Вы здесь

В Белгосфилармонии пройдет концерт «День Лютера. День Реформации»


В этот день весь европейский мир отмечает знаковый юбилей — 500-летие Реформации. Именно в этот день полтысячи лет назад, Мартин Лютер, не в силах мириться с несправедливостью, которая царила в католической церкви — инквизицией, индульгенциями и другим, — прибил на дверь местной церкви свои знаменитые 95 тезисов. В них говорилось, в частности, что только Библия является первичной книгой для изучения законов Божьих, что оправдаться можно верой, и что благодать покрывает многие слабости обычного человека. В результате этого смелого поступка поднялась целая волна Реформации, которая в свое время охватила и наши земли, став катализатором развития просветительства на территории Беларуси.

Именно сегодня по случаю знакового юбилея в Белорусской государственной филармонии состоится концерт «День Лютера. День Реформации», посвященный 500-летию белорусской Библии и книгопечатания и 500-летию Реформации. Корреспонденты «Звязды» встретились с автором проекта и дирижером Алексеем ФРОЛОВЫМ и поговорили с ним о том, как Реформация повлияла на нашу историю и какое наследие нам оставила.


Автор проекта «День Лютера. День Реформации» Алексей Фролов.

— 31 октября 1517 года числится началом европейской Реформации. В тот день знаковые события начались в Германии. Насколько правильно белорусам присоединяться к такому празднованию?  

— Правильно, потому что это праздник, который выходит за пределы немецкой истории и культуры настолько, что охватывает весь мир. Тот день — символическое начало активной фазы Реформации: внутрицерковной, внутриобщественной дискуссии в немецком народе и в христианской общине в целом. Именно эта дата, личность Лютера, само явление захватили не только умы и души немцев — в то время они волновали и все другие христианизированы нации. Подобные процессы происходили в Италии, мы знаем деятельность знаменитого Савонаролы и других просветителей, которые были своего рода будителями. Был интересный факт в истории XV века — Реформация могла произойти в Италии, сам Ватикан мог оказаться реформированным!.. Цивилизационная ширь, которую охватили лучи Реформации, — это весь земной шар. Ее идеей было возвращение к раннехристианским основам и формату церкви. Это идеи, которые и через века живут и распространяются по всей земле, как и само Евангелие. В этом смысле она, конечно же, касается и белорусов. Ведь мы были в первом круге, в первом, самом центральноевропейском ареале процессов Реформации. Случайно и неслучайно совпали эти две даты в 1517 году — немецкая и белорусская. Поэтому мы и отражаем это в музыке — концертом в начале года и тем, что произойдет сейчас. Мы будем сравнивать события, сравнивать эти хронологические пункты.

— Я слышала мнение, что Скорина мог встречаться с Лютером и последний повлиял на него своими идеями, вдохновил на издание Библии. Однако получается, что Скорина опередил Лютера на три месяца!  

— Фактология этих событий немного разная. Скорина печатает именно книги Библии, начиная с Псалтири. Лютер начнет заниматься Библией для немецкого народа через несколько лет: когда будет в бегах и ему предоставит убежище курфюрст Саксонии в своем замке в Варбурге. Там он спокойно, тихо, будто в своеобразном монастыре, под крылом великого князя, монарха своей земли, будет заниматься переводом и подготовкой немецкоязычной Библии — она ​​станет основой для объединения немецких земель и народа в одно, создания немецкой нации. Благодаря Библии Мартина Лютера была создан литературный немецкий язык. А в 1517 году он занимался именно постановкой важных для тогдашнего общества и церкви вопросов — и объявил свои 95 тезисов.

— Вы сказали, что Библия Лютера способствовала формированию немецкой нации. Как думаете, а способствовала ли Библия Скорины формированию белорусской нации? Ведь иногда доводится слышать, что в те времена и не оценили должным образом дело нашего первопечатника, почти и не заметили...

— 10 000 экземпляров Библии, вышедших в Праге, — это большое количество. Тем более это не 10 000 читателей — нужно учесть семьи, можно сказать, что такое количество домов имело Библию на родном языке. Она была понятной — близкой к старобелорусскому языку. Он упростил церковнославянский — и это был первый шаг к белорусизации Библии. Безусловно, это был огромный шаг в создании народа и того, чтобы позже историки назвали XVI век золотым веком Беларуси. Естественно, изменения в обществе — это процесс, в котором задействованы тысячи людей. Однако есть некоторые моменты, дни «Х» истории, которые позже и отмечаются. 

Репетиция государственного камерного хора под руководством Натальи Михайловой.

— Лютер, Скорина стремились популяризировать Библию. А вы организовываете концерт, посвященный этим просветителям. Скажите, насколько музыка пригодна и способна ли она вообще популяризировать Евангелие?  

— Если музыку определенного содержания, тематики (априори христианскую) нести с евангельским содержанием внутри, сопровождать комментариями, некоторыми пояснениями, определенными актуализациями в наше время, тогда она, безусловно, будет выполнять первичную, задуманную авторами роль такого проповедника, посредника для души. Ведь слово — это интеллектуальная субстанция. А музыка — субстанция эмоциональная. Если две эти составляющие смешаны вместе, — получается такой святой «замес». На концерте 31 октября мы исполним реформаторскую симфонию Мендельсона, которая раньше никогда не исполнялась в Беларуси. В финале этого произведения звучит хорал Мартина Лютера. Таким образом, композитор, по сути, проповедовал идеи Лютера, он будто подписывался под идеями великого реформатора, создавая эту симфонию, музыкой выстраивая бурные события, связанные с Лютером, с тем, как упорно и тяжело он пробивался через опасности, ожидавшие его на пути реформации.

— Расскажите о «Любчанской находке», которая будет исполнена на концерте, — как удалось ее отыскать?

— Подобные же духовные процессы, как и в Германии, происходили и в нашем государстве — Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, где Реформация довольно быстро охватила верхние сословия и горожан. Горожане активно интересовались христианскими дискуссиями, а аристократы щедро жертвовали свои средства и время на евангелизацию страны. Самой прекрасной и светлой фигурой своей эпохи здесь стал князь Николай Радзивилл Чёрный — черный только своей бородой. Именно он стал меценатом издания всем известного «Катехизиса» Симона Будного и первых нотных печатей во всем нашем регионе Европы, фрагмент из которых прозвучит в сегодняшнем концерте — Берестейского и Несвижского канционалов (1558, 1563). Их вернула в современную белоруску. реальность доктор искусствоведения, профессор Ольга Дадиомова. Третьим нашим нотным сборником стал также евангелических песенник — канционал, изданный в Вильно (1598), а четвертым — в местечке Любча (1618-1621) в замковой типографии магнатов Кишка. Вот он и будет сегодня представлен впервые после почти 400-летнего забвения. Сборник был обнаружен несколькими исследователями: в Вильнюсе музыковедом из Молодечно Порецкой, а позднее нами в Кракове.  Основательное исследование проводил музыковед из Гродно Алексей Солодухин с помощью исследователей Любчанского замка Натальи Куц и Андрея Шулаева, которые привезли его фотокопию. Старопечатей больше, чем рукописей, — они могут находиться сразу в нескольких местах. Сама же музыка сборника в значительной степени связана с чешской, польской и немецкой протестантской традицией и с белорусским наследием тоже.

— Что можно рассказать об этом произведении?

— Канционалы — это литургический сборник, где есть религиозные тексты и песни. Он издан уже по-польски. Ведь польский язык в то время все больше занимал географический ареал. И на тот момент был первичным не вопрос языка, а конфессии — что она утверждает, чему учит? Поэтому важно было выдать его на языке, имевшем наибольший простор. На концерте произведение прозвучит, естественно, на белорусском языке.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

nina@zviazda.by

Фото Надежды БУЖАН

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.