приходилось работать... Сегодня можно отметить, например, большее, чем раньше, взаимодействие с белорусским ВоенТВ, в тандеме мы стали больше рассказывать, чем живет наша армия. И не только. Мы заказали у них документальный цикл фильмов-расследований «Конвейер смерти» о геноциде нашего народа в годы прошлой войны. Таким образом усилили героико-патриотический вектор телеканала.

Политики здесь достаточно. В СТВ значительный пул авторской журналистики, как я уже сказал. Так что работаем по принципу: сохраняя лучшее — движемся в будущее.

— Давайте в таком случае немного поговорим об авторской журналистике. Еще несколько лет назад наше телевидение, выпуски новостей, в частности, были достаточно «мягкими», если хотите — умеренными. Известные события в 2020 году многое изменили. Новые программы, новые ракурсы, новые имена — на всех наших каналах. Пожалуйста, расскажите нашим читателям более подробно при тех, кто является в данном деле «локомотивом» на СТВ.

— Те, кто создавал авторское телевидение в 2020 году — Григорий Азаренок, Евгений Пустовой, Алексей Дзермант, Андрей Лазуткин, Юлия Артюх — вот такой у нас мощный пул авторов, это самые яркие наши звезды. Актуальные рубрики максимально сохранены. Потому что, вы правы, на сегодняшний день не только контент на телевидении, но и контент в новых медиа заключается в том, что наши зрители ориентированы на конкретного автора, на конкретного журналиста. Есть такое выражение, термин: персонифицированная журналистика, авторская мысль по той или иной проблеме. И у нее есть своя собственная аудитория. Авторы разносторонние. От такого прямого и резкого Азаренка до ироничного телефельетониста Андрея Муковозчика. Об одном и том же они говорят разным языком, может, и в чем-то пересекаются между собой. Но это нормально. Потому что зрительская аудитория у нас тоже разная и имеет разные подходы к восприятию информации.

Говоря о каких-то новых сегментах в нашей работе, хотелось бы отметить появление и расширение так называемой цифровой среды. То есть, помимо обычной тележурналистики, мы стремимся развивать и цифровые медиа. Разумеется, это ютуб-каналы, различные мессенджеры, социальные сети. Мы активно работаем на таком поле. Прекрасно понимаем, что это инструментарий не наш, и знаем, что если мы создаем программы, которые неудобны кому-то там, на Западе, или развенчиваем какие-то фейки, наши аккаунты вычищаются. Но здесь мы продолжаем активно работать. Например, в последнее время Григорий Азаренок попробовал себя в стриме на «Ютубе». Начали мы с одного дня в неделю — это была среда с 20-ти до 21-го часа. Сегодня это уже целая студия, которая выходит в эфир по средам, четвергам и пятницам — три раза в неделю. Ведущий приглашает к себе экспертов по той или иной актуальной тематике, и это имеет отклик, судя по чатам. Даже если наши аккаунты и «сносятся», даже если они зачищаются, при создании новых они очень быстро набирают свою популярность. А значит, люди персонально ищут Гришу и персонально его смотрят. Как бы кто к нему ни относился.

То же самое с другими нашими авторами. У Жени Пустовой очень активная группа (и не одна) в «Телеграме», поэтому он с удовольствием работает, высказывает свою точку зрения там. У него тоже есть своя аудитория. По субботам он ведет интересную рубрику «Политика без галстуков» на телеканале, и часть контента идет в социальные сети. Мы придаем ему немного другую «упаковочку» в «цифре». Но основная задумка остается все той же.

Если говорить о других программах, то я бы выделил ток-шоу «По существу», которое ведут Кирилл Казаков и Алена Сырова. Новая большая студия с принципиально новыми интерактивными возможностями. Разговор с топовыми политологами и экспертами, по сути, о закулисье большой политики. Ничего лишнего. Программа выходит и на телеканале непосредственно, и на «Ютубе». Отличные отзывы, работает чат, есть обратная связь.

— Александр Александрович, вы рассказали нам о большом зрительском интересе к различным программам вашего телеканала, об обратной связи с ними. Но как вам удается противостоять нападкам, даже угрозам, которые, конечно же, есть в адрес ведущих этих острых программ?

— Действительно, много бывает таких «жалоб» на наших авторов. Бывает, даже целые акции устраиваются. С разных ІР-адресов. Но видно, что все эти обращения написаны как под копирку. Такая лавина негатива может быть с расчетом на то, что мы чего-то испугаемся. Напрасно. У нас работают опытные журналисты, опытные люди. Они знают нормы этики, морали. Поэтому если нужно что-то усилить, сделать на чем-то больший акцент — они сделают это, нужно смягчить картину – она смягчается. Где надо остановиться – они остановятся. Но, повторюсь: каждый автор имеет свой стиль. И поверьте, никто из них не обращает никакого внимания на какие-то угрозы и прочее. Уже настолько у всех выработался иммунитет и понимание того, что правда на нашей стороне.

Мы делаем свое дело, мы защищаем свои ценности, наш суверенитет, безопасность страны. И понимаем, что находимся в состоянии информационной войны, находимся на передовой и, как руководитель могу сказать, делаем свое дело честно. И поверьте, прагматизм, гонорары и прочее здесь находятся на сотом месте. Если вообще где-то находятся.

— К вам на телеканал, как и в редакции других СМИ, приходят молодые журналисты. Как они вписываются в ваш коллектив, как находят свое место здесь?

— Это закономерный процесс: кто-то уходит, кто-то приходит. В прошлом году к нам пришло 15 молодых специалистов — во все наши дирекции, в информационное вещание в том числе. Каждый из них пришел туда, где он проходил практику, изучил требования к работе, познакомился с коллективом. Мы работаем с ними, когда они еще учатся, приглашаем приходить и смотреть, как работают профессионалы. В результате на работу к нам приходят только те, кто действительно хочет именно здесь делать карьеру. Кто-то — в интернет-вещание, кто-то — в «информационку». Так и в этом году. Работаем в этом плане целенаправленно, в том числе и регионами, берем молодые кадры и оттуда.

На мой взгляд, у СТВ огромный потенциал. Особенно у молодых сотрудников. Молодость — это прежде всего амбиции, а если этим амбициям дать возможность реализоваться, то поверьте, коллектив, наш коллектив, может творить великие чудеса в кратчайшие сроки.

— В предыдущие годы значительную долю контента СТБ занимали программы российского РЕН ТВ: экшн-фильмы, сериалы, журналистские расследования... Как сегодня вы работаете без участия российской телекомпании?

— В этом году было принято решение отказаться от платформы РЕН ТВ. Точнее, это произошло еще в сентябре, когда мы полностью перешли на собственную сетку вещания. Фильмы, проекты военно-патриотической тематики, как и прежде, направлены в первую очередь на нашу мужскую аудиторию. По сути, изменился только контент. Увеличилась доля собственного материала. И это хорошо.

— В таком случае, что можно сказать о канале «РТР-Беларусь», которым вы тоже приказываете? Кажется, он давно стал заметным явлением...

— С «РТР-Беларусь» мы продолжаем сотрудничать. С сентября прошлого года редакция «РТР-Беларусь», сохраняя концепцию и лучшие проекты российских коллег, смогла привнести в программную сеть свой собственный высококачественный продукт. Отдельное место в сетке вещания занимают выпуски Белорусских новостей. Изначально они выходили четырьмя блоками с закадровой читкой. Однако время диктует свои правила. Поэтому, исходя из необходимости дальнейшего развития белорусского вещательного сегмента, повышения статуса, уровня подачи информации и доверия к ней у телезрителей, было принято решение о трансформации выпусков новостей на более качественный уровень.

Теперь «Беларусь. Новости» выходят в прямом эфире. У программы появились собственные ведущие, ставшие новыми известными лицами телеканала. Сейчас это полноценные информационные блоки с современным графическим и музыкальным оформлением с национальным колоритом. Подача информации стала максимально оперативной, появилась возможность трансляции авторского видения главных событий страны и мира с 6.00 до 23.00 таким образом, в ежедневных новостных материалах заметно повышается потенциал в получении широкого общественного резонанса, попадания в топы просмотров на различных площадках, роста их цитируемости, в том числе в международных СМИ. Работа на этом не заканчивается.

— Спасибо, Александр Александрович, за обстоятельный разговор. «Звязда» желает вам и вашему коллективу успехов в работе и новых творческих вершин.

Беседовал Анатолий СЛОНЕВСКИЙ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.