Вы здесь

Кто проследит за качеством реставрации в Раковском предместье?


В историческом центре Минска скоро начнется реставрация. В 2017 году будут проведены работы в Раковском предместье. Заказчиком по всем проектам выступает коммунально-унитарное предприятие «Мінская спадчына». В 2013 году «Звязда» уже писала о другом здании в центре, оно находится по адресу Революционная, 28, к которому имело отношение упомянутое учреждение. В то время решением Министерства культуры работы на объекте были временно приостановлены, из-за того, что не соответствовали реставрационным нормам (и были продолжены после исправления строительных погрешностей). Можно ли быть уверенным, что в организации учли прошлые ошибки и на этот раз восстановление проведут на должном уровне?


Улица Раковская.

Уже ведется работа по разработке проекта восстановления части территории Раковского предместья в пределах бывшей улицы Завальной (Романовской Слободы) и Раковской. Здесь планируется реставрировать три постройки, имеющие статус историко-культурной ценности, в том числе здание обойной фабрики. Одним из основных объектов реконструкции станет также здание хлебозавода №1.

С проектами уже имела возможность ознакомиться старший научный сотрудник отдела архитектуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Ирина БАЛУНЕНКО. Она отметила:

- Часто приходится сталкиваться с тем, что определенную среду (руководствуясь вполне благими намерениями) дополняют утерянной застройкой. Однако согласно с Венецианской хартией, принятой в 1964 году, реставрация прекращается тогда, когда начинается гипотеза. Часто в процессе создания этой среды создается псевдоисторическая стилизация... Мне очень понравилась концепция реконструкции Раковского предместья. Но если принесли уже архитектурный проект, стало очевидным - то, что на эскизе предполагалось как современная застройка (тактичная, которая гармонирует с окружением), было заменено имитациями зданий архитектуры конца XИX - начале XX веков, естественно, меньше качественными даже с художественной точки зрения. Благое намерение сохранения среды отразилось, в некотором смысле, в фальсификации истории. Так как эти участки в конце XІX - начале XX века выглядели немного иначе. Проблема в том, что международных норм, которые установили ЮНЕСКО, Международный совет по сохранению памятников и достопримечательностей, у нас не всегда придерживаются. На мой взгляд, соответствие этим документам должно иметь не рекомендательный, а обязательный характер.

Корреспондент «Звязды» обратилась к главному инженеру «Мінскай спадчыны» Михаилу ЖИХУ. Было неожиданно услышать, что соответствовать международным нормам, по его мнению, белорусским реставраторам не обязательно. Мол, мы имеем не такую богатое историко-культурное наследие, как наши зарубежные соседи. Но даже человеку, не искушенному в восстановительных работах, очевидно, что, если имеешь мало - сохранить это еще более важно.

- Сравнивать наше культурное наследие с тем богатством, что имеют другие страны, немного некорректно, - считает Михаил Жих. - Беларусь пострадала как никакая другая страна. Нормы Венецианской хартии были прописаны для совсем других регионов. Хартия - мертвый документ. Ее постулаты - это основа - но диалектика жизни требует иного. Для любых документов действительность подсказывает свою корректуру, вносит изменения. Это зависит от степени сохранности памятника, его физического, морального и другого «старения». Поэтому при требовании аутентичности можно много о чем разговаривать. Какая аутентичность - материальная, духовная, предметная? .. Иногда аутентичность бывает просто образной.

Такое мнение одного из руководителей организации, которая занимается управлением недвижимостью и одновременно выступает заказчиком восстановления исторического центра столицы, заставляет беспокоиться. Не получим ли мы еще несколько хорошо отремонтированных домов вместо атмосферных построек, которые самой своей стилистикой много о чем говорят небезразличному горожанину? Начальник отдела по охране историко-культурного наследия управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси Наталья Хвир пообещала, что, если нарушения норм реставрации будут замечены, виновных накажут:

- Совет при Министерстве культуры должен отслеживать, соответствует ли проектное решение тому, что на самом деле происходит на здании, которое имеет статус историко-культурной ценности. Министерство вместе с Мингорисполкомом проводит обзоры на объектах, в том числе выдает предписания о приостановке работ, если нарушаются нормы. Нарушители привлекаются к административной ответственности. Если будут замечены нарушения при реставрации исторического центра столицы, виновные будут привлечены к ответственности.

Как видим, это история только начинается. Пока не ясно, планируется ли исправлять ошибки, допущенные в архитектурном проекте? Многое зависит и от неравнодушия общественности. Если нам самим не все равно, что происходит с сердцем белорусской столицы, другие также будут относиться к нему более бережно.

Ирина Балуненко замечает:

- Надо более внимательно следить за сохранностью памятников историко-культурного наследия в сельской местности. Наказывать за нарушение их целостности. С этим мы часто сталкиваемся в сакральной архитектуры - в деревенских храмах сносят определенные аутентичные элементы и ставят конструкции, которые раньше никогда не существовали. Даже в полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви самовольно заменили купол XIX веке на современную «луковицу». Это создало даже на международном уровне большие проблемы. Сегодня, к сожалению, за такой вандализм никто не наказывает и на прежние места утраченные ценности не возвращает. Историческая достоверность и художественная ценность памятника получается разрушенной, но виновных не привлекают к ответственности. Глядя на это, и другие соблазняются делать не совсем честную реставрацию.

Нина Щербачевич

nina@zviazda.by

Название в газете: Архітэктурнае сэрца сталіцы

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.