Вы здесь

Когда лучше отдать ребенка в школу?


В редакцию пришло письмо с интересным вопросом. Родители отдали дочь в первый класс очень рано, едва ей исполнилось пять лет. Мол, умненькая, пусть учится. Сейчас девочка в третьем классе, но совсем не хочет ходить в школу, учиться плохо, уроки садиться делать только из-под палки. Мама в отчаянии, все методы перепробовала: и по-хорошему просила — объясняла, и кричала, и пугала, что в детский дом отдаст, говорила, что, когда дочка вырастет, будет дворником работать, так как никуда больше не возьмут с такими отметками. Ничего не помогает... Как быть отцом? Что им можно сделать, чтобы повысить мотивацию дочери к учебе? И что не стоит говорить, чтобы не усугубить ситуацию?


Прокомментировать этот непростой случай мы попросили детского и семейного психолога Татьяну Шаранду. По ее словам, для ребенка одинаково вредно как опоздание в развитии, так и опережение. «Для каждого возраста характерно развитие той или иной психической или моторной функции. Так задумано природой — всему свое время. Навязанное же раннее развитие ребенка отнимает возможность правильного развития той функции, которая в этот период должна активно развиваться. В результате наступает так называемый эффект, который в принципе и описан мамой.

К сожалению, в данном случае родители попали в ловушку ошибочного общественного мнения: мол, чем раньше ребенок пойдет в школу, тем быстрее он начнет развиваться и плодотворно учиться. Но на самом деле это далеко не так.

Как правило, в пять лет у дошкольников рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, оно устает, и это заставляет его думать, что учеба — непосильный и неприятный процесс. Такая установка закрепляется в детском сознании и отбивает желание учиться в будущем.

В описанном случае девочка учится не со сверстниками, и, возможно, проявилась сложность в коммуникациях. Выстраивать взаимоотношения, правильно взаимодействовать, отстаивать свою позицию дошкольники учатся через игру.

А у девочки этот период был сокращен. Скорее всего, она недогуляла, недополучила какие-то эмоции.

Обычно только ближе к 7 годам у деток появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, ведь игра перестает быть для них лучшим источником развития.

...Часто, когда ребенок не справляется со школьными требованиями, многие мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься... У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить.

То есть не совсем перестали. Но если раньше любили безусловно, просто за то, что оно есть, то сейчас любовь нужна заслужить. Какие бы 
отметки ребенок ни получала, как бы ни огорчали вас его двойки, он должен быть на сто процентов уверенным: вы его любите любым, школа абсолютно ничего не изменила в вашем к нему отношении.

Если у ребенка не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от нотаций. Не кричите, не обвиняйте, не критикуйте, не угрожайте, не запугивайте, не сравнивайте с другими детьми, а просто сядьте и поговорите. Спросите, что не получается. Предложите помощь. Скажите ребенку, что будете его любить и поддерживать в любом случае, расскажите о своих неудачах в школе.

«Не будешь учиться — станешь дворником» — говорить это ребенку в семь-восемь лет неэффективно. Пока у девочки еще не выстроена причинно-следственная связь: если она плохо учится, будет плохая работа, будет мало денег. Поэтому это впустую высказанные слова.

Пугать детским домом — значит в очередной раз подчеркивать условность своей любви к дочери.

Другими словами, будешь хорошей девочкой, будешь соответствовать моим ожиданиям — значит, буду любить. В принципе это создает сильный толчок к развитию тревожности, неуверенности и к неврозу с последующим психосоматическим заболеванием. Лет десять назад ко мне на прием пришла мама, учительница математики, и привела свою 8-летнюю дочь с тяжелой формой нервных тиков. Женщина хотела показать, что ее ребенок уже владеет алгоритмами и дифференциалами. Девочка, как оловянный солдатик, по просьбе мамы отчеканила все, что знает. А потом... упала на пол в жуткой истерике.

То, что произошло, — результат маминых проблем, тревог, стремления реализоваться через ребенка. Но далеко не все женщины в состоянии это признать. Многие мамы сразу же хотят «отремонтировать» ребенка, ведут его к психологу. Но я твердо убеждена, что в первую очередь самой маме стоит походить к психологу, чтобы понять, как правильно выстраивать отношения с ребенком.

Кроме того, советую увеличить количество физически активных игр. Замечательно, если они будут проходить на свежем воздухе. А если еще и со сверстниками — это принесет девочке двойную пользу. Очень хорошо найти такое интересное занятие, где ребенок переключался бы, снимал напряжение, тревогу. Советую родителям собираться всей семьей и играть в настольные игры. Это отличный способ развить у ребенка навык работать по определенным правилам, такой необходимый любому школьнику.

Причин нежелания ходить в школу и учиться может быть много: конфликты с одноклассниками, учителями, слишком высокая нагрузка. Постарайтесь понять, чем вызван ваш случай. Подумайте, может, стоит пересмотреть распорядок дня, отменить дополнительные кружки после уроков. Пусть ребенок лучше отдохнет, поиграет во дворе. Возможно, девочка недополучает внимание родителей и хочет привлечь их внимание неуспеваемостью, так как просто не знает другого действенного способа. Проводите с дочкой больше времени, искренне интересуйтесь ее жизнью. Всегда можно найти, за что похвалить ребенка. Делайте это чаще.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции

Регионы

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле.