Вы здесь

Еще немного, и отпадет потребность в школах для глухих


Ежегодно в Республиканском научно-практическом центре оториноларингологии обследуются и получают лечение около 4 тысяч взрослых и детей, выполняется около 5 тысяч операций. Ежедневно в трех операционных проводится до 20 операций, ряд которых уникальные для страны. Современное оборудование позволяет получить доступ во все отделы уха, горла и носа. Применяется главным образом общая анестезия, однако в некоторых случаях возможна и местная — например, для проверки слуха непосредственно на операционном столе.


Молодой хирург Анна КУПРИЯНОВА отрабатывает ведение операции на среднем ухе — в дальнейшем она будет заниматься именно такой патологией.

В кабинете, где начальный обзор взрослых и детей проводит заведующий приемным отделением Дмитрий Мальцев, — все, что нужно для диагностики заболеваний уха-горла-носа — тимпонаметр, риноманометр... В обычной поликлинике такого не встретишь, а для учреждения здравоохранения четвертого уровня это необходимость. Направленным сюда со всей страны пациентам требуется углубленное обследование. Обнаружили тугоухость? При некоторых ее видах подбирается слуховой аппарат.

— По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году ожидается рост количества людей с нарушением слуха — до 20 — 30 процентов от всей численности населения. Поэтому коррекция слуховых нарушений различными способами остается актуальной, — объясняет заведующая отделением слухопротезирования Светлана КОЗЛОВА. — Хорошие результаты показывает коррекция нарушений как средней, так и тяжелой степени с помощью цифровых слуховых аппаратов иностранного производства, приобретаемых в стране за бюджетные средства. Специальная техника позволяет нам осмотреть состояние среднего уха, измерить исходный уровень звукового давления барабанной перепонки, а системный программатор помогает настроить слуховой аппарат. Подбором, настройкой, оценкой эффективности коррекции слуховых аппаратов, адаптацией пациентов к протезу занимается сурдопедагог. Наше отделение ежегодно выдает около 800—900 заключений на получение слухового аппарата взрослым и около 150 — детям...  

Статистика свидетельствует, что у 1—2 младенцев на 1000 есть нарушения слуха, — это генетика. Однако есть и много других причин у такой патологии. Все чаще нарушения звуковосприятия начали встречаться в последнее время у молодых. Преждевременное развитие патологии связывают в том числе со злоупотреблением наушниками-затычками. Хотя объективно с возрастом, начиная лет с 45, так или иначе происходят изменения на уровне внутреннего уха, нарушается разборчивость речи. Состояние прогрессирует быстрее, если у человека есть такие заболевания, как артериальная гипертензия, сахарный диабет.

Ранний аудиоскрининг, когда еще в роддоме обнаруживают проблему со слухом, начался в нашей стране с 2008 года. Таких детей дополнительно обследуют и после выписки из роддома. Вместе с тем проблему нередко первыми замечают родители, настороженные тем, что малыш не реагирует на звуки, не произносит в годик простую фразу типа «мама, дай!». На это обратила внимание и мама двоих дочерей Екатерина. Ни у нее, ни у мужа, ни у других родственников никакой слуховой патологии нет. А вот у обоих детей — 5-летней Софии и 4-летней Полины — глухота. Первый раз семья приехала из Мозыря в центр оториноларингологии на обследование три года назад. Девочкам поставили диагноз, провели операцию, которая называется «кохлеарная имплантация». Сейчас на ушках девочек можно видеть специальные приспособления, при помощи которых они слышат! 

Вот так выглядит «искусственное ухо» — силиконовый протез.

Имплантат перекодирует звуки в электрический сигнал, передает на магнит, и установленный в улитку электрод стимулирует слуховой нерв. Поэтому основным показанием для подобной операции является сохранение функции слухового нерва. Слышать с помощью слухового имплантата можно с той же громкостью и интенсивностью, с которой слышим все мы. Хотя сам звук все-таки немного изменен. Как говорят взрослые, когда-то потерявшие слух и которым есть с чем сравнивать, — в таком звуке ощущается какой-то металлический оттенок. Поэтому к чужеродному телу в любом случае нужно приспособиться, а детям (тем более тем, которые от рождения лишены слуха) требуется специальное обучение. Занимаются всем этим инженер по наладке кохлеарных имплантатов, сурдолог и аудиолог. После подключения аппарата ребенка знакомят с миром звуков, помогают отличить, что называется, дыхание соседа от звуков на улице. Постепенно можно научить различать слова, а затем ребенок начинает и разговаривать.

Сурдопедагог детского оториноларингологического отделения Елена Мельникова просит Полину назвать животных, изображенных на карточках. Девочка прекрасно справляется с задачей. Ее голосок звучит так, что о наличии аппарата не догадаешься. Как придет время, девочки пойдут в школу. София уже занята соответствующей подготовкой, знает буквы.

А на индивидуальные занятия по речи с Гродненщины приехали мама с 4-летним Дениской. У него моторная алалия — первый уровень речевого развития. «Сначала мальчик не имел зрительного контакта, не реагировал на прикосновение, в его словарном запасе было всего несколько звукоподобных слов, — объясняет учитель-логопед психоневрологического отделения, главный внештатный учитель-дефектолог Минздрава Беларуси Елена ДОЛДОВА. — Мы работаем сейчас над тем, чтобы через месяц занятий Дениска усвоил несколько существительных, глаголов и мог сформировать короткую фразу. Вообще при речевых нарушениях мы берем детей с 3,5 до 18 лет».

С 2010 года детям с отсутствием ушных раковин или с грубыми нарушениями их развития в научно-практическом центре делают экзопротезирование силиконовыми протезами на титановых опорах. Слепок имплантата со здорового ушка или из уха мамы или папы выполняет специалист-анапластолог. Во время пластики ушной раковины одновременно проводится и коррекция слуха — аудиолог подключает звуковой процессор. Минимальный возраст выполнения такого вмешательства — шесть лет при определенной физиологической зрелости организма. По мере роста ребенка, примерно каждые пять лет, имплантаты необходимо менять. 70 детей со всей страны перенесли подобные вмешательства, получили возможность пойти в школу и ничем не отличаться от сверстников.

Любой хронический отит — показание к хирургическому лечению. Бывает, что повреждена только барабанная перепонка. Тогда участки замещают различными аутотрансплантатами. Если же есть кариес кости — она ​​разрушается, то устанавливают эндопротезы слуховых косточек и система звукопроведения восстанавливается. Используется при таких вмешательствах белорусская разработка титановой пластины (титан обладает наилучшими качествами звукопроведения).

— Мы стремимся к тому, чтобы в стране не существовало школ для глухих детей, — а пока их около десятка, — замечает директор РНПЦ оториноларингологии, кандидат медицинских наук Николай ГРЕБЕНЬ. — Поэтому нашей первой научной разработкой стало создание реестра детей глухих и с ослабленным слухом. Системой аудиологического скрининга охвачено сейчас около 80 процентов населения — все роддома имеют аппараты для раннего выявления нарушений слуха у новорожденных. Ведь понятно: чем раньше начать реабилитацию, тем лучше станет социальная адаптация. Дети с нарушениями слуха заносятся в реестр, согласно которому потом выполняются хирургические вмешательства — кохлеарные имплантации. 

На приеме у заведующей отоларингологического отделения для детей Марины МАЙСЮК — 6-летняя Даша из Брестской области. У девочки — повреждение барабанной перепонки.

Инновационной разработкой центра стали методы лечения синдрома обструктивного апноэ сна. Лет пять назад для борьбы с внезапным прекращением дыхания во сне проводилось очень примитивное и малоэффективное вмешательство. С тех пор специалисты разработали целую систему диагностики храпа. Чтобы выяснить, не угрожает ли он жизни, проводится интересная диагностика с помощью полисомнографа, который обнаруживает количество остановок дыхания. Пациенту приходится спать непосредственно в стационаре с большим количеством датчиков. Во время наблюдений выясняются иногда неизвестные самому храпуну детали его хронического недосыпа. Некоторые не спят — и не догадываются об этом! — около 4 часов из 8!

«Неравномерный сон, и это давно доказали ученые, нарушает кровоснабжение головного мозга, человек не отдыхает, из-за чего... спит днем ​​— за рулем, на заседаниях и т д., — уточняет начальник научно-исследовательского отдела, кандидат медицинских наук, доцент Юлия ЕРЕМЕНКО. — В нашем центре удается установить, где прячется причина проблемы: в носу, глотке или под глоткой? Сколько раз останавливается дыхание? В зависимости от этого выполняется соответствующая операция. Освоили подобные операции и хирурги в областях. На бесплатной основе осуществляются только те, что действительно связаны с угрозой гибели».

В центре выполняются все слухоулучшающие операции, которые только могут существовать в мире. Беларусь является здесь лидером среди стран СНГ. Не так давно открылся на базе учреждения образовательный центр, где на платной основе обучаются иностранные специалисты: приезжали коллеги из Грузии, России, Украины, Австрии для освоения навыков хирургической имплантации.

Светлана БОРИСЕНКО

protas@zviazda.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.