Вы здесь

Возложение цветов и патриотический автопробег прошли на Суражчине


Городской поселок Сураж, находящийся в Витебском районе, стал вторым населенным пунктом северного региона после Лиозно, который был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Это историческое событие произошло 28 октября 1943 года, и спустя 80 лет благодарные потомки героев-освободителей несут красные гвоздики к подножиям воинских мемориалов на Суражчине.


Фото: БелТА

Два года и три месяца Сураж находился под фашистской оккупацией. Уже 10 июля 1941 года жители райцентра видели, как к реке Каспля приближаются бронетранспортеры с немецкими крестами. В здании райкома партии разместилась комендатура, а вскоре появились первые немецкие приказы. В начале 1942 года суражчане были вынуждены покинуть родные места, страшно представить, что пришлось пережить населению под гитлеровским гнетом. По некоторым историческим данным, через год после начала войны в Суражском районе каратели сожгли 1918 дворов, 16 школ, 8 больниц. Тысячи судеб мирных жителей оборвались на протяжении нескольких лет.

С января 1942 по декабрь 1943 года существовала Суражская партизанская зона, а первый партизанский отряд под командованием Миная Филипповича Шмырева был создан решением Суражского райкома партии 5 июля 1941 года. Уже 12 сентября он разгромил в райцентре немецкий гарнизон и в течение трех часов удерживал поселок.

За два месяца — в августе — сентябре 1941 года — из-за действий партизанского отряда Шмырева немцы потеряли восемь автомашин, около 70 солдат, четыре моста были взорваны, из строя была выведена телефонная станция поселка Пудоть. А в ночь с 9 на 10 сентября отряд в 80 партизан разгромил Суражский гарнизон врага, вернувшись в лес со многими трофеями: машинами и мотоциклами. Фашисты в своих рапортах писали, будто на них напало две или три тысячи партизан. За голову «отца Миная» обещали награду: сначала — участок земли, корову, лошадь и 10 000 немецких марок, затем «ставка» выросла до 20 000 марок, потом — до 50 000 марок. Но никто отца не сдал.

Отчаявшись расправиться с народными мстителями, 19 октября 1941 года гитлеровцы взяли в заложники малолетних детей командира: Лизу (14 лет), Сережу (10 лет), Зину (7 лет), Мишу (3 года). Их доставили в Сураж, держали узников в голоде и холоде, пытали и пугали. Дети сначала кричали, плакали, потом перестали. Старшим говорили, что отца уже поймали и повесили, а младшему, Мише, было хуже всего — ему постоянно устраивали «очные ставки» с пойманными партизанами в надежде, что Миша узнает и выдаст тем самым отца.

Фашисты обещали оставить детей живыми, если отец миной добровольно сдастся в плен. Шмырев терялся: идти на штурм, как предлагали партизаны, он не хотел — Сураж им было не взять, а именно на это и рассчитывали фашисты. Сначала он хотел сдаться немцам один в обмен на жизнь детей, затем решил покончить с собой, надеясь, что немцы не станут убивать детей. Но многое решила записка старшей дочери Лизы, переданная Шмырову: «Папа, за нас не волнуйся, никого не слушай, к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, то ты за нас отмстишь». 14 февраля 1942 года гитлеровцы расстреляли детей, сестру командира и мать жены. У него больше не осталось родных. Записку Лизы миной всю войну носил в кармане у сердца. На территории Суражской средней школы сейчас возвышается памятник в честь малолетних жертв фашизма, а учреждение образования носит почетное имя легендарного комбрига.

В освобождении Суража участвовали 1189-й стрелковый полк под руководством Петра курени 358-й стрелковой Краснознаменной ордена Суворова дивизии 4-й ударной армии 1-го Прибалтийского фронта, 1-я Витебская партизанская бригада. Бои за райцентр начались 12 октября. Однако он был очень укреплен: вокруг — траншеи, пулеметные гнезда, проволочные заграждения, заминированные дороги и поля. Более двух недель шли бои, только утром 28 октября удалось прорвать оборону противника и выгнать его из горпоселка. Немцы отступили к деревням Сокольники, Мишутки и закрепились в районе Вымно-Котово. За освобождение Суражского района звания Героя Советского Союза посмертно удостоены Анатолий Угловский, Алексей Томский, Геннадий Потемкин.

Жители, вернувшиеся в освобожденный Сураж, не узнали его: вместо домов — голые обгоревшие дымоходы, два-три полуразрушенных заминированных здания и землянки. Еще долго от соседних деревень до райцентра долетали вражеские снаряды и мины.

Праздничные мероприятия в районе, приуроченные к 80-й годовщине освобождения Суража от немецко-фашистских захватчиков, начались с патриотического автопробега, после руководства области, представители общественных организаций, молодежь и местные жители приняли участие в митинге на воинском мемориале, где нашли свой последний приют около 400 бойцов.

«Здесь и на территории нашей страны лежат сотни тысяч бойцов и офицеров, партизан и подпольщиков, мирных граждан, отдавших свои жизни ради нашей свободы. Велик символизм, что с нами наши друзья из Смоленской и Псковской областей, ведь наши деды и прадеды вместе отвоевывали свободу этих земель. Сегодня почти не осталось участников войны, но живут их благодарные потомки. То, что происходит в нашей стране, еще раз подчеркивает, как важен и нужен мир. Мы 80 лет живем под мирным небом, и для нас этот день — не просто День освобождения, а еще один урок, как надо ценить и помнить, какими страданиями и болью достается свобода», — отметил руководитель депутатского корпуса Витебщины Владимир Терентьев.

Накануне события в Витебском районе прошла акция «Капсула времени», в рамках которой председатели 15 сельских исполнительных комитетов собирали землю с крупнейших воинских захоронений в своих советах. Лампады с землей были привезены в Сураж и заняли место у Вечного огня как символ общего героизма и общей памяти.

Александра ГВОЗДЕВА

Название в газете: Боль і гонар Суражскага краю

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.