Вы здесь

Круглянский учитель Олег Головков собрал целый словарь особенностей местной речи


О нем говорят: «Учитель с большой буквы». Он преподает в Круглянской средней школе № 1 русский язык и литературу и отдельно готовит сильную команду из учеников для выступления на районных, областных, республиканских и международных олимпиадах. На его счету — несколько книг для подготовки к централизованному тестированию по русскому языку со сложными заданиями и типичными ошибками, и он продолжает создавать новые.


Лучшего исследователя устного народного творчества Круглянского края вообще не найти.

Олег Головков — заслуженный учитель Республики Беларусь, отличник образования, учитель-методист. Дважды становился лауреатом специальной премии Могилевского облисполкома «Человек года», четырежды был награжден премиями специального фонда Президента Республики Беларусь. Небольшая подборка по результатам его исследования лексических источников Круглянского края выходила в составе сборника Академии наук Республики Беларусь. Сегодня в издательском доме «Звязда» готовится к печати основательная работа Круглянского учителя, куда войдут слова, фразеологизмы, частушки и меткие выражения Круглянского края. В разговоре с корреспондентом «Звязды» Олег Головков поделился своими размышлениями, планами и секретами.

Между Смогиловкой и Загораными

Два населенных пункта в Круглянском районе- и совершенно два разных мира. Олег Головков может привести много доказательств, ведь именно с этих населенных пунктов и началось его исследование края. Смогиловка — это его родина, деревня, которая на юге Круглянского района граничит с Белыничским. Ее, да еще ближайшие к малой родине Шепелевичи и Бовсевичи он характеризует как Запорожскую сечу, вольницу с драками, где живут люди широкие, разбитные. Будто крепостного права на них не было. С детьми там не сюсюкали, родители работали, и дети тоже. А вот Загораны, до которых всего 30 километров к северу района, более интеллигентные. Там у людей другие манеры, поведение.

— Эти наблюдения, наверное, и стали первым толчком к моим исследованиям, — признается собеседник. — Когда я в 1978 году пришел работать учителем в загранскую школу, очень почувствовал этот контраст с моей малой родиной. Хотя интерес к окружающему миру теплился с детства, нравилось читать книги, жить традициями родителей, вникать во все народное. А когда приехал работать, все сдвинулось с места. Мне попал в руки «Краевой словарь Могилевщины» Ивана Белькевича, и от него повеяло стариной, духом Беларуси, что связано с миром родителей. Это сегодня единственный подобный словарь на Могилевщине. Я начал сопоставлять Горецкий и Костюковичский юго-восточные районы с нашими северными Белыничским и Круглянским и понял, что они обделены вниманием исследователей. Постепенно начал делать свои первые записи. Потом так втянулся, что стал активно работать в этом направлении. Носителей выделял по наречию. Услышал нестандартное слово — и сразу же поближе к этому человеку, расспрашиваю его, записываю. Так понемногу и материал накопился. Ездил по деревням, прислушивался, кто что говорит. Увижу старика, подсяду к нему на завалинке и только успеваю записывать. Например, в Смогиловке говорят «бичук» и все понимают. В загораниях только плечами пожимают. А это росток сосны, такая вкуснятина — словами не передать. И таких словечек у нас много. Чем мы больше сохраним нашего исконного, тем богаче будем. И иностранные слова не понадобятся.

Жажда познания края заставляла срываться в свободное время и ехать по деревням. Осталось много воспоминаний о тех путешествиях. В Любищах, например, жили староверы. Четверть века назад там был еще совершенно другой мир. Мужчины с бородами, жители на русском разговаривают. Потом разрушилась деревня, и этот особый мир исчез. А Эсьмоны раньше считались еврейской деревней. Добротные домики, красивые улицы, брусчатка. Куда все разделялось?

Жизнь течет и смывает целые слои народного наследия, так хочется выхватить из этого течения самое дорогое сердцу и главное. Вместе с лексическим богатством Олег Головков собирал и те уникальные народные вещи, которые были сделаны руками жителей. И находил, что и здесь тоже много отличий. В лесной жажды, например, каши были квадратные, плетеные из сосны, а в загораниях — круглые. В первой деревне припасы на зиму хранили в стопках в лесу, во второй — в погребах. А грибы, которые мы знаем под названием зеленки, во жажды называли «славянки».

После аварии на Чернобыльской АЭС, когда на Круглянщину хлынули переселенцы из пострадавших районов, Олег Головков заметил, что практически на его глазах мир будто бы преобразился. Почти исчезли носители того языка, который был, и начался новый период.

— Языка моих родителей уже нет, он исчез на разломе эпох, — рассуждает учитель. — То, что я зафиксировал, уже невозможно найти. Было и не стало. Если бы мы это до детей доносили, мы бы не теряли традиций. Чем больше от предыдущих поколений возьмем, тем богаче будем. Когда я записывал слова, я возвращался в детство, чувствовал радость, тот дух, энергетику. Правду говорят, что через слово можно оживить бывшее.

Рукописи не горят

Первые свои материалы исследователь отправил на так называемую аттестацию в Академию наук. На то время ученым секретарем там был Павел Михайлов. Он и вдохновил молодого учителя работать дальше в выбранном направлении. А потом Головкова поддержал писатель, фольклорист, этнограф Федор Янковский. Молодой учитель побывал у него в гостях и окончательно убедился, что занимается нужным делом, так как уже не сомневался, что от живого народного слова все и пошло. В 1992 году часть редких слов, которые записал Олег Головков, была напечатана в сборнике вместе с другими подборками со всей Беларуси.

Если человек занимается добрым делом, ему Бог помогает. Однажды в доме Головковых вспыхнул пожар от короткого замыкания, погорело много книг, но карточки с исследовательскими записями остались. При ликвидации пожара их потоком воды вынесло в сторону. На карточках были те слова, примеры, фразеологизмы, что войдут в готовящуюся к печати книгу. Кто после этого скажет, что рукописи горят?

Духовная прослойка

Олег Головков признается, что ему еще посчастливилось застать учителей «старой школы», которые жили своей работой.

— Это было сильное поколение, совсем другой мир, — говорит он. — Никаких ультрамодных методик. Все решало слово. В загораниях была учительница белорусского языка Софья Соловьева, которая так рассказывала о писателях, что очаровывала голосом. Ее мелодичный, окаянный голос убаюкивал. Для меня как учителя это был очень важный опыт. Потом появилась мода на новаторство, стали применяться всякие зарубежные методики, началось скакание с одного на другое. И вот в разгар всего этого я попал на урок белорусской литературы, который преподавал пожилой учитель, директор школы. Он целый урок рассказывал детям о Якубе Коласе, «Новой Земле», о том мире, который мне был близок. И я понял: вот она самая главная методика — живое слово. Сейчас это, к сожалению, потеряно. И когда говорят, что дети белорусский язык воспринимают как иностранный, в том наша вина. Просто мы до них не достучались. Не появился учитель, который бы очаровал белорусским словом.

Правильно говорит наш президент: не надо нам гнаться за чем-то модным. Надо возвращаться к своим традициям. Если мы вернемся, будем непобедимы. Чтобы понять, кто мы, нужно читать «Новую землю» Якуба Коласа, «Родныя дзеці» Нила Гилевича. Это две наши национальные Библии, которые рассказывают, кто мы есть на самом деле. Чтобы не забывать белорусское слово, их нужно перечитывать. Или учить наизусть стихи. Я, например, учу и русские, и белорусские. И есть такие, что трогают за живое, начинаешь понимать, что мы та самая нация, тот народ, за которым большое будущее. Человек появляется на свет, чтобы оставить частичку духовности, красоты для других. И чем больше этой красоты, тем больше мы будем отделяться от животного мира. Говорят, между нами и животным миром есть духовная прослойка. И если ее не наращивать, можно вернуться к животным. Наш знаменитый народный художник Савицкий говорил, что в годы войны человек за минуту мог стать зверем. Вообще, наша нация от Земли и в этом наше величие и мощь, фундамент, на котором мы строим свое государство.

Земля кривичей

Олег Головков говорит, что Круглянский район вместе с Белыничским и Крупским, что на границе с Минской областью, не зря называют малым Полесьем. Круглянский район граничит еще и с Витебской областью, от него до Друцка, центра бывшего Друцкого княжества, рукой подать. Все это прародина кривичей, здесь много их курганов. Тут же проходил путь"Из варяг в греки«. Учитель застал интересную традицию, которой, по его мнению, несколько тысяч лет. Праздник назывался «На Ивана».

— Оно нам от кривичей досталось, — говорит он. — Чем-то напоминает Радуницу, когда люди на кладбище рядовыми кланами садятся. А это была тризна кривичей, очищение. Отмечалось всегда 7 июля, после Купалья. И местом для этих встреч было знаменитое озеро Хотамле. После полудня со всех сторон Круглянского, Белыничского, Крупского районов пешком или на телегах шли и ехали молодые и старые, одетые в праздничную одежду. В 1970-е годы это было обычное явление. Тысяча озер в Беларуси называются святыми, но это по-настоящему святое. Вокруг него курганы кривичей. Люди жгли костер, сидели рядами, пели народные песни, поминали предков. Вода из озера хранилась год. Отец говорил, что до войны там была укладка и стояла часовня. А в XVII веке магнаты из Польши ездили сюда лечиться. В 80-е годы прошлого века традиция стала исчезать. Сегодня о ней помнят лишь некоторые старожилы. Я рассказал о традиции заместителю председателя Могилевского облисполкома Валерию Малашко, и он очень заинтересовался. Как и наша заместитель председателя Круглянского райисполкома Анжела Лукашевич.

Было бы здорово этот праздник восстановить, такого нет во всей Беларуси. Это уникально. И место для его проведения красивое. К озеру со всех сторон ведут дороги, как лучи солнца. В Бовсевичах раньше был еще и святой источник. И около нее молились, чтобы потом идти на озеро. Праздник может стать Всебелорусским. Круглянщина, считай, центр Друцкого княжества. От нас Друцк в 8 километрах. Есть также мнение, что битва На Немиге произошла не в Минске, а именно на Круглянщине. Этнограф Николай Телеш писал об этом в своих «Охотничьих рассказах». Он высказал идею, что Немиза — это речка неподалеку от озера Хотамле. Мол, вся разгадка в словосочетании букв. Потом ее переименовали во Всеславку.

Зачетки для школьников

Учитель за время своей работы создал так называемую «школу Головкова». Он считает, что для того, чтобы сделать лебедя из гадкого утенка, нужна прежде всего усидчивость и работоспособность. Дети, проходящие его школу, неизменно побеждают на Олимпиадах. У него и сейчас новых материалов по подготовке олимпиадников на несколько книжек.

— У меня свои приемы обучения, — делится секретом Олег Головков. — Мои ученики работают отдельно от других. У них есть зачетки, мы даже институтские книги изучаем. Чтобы победить на области, нужно много чего знать. Ученики после уроков садятся и работают. Я тоже использую книги, но есть и книги, которые дореволюционны. Мы прорабатываем много литературы разных издательств и разных лет. То, что необходимо знать, подчеркиваю и отмечаю — «важно», «выписать». Ученики не читают у меня «воду», берут самое важное. Специально делаю подборки анализа стихов, выбираю лучшие из сотни журналов, тысячи книг. Мои ученики уже с пятого класса знают, как нужно правильно анализировать. Беру детей разных способностей, но все показывают потрясающие результаты. А зачетки им нужны для того, чтобы потом в институте было легче. Я много требую, но никогда не ругаюсь на них. А если это нужно, делаю очень нежно, под видом похвалы. Даже дети, которых родители считают слабыми, могут стать победителями. Важно раскрыть потенциал. Дети, которые не читали, у меня начинают читать и даже ведут дневники. Учу отстаивать свою позицию словом, а не криком. Убеждаю, что, если не читаешь, деградируешь. Устраиваю литературные бои, соревнования, викторины. И дети втягиваются в чтение. У них есть список литературы по внеклассному чтению, и раз в месяц я по нему выставляю оценки. 250 страниц прочитал — «десятка». Сначала читают не охотно, потом не оторвать. Мир литературы необъятен, мое предназначение — их туда подтолкнуть. И там они уже сами будут разговаривать с писателями.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора

г. Круглое

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.