Вы здесь

Как избавиться от «цифрового сиротства»?


Малыш заходится от плача в коляске. Мама дает ему в руки смартфон — и наступает долгожданная тишина... Считается, что нынешние дети с рождения обладают навыками обращения с гаджетами. Но так ли это?


Цифровая образованность с пеленок — миф

«В контексте цифровой образованности обсуждается концепция, где молодое поколение подразделяется на три категории: цифровые сироты, цифровые изгнанники и цифровые наследники», — рассказал Владимир Лебедев, начальник отдела образовательной деятельности Секретариата Наблюдательного совета Парка высоких технологий, выступая на форуме по управлению интернетом.

Цифровые сироты — это именно те дети, которым внимание родителей заменили гаджеты. Они часами и сутками могут совершенно бесконтрольно находиться в сети. Родители довольны — потомки их не беспокоят. А то, что эти дети уже живут в виртуальном мире, что они разучились разговаривать, а могут только переписываться в мессенджерах, что у них вместо живых эмоций остались смайлики, родителей мало волнует, мол, «такое поколение выросло».

Есть и другая крайность — когда родители строго регламентируют использование гаджетов или вообще запрещают их чуть ли не до совершеннолетия. Тоже ничего хорошего. Такой подросток набрасывается на компьютер, планшет и наверстывает упущенное. 

Он же видел, что его одноклассники играли, смотрели фильмы, в конце концов, списывали сочинения из интернета. Таким подросткам легко попасть как в игровую зависимость, так и во всякие приключения, как правило, не очень приятные. В редких случаях, цифровые изгнанники (а это именно они) и вовсе отказываются от современных технологий, заявляя, что они зло.

Самая адекватная категория — цифровые наследники. Это дети, которые входили в цифровой мир под чутким руководством родителей и педагогов. Они знают, что такое хорошо и что такое плохо в виртуальном мире. Они не рабы высоких технологий, а умные потребители возможностей, которые те дают.

Цифровой сиротой можно быть в любом возрасте — и в 10, и в 30 лет. Как правило, в сети они находят только развлекательный контент. Поиск какой-то полезной информации, например, расписания поездов, вызывает затруднения. У таких людей отсутствует критическое мышление. «Это было в Тикток» — для них аксиома.

Понятно, что врожденных компетенций обращения с гаджетами нет и быть не может. А вот цифровое сиротство легко передается по наследству. Чтобы этого не произошло, существуют различные образовательные программы. В том же ПВТ действует программа объединения по интересам «Информатика без розетки». Здесь детей 5-7 лет в игровой форме обучают цифровой образованности. «Через дошкольников в нашу команду вливаются взрослые: родители и педагоги», — подчеркивает Владимир Лебедев. Таким образом взрослые также приобретают необходимые знания, а цифровые сироты переходят в группу цифровых потомков.

Интернет не отменяет общения с родителями

Иногда можно услышать: мол, в наше время детей воспитывали родители, а не интернет. Однако же и тогда были родители, которые с удовольствием проводили время с детьми, равно как были и те, которые злоупотребляли фразой: «Отстань, мне некогда» или задаривали детей игрушками.

Интернет, как и игрушки, — не воспитатели, а всего лишь средство. Ничем не отличается отец, который подарил сыну игрушечную железную дорогу (эта игра — мечта многих советских детей) и оставил ребенка наедине с игрушкой, и тот, который вручил ребенку смартфон и планшет, не научив его правилам безопасного поведения в сети. Одним словом, для детей важнее всего общение с родителями в любое время.

Если интернетом пользоваться для получения информации, если понимать, что искать ее нужно на профильных сайтах, а не на страницах доморощенных коучей, то можно найти профессиональные рекомендации для родителей с учетом возраста их детей.

Понятно, что трехлетнему ребенку мать или папа находят мультфильм. Но прежде чем предложить его малышу, нужно посмотреть, нет ли там всякого рода страшилок, к которым не готова детская психика. Маленький ребенок нельзя оставлять наедине с гаджетом — он может случайно перейти по вредной ссылке.

Для детей 5-7 лет уже больше правил: нужно ограничить время пользования компьютером, не только заблокировать ряд чатов, но и составить список сайтов, соответствующих возрасту ребенка.

Младшим школьникам следует напомнить, что правила поведения в интернете практически не отличаются от правил в реальной жизни: не разглашать личные данные, геолокацию, общаться с друзьями доброжелательно. Объяснить опасность перехода по различным ссылкам, скачивания фото или видео, если для этого требуют номер телефона для отправления СМС. В этом возрасте нужно рассказать ребенку об опасностях, которые есть в интернете, и договориться, что оно будет делиться с родителями всем, что ему непонятно или вызывает дискомфорт.

В подростковом возрасте правил еще больше. Прежде всего потомку необходимо объяснить, что интернет — это источник информации, помощник в учебе. Настало время рассказать, что все, выложенное в интернете, остается там навсегда. Договориться, что прежде, чем выложить фото в сеть, ребенок посоветуется с родителями. Нужно объяснить, как общаться с незнакомыми людьми и что иногда в сети люди выдают себя за других. Отдельно стоит поговорить о недопустимости травли одноклассников, оскорбления людей.

И это далеко не полный набор правил безопасности детей в сети.

Родителям следует просматривать историю браузера, чтобы видеть, какие сайты посещал ребенок. И лучше предупредить потомка об этом, чтобы не складывалось ощущение, что вы шпионите. Помнить об опции «Родительский контроль» в настройках гаджетов.

Отдельная тема — безопасность покупок в сети, использование реквизитов банковской карточки. Об этом также нужно рассказать детям, прежде чем вручить карту.

Одним словом, чем старше ребенок, тем больше он требует внимания. И здесь современные технологии — хороший повод, чтобы родители наладили доверительное общение с детьми.

Для чего это нужно?

Почему сегодня важно обладать цифровой образованностью? Потому что, по определению Владимира Лебедева, мы живем в «роботовладельческом» обществе. Сегодня наблюдается цифровое неравенство, проще говоря, у тех, кто обладает технологическими навыками, больше возможностей для успешной карьеры. При этом речь не идет исключительно о программистах — сегодня трудно найти отрасль, где не нужна была бы цифровая образованность.

Интересные цифры

  • В сентябре 1990 года появилась советская доменная зона su. В нашей стране доступ в интернет «Белтелеком» начал давать в 1997 году. В мае 2024 года белорусский домен by отметит свое 30-летие, а домену БЕЛ исполнится 10 лет.
  • В Беларуси 8 270 000 пользователей интернета.
  • Зарегистрированы в различных социальных сетях 5 500 000 белорусов.
  • Статистика от Youtube: мультики на этой платформе смотрят дети с 3 лет, до 11 лет 83% юных пользователей уже имеют свой личный профиль.

Ксения КОВАЛЕВСКАЯ

Название в газете: Дзеткі і сеткі

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.