Вы тут

​Не простое поздравленье


Доцент кафедры теоретического и славянского литературоведения БГУ, кандидат филологических наук, литературовед, мифолог, фольклорист Славяна вот уже более 30 лет коллекционирует новогодние, рождественские и колядные открытки. Сегодня их у неё уже около 800. Большая часть — советские (изданные в Москве) и белорусские. Но есть и из Украины, Польши, Литвы, Болгарии, Франции, Германии, Италии, США и некоторых других стран.


Родом из детства

— Всегда очень любила Новый год и всё, что с ним связано: украшение ёлки и дома, колядные гадания, подарки, — делится Славяна Вячеславовна. — А увлечение филокартией началось лет в семь. Помню, накануне Нового года мы рассматривали открытки с поздравлениями, пришедшие от родственников и знакомых, и я сказала: «Они очень красивые, их жалко выбрасывать». Тогда мама (Татьяна Ивановна Шамякина — профессор БГУ, доктор филологических наук. — прим. автора) объяснила суть коллекционирования. И я тут же решила: отличная мысль, буду собирать новогодние открытки. С тех пор увлекаюсь филокартией. Жаль, что в наши дни совершенно прервалась традиция присылать поздравительные открытки по обычной почте. На мой взгляд, получать их гораздо приятнее, чем электронные файлы.

Новогодние, колядные, рождественские

По словам Славяны Шамякиной, открытки, связанные с зимними праздниками, можно поделить на новогодние, колядные и рождественские.

У новогодних — чисто «светское» содержание. Как известно, в СССР был период, когда на некоторое время запретили праздновать Рождество, Коляды и даже Новый год. Однако позже, видимо, поняв, что тяга к коллективным обрядовым действиям — в природе человека и неистребима, решили вернуть Новый год, но без связи с религией. Забавно, что при этом частично на основе старой, частично заново сформировалась современная новогодняя мифологическая образность. Так, образ Деда Мороза восходит, в частности, к таким древним славянским мифологическим персонажам, как Морозко, Зюзя, Карачун, другим духам или божествам — олицетворениям зимы, которые могли быть как добрыми, так и жестокими по отношению к людям. Современный Дед Мороз — добрый дедушка, раздающий подарки, — только частично совпадает с ними. Как и Снегурочка, которая в традиционной народной культуре не приходится внучкой Деду Морозу. В народных сказках она — ожившая ледяная скульптура, которую слепили бездетные дед и баба (данный фольклорный сюжет изображён на открытке художника В. Блинова).


Животные на новогодних открытках имеют связь с обрядом колядования: как известно, во время его проведения участники переодеваются в костюмы козы, медведя, петуха и др. А вот образ мальчика — персонифицированного Нового года — чисто советского происхождения: его можно встретить на открытке художника В. Зарубина, где он предводительствует целой компанией снеговиков, тоже типичных героев новогодних открыток.

На новогодних открытках часто изображают различную новогоднюю атрибутику: украшенные ёлки или ёлочные шары, гирлянды, подарки, угощения и напитки, бенгальские огни, а также то, что связано с зимой — снежинки, занесённые снегом домики.

 

На колядных открытках обычно изображают атрибуты народного мифологизированного праздника Коляды, который отмечался древними славянами в день зимнего солнцестояния и был посвящён, в первую очередь, Солнцу и плодородию. Соответственно, на подобных открытках изображают сам обряд колядования и его участников в костюмах животных. Также, к примеру, могут быть нарисованы традиционные народные колядные блюда: каша кутья, блины и оладьи (эти блюда символизируют как раз плодородие и Солнце) с надписями вроде «З Калядкамі — добрымі святкамі, блінамі ды аладкамі!»

Рождественские открытки непосредственно связаны именно с христианским религиозным праздником — Рождеством Иисуса Христа. На них традиционно изображаются различные библейские сцены, связанные с рождением Христа в яслях среди животных, подношением ему даров волхвами. Также могут быть нарисованы ангелы и храмы (например, изображение Борисоглебской церкви в Гродно).

Самые дорогие и любимые

— Самая необычная открытка в моей коллекции — это, пожалуй, работа художника Д. Денисова 1964 года, на которой некие туристы или геологи празднуют Новый год во время похода в лес — никогда больше не встречала подобного сюжета ), — отмечает Славяна Шамякина. — Встречаются среди новогодних открыток весьма нестандартные переосмысления типичных персонажей. Так, если обычно Дед Мороз и Снегурочка едут дарить подарки на санях, запряжённых тройкой лошадей, как, например, у художника П. Чернышёва ( то у художника А. Тарасова летят на НЛО а у К. Андрианова — на ковре-самолёте.

Есть открытки, на которых новогодние персонажи заняты довольно необычными делами: например, у художника Ю. Ясюкевича Дед Мороз ловит Золотую рыбку (чтобы она помогала ему исполнять желания детей? — На советских открытках чаще всего изображался Московский Кремль, Спасская башня с часами-курантами, однако существует белорусская открытка, где нарисован обелиск на площади Победы в Минске Довольно редкие сюжеты на новогодних открытках — изображение сцен застолья или танцев взрослых людей В Швейцарии была выпущена открытка, на которой в качестве новогоднего сюжета использована картина М. Шагала Самые старые открытки, которые у меня есть — 1954 и 1956 годов. Вероятно, самая дорогая из купленных мной открыток — рождественская с изображением ангела и эффектом «глубины»: изображение на ней меняется под разными углами зрения.

Очень красивыми считаю открытки художника К. Андрианова в стилистике палехской росписи самые милые и симпатичные — художника В. Зарубина с изображениями различных сказочных персонажей и зверей. Одна из наиболее любимых с детства — с изображением Снегурочки в необычном для неё зелёном платье художницы О. Юрасовой

О чём может рассказать открытка?

Кроме информации об обрядах, образах и атрибутах Нового Года, Коляд и Рождества, подобные открытки могут дать представление о том, как менялась мода, стили в искусстве, культурная ситуация в различные исторические периоды. Так, открытки 1950-х годов весьма яркие, красочные, с разнообразием сюжетов, их сменяют к концу этого десятилетия и, особенно, в 1960-е годы минималистичные, довольно скучные и однообразные. Ситуация начинает меняться к лучшему с 1970-х годов. Появляются новые сюжеты и виды открыток — например, приглашения на ёлку. Любопытно, что некоторые открытки имеют связь с конкретными знаковыми событиями тех лет, когда их издавали. Например, у меня есть открытка 1961 года, посвящённая первому полёту человека в космос, открытка 1976 года, приуроченная к строительству Байкало-Амурской магистрали, 1978 года — накануне Московской Олимпиады с изображением олимпийского мишки. Находит своё отражение и стремление СССР к научно-техническому прогрессу: на открытках 1980-х часто встречаются роботы. С 1980-х гг. появляется намного больше открыток с надписями на белорусском языке. В это же время начинают создаваться колядные открытки, а с 1990-х возвращаются и рождественские.

Очень модными стали сейчас открытки с готовыми новогодними пожеланиями и различными дополнительными надписями. Хотя одна подобная была у В. Зарубина в 1986 году — с песней «В лесу родилась ёлочка». Появились открытки необычных форм — например, круглые или такие, на которых, помимо изображения, есть ещё объёмные элементы: различные стразы, ленточки, отдельно вырезанные детали из картона и т. п. Новый вид открыток, которых не было в советские времена, — с изображением животных года по восточному календарю. Ещё одно нововведение — открытки-письма Деду Морозу.

Ольга Поклонская

Фото из архива Славяны Шамякиной

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Дыета ад хандры. Што жаваць, каб не перажываць

Дыета ад хандры. Што жаваць, каб не перажываць

«Сумныя» прадукты — прэч з халадзільніка!

Грамадства

«Сталінскі праспект мы называлі брадвеем». Як і чым жылі беларускія стылягі

«Сталінскі праспект мы называлі брадвеем». Як і чым жылі беларускія стылягі

Пасля смерці Сталіна «жалезная заслона», якая аддзяляла Савецкі Саюз ад навакольнага свету, прыадчынілася.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

АВЕН. Неабходна будзе сканцэнтраваць намаганні на рабоце.

Грамадства

Прынцып Інэсы Караткевіч: цаніць кожную хвіліну

Прынцып Інэсы Караткевіч: цаніць кожную хвіліну

«Ні разу не пашкадавала, што прыйшла працаваць у такую ўнікальную структуру, як спажыўкааперацыя»