Вы здесь

В Беларуси работает немало талантливых книжных иллюстраторов


Сложно кратко дать панорамную картину белорусской детской книжной графики. Сразу стоит заметить, что развивается она достаточно интенсивно. Ей свойственны все мировые тенденции, присущие этому процессу. В значительной степени происходит ориентация на российский книжный рынок, работу российских издательств, выпускающих детскую литературу. Хотя в части переводной детской литературы некоторые художники берут на вооружение и опыт развития детской книжной графики в других странах (П. Татарников, С. Татарникова и др.).


Во многом книжная графика, сопровождающая книги, адресованные детскому читателю, находится и под влиянием художников, работавших в этом направлении в 1940-1980-е гг. А кто-то из них и сейчас трудится на этом поприще. Это значит, что выразительно выписываются персонажи, действующие лица, композиционно прорабатываются сюжеты, большое внимание уделяется реалистичному характеру сопровождения авторских текстов (речь о творчество таких книжных графиков, как заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Сергей Волков, его коллеги Наталья Сустова, Елена Карпович и др.). Вместе с тем художники старшего поколения активно вводят в книжную графику элементы фольклора, мифологизации, сказочные элементы ( это касается и книг, оформленных В. Слауком, В. Савичем и др.). Всегда вызывает спор, как показывать животных (птиц, зверей) в авторских сказках. Писатели очень часто наделяют свои сказочные персонажи и сказочными, чудесными возможностями (когда звери разговаривают, совершают какие-то действия, которые по силам лишь только человеку, управляются с бытовой техникой, магнитофонами, компьютерами и проч.). Как в таком случае поступить художникам? Важно найти грань, чтобы и добавить свое решение в поведение зверей, как важно в то же время и не сделать поведение животных карикатурным. Это неплохо получается у Т. Березенской, ряда других художников.

Группа интересных книжных иллюстраторов, работающих в области детского книгоиздания, сформировалась вокруг Издательского дома «Звязда» (В. Дударенко, М. Мицкевич, М. Мороз, О. Грубин, О. Аракчеева-Киппхардт, А. Балыш, С. Волков, К. Задворный, Д. Гончарик-Чернявская, Е. Карпович и др.). Многие из них стали лауреатами конкурса «Искусство книги», который ежегодно проводится Министерством информации Республики Беларусь, имеет богатую традицию (был учрежден в Республике Беларусь или точнее — еще в БССР в 1960 г.). Также белорусские книжные графики или точнее книги с их оформлением участвуют в конкурсе «Искусство книги СНГ».

Перспективы книжной графики в области оформления детской книги связаны напрямую с развитием детского книгоиздания. В Республике Беларусь зарегистрировано более 400 книжных издательств. Можно смело утверждать, что около 70-80 из них выпускают детскую литературу. Их развитие напрямую влияет на растущие творческие возможности книжной графики в области детского книгоиздания. Вместе с тем белорусские книжные графики оформляют книги, адресованные юному читателю и в других странах. В-первую очередь, те издания, которые выходят в Российской Федерации. Примеров такого характера достаточно много. Основная школа, готовящая книжных графиков, — Белорусская Академия искусств.

Сергей ШИЧКО

Прэв’ю: pexels.com

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.