Онколог об опасности безразличия к своему здоровью и современных методах лечения

Злокачественные новообразования, как и многие другие заболевания, известны еще с древних времен. Уже в тот период различали опухоли: согласованные с природой и с характером избыточного проявления сил природы, а также опухоли, противившиеся природе. К первой категории причислялось физическое увеличение некоторых органов, ко второй избыточный рост костных мозолей, гипертрофические рубцы и, наконец, к третьей без разбора все остальные случаи патологического увеличения какого либо органа.

//neinvalid.ru/

Злокачественная опухоль это автономное, автодинамическое разрастание тканей, несущих в своих клетках стимул для разрушительного или агрессивного беспорядочного роста. Описание злокачественных опухолей можно встретить в папирусах Древнего Египта и манускриптах Индии еще за 2000 лет до нового летоисчисления. Самой древней опухолью считается опухоль, обнаруженная в скелете динозавра. При исследовании мумий Древнего Египта в одном случае были обнаружены признаки рака яичников, в другом злокачественное поражение черепа. Исследование мумий из захоронения, датируемого примерно 250 годом до нашей эры, выявили рак предстательной железы с многочисленными метастазами в поясничном и грудном отделах позвоночника, а также в бедренную и лучевую кости.

Еще во 2-м веке н. э. знаменитый врач Гален (Galen) обратил внимание на то, что если опухоль располагалась на груди, то она имела внешнее сходство с раком, так как «словно его клешни» с обеих сторон оплетала расположенные вдоль туловища вены. В связи с этим обстоятельством злокачественные опухоли получили название «рак».

Гиппократ (IVв до н. э и Гален II век н. э) уже в те времена подчеркивали, что излечение опухоли вполне реально только при начальной ее стадии, а если без операции опухоль вырастала до больших размеров, то она не поддавалась лечению. Насколько эти слова оказались пророческими задолго до нашего времени!

В природе все живые существа состоят из клеток, которые появляются, отрабатывают положенный им срок и умирают. В организме человека присутствует два механизма гибели клеток. Апоптоз — генетически запрограммированная физиологическая гибель клеток, при этом воспаление вокруг клетки отсутствует. Это процесс уничтожения ненужных клеточных групп в период индивидуального развития, сопровождающийся сморщиванием и фрагментацией структуры ядра клетки. Второй механизм гибели клетки — некроз, т. е. патологическая массовая гибель клеток, «смерть от несчастного случая», имеются воспалительные изменения вокруг очага некроза. Некроз наблюдается при наружных воздействиях в виде резкого набухания или разрушения клеточных структур Значение (проявление) некроза определяется его сущностью — «местной смертью» зон некроза, важных для организма органов человека — инфаркт, инсульт и т. д.

Таким образом главное отличие некроза от апоптоза состоит в том, что апоптоз — программируемая гибель клетки, а некроз — это патологический процесс, запускающийся в ответ на какие либо повреждающие внешние или внутренние воздействия.

Но, к большому сожалению, существует еще один путь развития клеток, самый страшный и не всегда предсказуемый в дальнейшем. У каждого живого существа в организме периодически возникают атипичные клетки, отличающиеся от нормальных. Эти клетки замечает иммунная система и уничтожает их. Но иногда, по каким то причинам, такая клетка не гибнет и тогда возникает опухоль, когда эта одна или несколько клеток выходят из под контроля организма и начинают ускоренно хаотично делиться и размножаться. При этом уже ни нервная, ни эндокринная, ни иммунная системы справиться с такими клетками не могут.

Процесс выхода клетки из под контроля организма называется опухолевой трансформацией. Раковые клетки неконтролируемо делятся, затрачивая большое количество энергии. В структуре опухоли могут быть разнообразные по строению клетки. Они утрачивают часть признаков и становятся похожими на зародышевые клетки. Эти клетки иногда теряют способность к тесному сцеплению с соседними клетками, могут отделяться от них и переноситься в другие части тела и органы, давая начало возникновению и развитию новых опухолей, т. е. метастазировать.

Но в большинстве своем опухоли просто так не возникают. Для появления опухоли необходимы еще внутренние причины: генетическая предрасположенность, определенное состояние иммунной системы и внешние факторы: механические, физические, химические, биологические канцерогены (вещества от латинского названия cancer — рак). Процесс превращения нормальных клеток в злокачественные называется канцерогенезом. Если человек ничего не предпринимает, то опухоль быстро разрастается, захватывает другие органы и ткани и приводит к мучительной смерти.

На нашей планете все же есть живые существа, которые раком не болеют, вернее рак появляется, но не растет и погибает. Ученые, изучая жизнь морей и океанов, после подводных испытаний ядерных и водородных бомб, обратили внимание, что акулы и киты раком не болеют. После воздействия радиации у них появлялись опухоли, которые моментально обволакивались нормальными клетками, не имеющими кровеносных и лимфатических сосудов. Образуется своеобразная капсула из нормальных клеток в которой опухолевые клетки погибают. В мировом океане насчитывается около 300 разновидностей акул и китов, которые существуют на планете сотни тысяч лет. На протяжении такого времени у них, видимо, сформировались специфические механизмы защиты от опухолей. В настоящее время ученые изучают этот феномен для возможности использования его в лечении рака.

Итак, рак это тяжелая болезнь, но в настоящее время она излечима в 100% случаев у пациентов в 1-й и 2-й стадиях. Что касается больных в 3-й и 4-й стадии, прогноз на жизнь у них практически неблагоприятный. Им можно временно помочь только иногда в плане стабилизации ракового процесса на определенный период времени и улучшить качество жизни.

Поэтому выход у нас один и только один в плане недопущения развития рака в организме. Он очень коварен и на начальных стадиях протекает бессимптомно, а выявить его в ранних стадиях возможно, если регулярно проходить профилактические осмотры в медицинских учреждениях общелечебной сети. И не надо внушать самому себе в первую очередь, что нигде не болит, сильная загруженность на работе и т. д. Это просто банальные отговорки, которые у некоторых могут привести к тяжелым последствиям (раку), когда современная медицина уже не в состоянии помочь. Задумайтесь над этим серьезно! А всего-то надо сделать анализы крови на онкомаркеры, рентгенографию легких, УЗИ органов брюшной полости и забрюшинного пространства, фиброгастроскопию (ФГДС) желудка, колоноскопию толстого кишечника.

И если у врачей, проводивших обследование здоровых людей на медицинских осмотрах, возникают какие-то подозрения, то этот человек попадает в так называемую «группу риска». Эти люди в дальнейшем проходят детальное обследование в онкологических диспансерах страны. Диагностические возможности в онкологических учреждениях позволяют в настоящее время выявить предопухолевые состояния и опухоли малых размеров. Кстати, основная масса опухолей 1-й и 2-й стадии обнаруживается именно при медицинских осмотрах. Наш Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова обладает суперсовременными диагностическими аппаратами для диагностики рака и его распространенности по организму, что позволяет установить диагноз в самых сложных случаях.

В клинико-диагностической лаборатории определяют опухолевые маркеры и опухолеассоциированные белки, опухолевую интоксикацию, определяют чувствительность к лекарственной противоопухолевой терапии и прогноз онкологического заболевания, а также эффективность лечения.

Молекулярно-генетическая лаборатория канцерогенеза специализируется на проведении персонализации, диагностики и лечения пациентов, т. е. подбирается индивидуальная противоопухолевая терапия для конкретного пациента, осуществляется мониторинг лечения и оценка риска возврата болезни, проводится идентификация генов наследственной предрасположенности к развитию онкологического заболевания. Благодаря этой службе мы можем предположить, имеются ли у человека предпосылки к возникновению опухоли и диагностировать новообразование на ранней стадии развития, планировать и проводить индивидуальное лечение в конкретном случае, отслеживать эффективность лечения. В лаборатории изготавливаются также противоопухолевые вакцины.

Изотопная лаборатория с блоком открытых радиоактивных источников позволяет проводить на самом современном уровне обследование онкологических пациентов, определять локализацию очагов патологии, а также получать другие данные для определения стадии развития опухоли, планирования, ведения и контроля специального лечения.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — активно развивающийся метод ядерной медицины. Он позволяет выявить злокачественные образования (до нескольких сантиметров) на ранних стадиях, оценить распространенность опухоли по органам и тканям и оценить эффективность проводимого лечения (живые или уже погибшие опухолевые клетки), выявить рецидивы опухоли. С его помощью возможно целенаправленно проводить лучевую терапию, определять наиболее агрессивные участки опухоли для взятия биопсии.

В рентгеновском отделении функционируют три магнитно-резонансных томографа (МРТ), имеются пять мультиспиральных компьютерных томографов (КТ). Отделение располагает 15 рентгенологическими аппаратами для разнопланового обследования пациентов.

Ангиографический кабинет относится к интервенционной онкологии. В нем проводятся все виды ангиографических исследований, эмболизация и химиоэмболизация опухолей (перекрытие просвета сосуда), радиочастотная аблация (уничтожение) опухолей, все виды стентирования и дренирования.

В эндоскопическом отделении выполняется диагностика предопухолевых и опухолевых образований всего желудочно-кишечного тракта, трахиобронхиального дерева (легких), а также интервенционные эндоскопические манипуляции. Функционирует 7 диагностических кабинетов, оснащенных суперсовременной эндоскопической аппаратурой, позволяющей увеличивать изображение в 90 раз и выполнять виртуальную хромоскопию. Все исследования проводятся под наркозом.

Отделение ультразвуковой диагностики (УЗИ) укомплектовано 8-ю ультразвуковыми системами высокого экспертного класса, обладающими уникальными инновационными технологиями, которые обеспечивают непревзойденный уровень клинической точности и повышают достоверность диагностики злокачественных новообразований.

Из вышеперечисленного становится понятно, что РНПЦ онкологии и медицинской радиологии является самым крупным ведущим онкологическим учреждением в Республике Беларусь, который оказывает полный спектр услуг в области диагностики и лечении пациентов с онкологической патологией. В центре разработаны и применяются уникальные методы лечения, не имеющие аналогов в странах СНГ и мире. Что касается лечебной базы для проведения комплексной и комбинированной терапии, в структуре центра имеется 4 отделения лучевой терапии, 3 отделения химиотерапии и 11 хирургических отделений.

Четыре современных линейных ускорителя Центра позволяют проводить дистанционную, контактную лучевую терапию (когда радиоактивные иглы вводятся прямо в опухоль), «гамма нож» для уничтожения опухолей головного мозга. Также имеется гамматерапевтический аппарат, два комплекса для проведения брахитерапии (контактной), современное оборудование для сеансов гипертермии (лечение при высоких температурах) и фотодинамической терапии (ФДТ). Для лекарственной терапии (химиотерапии) Центр имеет необходимое для лечения количество цитостатиков, таргентных препаратов, гормонов, вакцин и т. д. Кстати, развитие онкологии показывает, что в будущем основным методом лечения опухолей станет медикаментозная терапия.

В Центре проводится радикальное хирургическое лечение с применением уникальных технологий практически при любых локализациях злокачественного процесса. Широко внедрены видеоассистированные операции на различных органах человека с использованием малоинвазивных доступов (видеоассистированные операции — с помощью приборов без разреза кожи). Практически во всех хирургических отделениях выполняются комбинированные, органосохранные, пластические, восстановительные и симультанные операции (когда одномоментно выполняются оперативные вмешательства у больных раком желудка, пищевода, легкого с конкурирующими заболеваниями сердца).

Впервые в Республике Беларусь в 2011 году в Центре выполнены аутотрансплантация легкого и почки после удаления опухоли. Широко внедрены методы пластической хирургии рака трахеи и пищевода. По праву можно сказать, что Центр стал пионером в бывшем Советском Союзе в разработке пластической и реконструктивной хирургии в онкологии. В Центре проводятся операции с сохранением конечностей, в том числе и с первичным восстановлением кости и эндопротезированием крупных суставов. Выполняются реконструктивно-восстановительные операции при опухолях головы, шеи, позвоночника, гортани, носа, мягких тканей полости рта, языка, молочных желез, у больных с колоректальным раком, при формировании нового мочевого пузыря из кишечника после его удаления, расширенных и комбинированных операциях у женщин при злокачественных опухолях гениталий. На современном уровне проводятся операции по поводу удаления поджелудочной железы с опухолью, резекция печени различного объема.

Я только частично охарактеризовал разнообразие операций, выполняемых в нашем Центре. Вообще же здесь используется большой набор различных вариантов комплексного комбинированного лечения, которые строго по показаниям в индивидуальном порядке проводятся конкретному пациенту.

Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова занимает одно из ведущих мест в странах СНГ, а по некоторым позициям — и в мире. Как следствие, на базе нашего Центра проходят стажировку врачи из стран СНГ (Россия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Кыргызстан) и стран Ближнего Востока. О популярности Центра свидетельствует и тот факт, что на лечение к нам едет большое количество пациентов как с ближнего, так и дальнего зарубежья. Считаю, что нашим гражданам, имея у себя в стране уникальную возможность лечиться на уровне мировых стандартов, бессмысленно ехать лечиться за границу, пустая трата денег.

Мы, медики, в своей работе решаем, в основном, тактические задачи. Вряд ли мы имели бы такие возможности в диагностике и лечении онкологических пациентов в Республике Беларусь, если бы Президент нашей страны А. Г. Лукашенко не реализовал многоплановую стратегию относительно здравоохранения. Что я имею в виду? Во-первых, только благодаря А. Г. Лукашенко построено большое количество современных, не уступающих мировому уровню, зданий для лечебных учреждений. Только в нашем Центре за последнее время построено пять специализированных комфортабельных зданий и реконструировано еще 3 корпуса. Во-вторых, только благодаря Президенту медицина получила большое количество суперсовременной диагностической аппаратуры и тяжелой лечебной техники для обследования и лечения пациентов.

Выше я уже отмечал, какое в Центре имеется количество высококачественной аппаратуры. В-третьих, наши сотрудники, в разное время, за счет государства могли пройти стажировку в ведущих медицинских центрах мира. В настоящее время они плодотворно работают и обучают медицинских работников, приехавших к нам из других стран. Онкология — очень затратная область не только в медицине, но и в стране. Лекарственные препараты различных групп и классов стоят огромных денег. Президент решил и эту проблему. Фармацевтическая промышленность перестроилась и стала производить большое количество цитостатиков, гормонов, иммуномодуляторов и т. д. Выпускаемые в стране препараты, аналоги импортных, намного дешевле, а по эффективности в плане лечения не уступают импортным.

Итак, все мы должны понять и усвоить, что за наше здоровье мы несем ответственность в первую очередь перед самим собой, своей семьей, обществом. Не пошел на медицинский осмотр один раз, второй, а в организме появилась опухоль, и человек об этом не знает. Опухоль постепенно съедает организм, нарастают симптомы интоксикации, становится тяжело жить и работать. Пациент идет к врачу, а там уже далеко зашедший рак, который виден врачу невооруженным глазом. И делать что- то уже поздно из-за небрежного отношения к своему здоровью. Я не запугиваю, а предупреждаю, какая может сложиться жизненная ситуация.

Семья тоже страдает — морально, материально, физически от горя, которое пришло к ним. Человек работал, приносил пользу, был востребован в коллективе, а из-за равнодушного отношения к своему здоровью становится инвалидом. Общество должно его содержать, давать группу инвалидности... Фактически человек сам довел себя до такого состояния, не следил за состоянием своего здоровья. А ведь государство могло потратить эти деньги на строительство школ, учреждений и другие полезные для людей объекты, а также на улучшения благосостояния общества.

Люди! Меняйте отношение к своему здоровью и будьте более организованы и ответственны!

Я проработал в онкологии около 50 лет, из них 32 года в должности заместителя директора по лечебной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова. Становление, развитие онкологической службы республики проходило на моих глазах и при моем участии. Выраженный контраст того, что было раньше и каких высот достигла онкология к настоящему времени в Республике Беларусь, способствовал появлению у меня мысли о создании музея онкологической службы в нашей стране. Создание музея такого профиля является первым проектом в стране и на постсоветском пространстве.

Статистика говорит, что к 2030 году каждый 25-й житель Беларуси будет заболевать раком. Такая тенденция характерна для большинства стран мира. Актуальность музея на современном этапе обусловлена постоянным ростом заболеваемости населения Беларуси злокачественными новообразованиями и в то же время все более расширяющимся в обществе пониманием, что сегодня «рак — не приговор, а диагноз, серьезный и опасный». При обсуждении моей идеи о создании такого музея на базе Центра с его директором, профессором, доктором медицинских наук Сергеем Львовичем Поляковым, врачами, работающими длительное время в онкологии, была поддержана целесообразность и необходимость осуществления этого проекта. Я доложил Министру здравоохранения республики Беларусь Дмитрию Леонидовичу Пиневичу и губернатору Минской области Александру Генриховичу Турчину (Центр находится на территории Минского района) об идее создания музея онкологической службы Республики Беларусь. Они поддержали предложение и обещали всяческую помощь в создании музея и реконструкции здания для него. Также обсудил эту идею с губернатором Гродненской области Владимиром Степановичем Караником, долгое время работавшим в онкологии и хорошо знающим эту службу, который подтвердил, что такой музей нужен и он будет способствовать его созданию. Кстати, Гродненская область уже оказала посильную спонсорскую помощь для реконструкции здания будущего музея.

Исходя из социальной значимости проблемы, представляющей собой серьезную угрозу для демографической безопасности страны, создаваемый музей будет ориентирован на широкую аудиторию. Естественно, что реконструкция здания и создание его внутреннего интерьера будут вестись на спонсорские деньги. Поэтому онкологи обращаются ко всем руководителям учреждений и просто гражданам нашей страны оказать, по возможности, спонсорскую помощь в этом благородном мероприятии.

Таким образом, музей станет информационно-образовательным ядром комплексного представления об истории и современном состоянии онкологической помощи, формировании привлекательного имиджа отечественного здравоохранения, воспитания у молодого поколения чувства гордости, патриотизма и желания укреплять, сохранять и приумножать многолетние традиции и достижения онкологической службы во благо здоровья народа.

Заслуженный врач Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Сергеевич МАВРИЧЕВ

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.