Вы тут

​Не простое поздравленье


Доцент кафедры теоретического и славянского литературоведения БГУ, кандидат филологических наук, литературовед, мифолог, фольклорист Славяна вот уже более 30 лет коллекционирует новогодние, рождественские и колядные открытки. Сегодня их у неё уже около 800. Большая часть — советские (изданные в Москве) и белорусские. Но есть и из Украины, Польши, Литвы, Болгарии, Франции, Германии, Италии, США и некоторых других стран.


Родом из детства

— Всегда очень любила Новый год и всё, что с ним связано: украшение ёлки и дома, колядные гадания, подарки, — делится Славяна Вячеславовна. — А увлечение филокартией началось лет в семь. Помню, накануне Нового года мы рассматривали открытки с поздравлениями, пришедшие от родственников и знакомых, и я сказала: «Они очень красивые, их жалко выбрасывать». Тогда мама (Татьяна Ивановна Шамякина — профессор БГУ, доктор филологических наук. — прим. автора) объяснила суть коллекционирования. И я тут же решила: отличная мысль, буду собирать новогодние открытки. С тех пор увлекаюсь филокартией. Жаль, что в наши дни совершенно прервалась традиция присылать поздравительные открытки по обычной почте. На мой взгляд, получать их гораздо приятнее, чем электронные файлы.

Новогодние, колядные, рождественские

По словам Славяны Шамякиной, открытки, связанные с зимними праздниками, можно поделить на новогодние, колядные и рождественские.

У новогодних — чисто «светское» содержание. Как известно, в СССР был период, когда на некоторое время запретили праздновать Рождество, Коляды и даже Новый год. Однако позже, видимо, поняв, что тяга к коллективным обрядовым действиям — в природе человека и неистребима, решили вернуть Новый год, но без связи с религией. Забавно, что при этом частично на основе старой, частично заново сформировалась современная новогодняя мифологическая образность. Так, образ Деда Мороза восходит, в частности, к таким древним славянским мифологическим персонажам, как Морозко, Зюзя, Карачун, другим духам или божествам — олицетворениям зимы, которые могли быть как добрыми, так и жестокими по отношению к людям. Современный Дед Мороз — добрый дедушка, раздающий подарки, — только частично совпадает с ними. Как и Снегурочка, которая в традиционной народной культуре не приходится внучкой Деду Морозу. В народных сказках она — ожившая ледяная скульптура, которую слепили бездетные дед и баба (данный фольклорный сюжет изображён на открытке художника В. Блинова).


Животные на новогодних открытках имеют связь с обрядом колядования: как известно, во время его проведения участники переодеваются в костюмы козы, медведя, петуха и др. А вот образ мальчика — персонифицированного Нового года — чисто советского происхождения: его можно встретить на открытке художника В. Зарубина, где он предводительствует целой компанией снеговиков, тоже типичных героев новогодних открыток.

На новогодних открытках часто изображают различную новогоднюю атрибутику: украшенные ёлки или ёлочные шары, гирлянды, подарки, угощения и напитки, бенгальские огни, а также то, что связано с зимой — снежинки, занесённые снегом домики.

 

На колядных открытках обычно изображают атрибуты народного мифологизированного праздника Коляды, который отмечался древними славянами в день зимнего солнцестояния и был посвящён, в первую очередь, Солнцу и плодородию. Соответственно, на подобных открытках изображают сам обряд колядования и его участников в костюмах животных. Также, к примеру, могут быть нарисованы традиционные народные колядные блюда: каша кутья, блины и оладьи (эти блюда символизируют как раз плодородие и Солнце) с надписями вроде «З Калядкамі — добрымі святкамі, блінамі ды аладкамі!»

Рождественские открытки непосредственно связаны именно с христианским религиозным праздником — Рождеством Иисуса Христа. На них традиционно изображаются различные библейские сцены, связанные с рождением Христа в яслях среди животных, подношением ему даров волхвами. Также могут быть нарисованы ангелы и храмы (например, изображение Борисоглебской церкви в Гродно).

Самые дорогие и любимые

— Самая необычная открытка в моей коллекции — это, пожалуй, работа художника Д. Денисова 1964 года, на которой некие туристы или геологи празднуют Новый год во время похода в лес — никогда больше не встречала подобного сюжета ), — отмечает Славяна Шамякина. — Встречаются среди новогодних открыток весьма нестандартные переосмысления типичных персонажей. Так, если обычно Дед Мороз и Снегурочка едут дарить подарки на санях, запряжённых тройкой лошадей, как, например, у художника П. Чернышёва ( то у художника А. Тарасова летят на НЛО а у К. Андрианова — на ковре-самолёте.

Есть открытки, на которых новогодние персонажи заняты довольно необычными делами: например, у художника Ю. Ясюкевича Дед Мороз ловит Золотую рыбку (чтобы она помогала ему исполнять желания детей? — На советских открытках чаще всего изображался Московский Кремль, Спасская башня с часами-курантами, однако существует белорусская открытка, где нарисован обелиск на площади Победы в Минске Довольно редкие сюжеты на новогодних открытках — изображение сцен застолья или танцев взрослых людей В Швейцарии была выпущена открытка, на которой в качестве новогоднего сюжета использована картина М. Шагала Самые старые открытки, которые у меня есть — 1954 и 1956 годов. Вероятно, самая дорогая из купленных мной открыток — рождественская с изображением ангела и эффектом «глубины»: изображение на ней меняется под разными углами зрения.

Очень красивыми считаю открытки художника К. Андрианова в стилистике палехской росписи самые милые и симпатичные — художника В. Зарубина с изображениями различных сказочных персонажей и зверей. Одна из наиболее любимых с детства — с изображением Снегурочки в необычном для неё зелёном платье художницы О. Юрасовой

О чём может рассказать открытка?

Кроме информации об обрядах, образах и атрибутах Нового Года, Коляд и Рождества, подобные открытки могут дать представление о том, как менялась мода, стили в искусстве, культурная ситуация в различные исторические периоды. Так, открытки 1950-х годов весьма яркие, красочные, с разнообразием сюжетов, их сменяют к концу этого десятилетия и, особенно, в 1960-е годы минималистичные, довольно скучные и однообразные. Ситуация начинает меняться к лучшему с 1970-х годов. Появляются новые сюжеты и виды открыток — например, приглашения на ёлку. Любопытно, что некоторые открытки имеют связь с конкретными знаковыми событиями тех лет, когда их издавали. Например, у меня есть открытка 1961 года, посвящённая первому полёту человека в космос, открытка 1976 года, приуроченная к строительству Байкало-Амурской магистрали, 1978 года — накануне Московской Олимпиады с изображением олимпийского мишки. Находит своё отражение и стремление СССР к научно-техническому прогрессу: на открытках 1980-х часто встречаются роботы. С 1980-х гг. появляется намного больше открыток с надписями на белорусском языке. В это же время начинают создаваться колядные открытки, а с 1990-х возвращаются и рождественские.

Очень модными стали сейчас открытки с готовыми новогодними пожеланиями и различными дополнительными надписями. Хотя одна подобная была у В. Зарубина в 1986 году — с песней «В лесу родилась ёлочка». Появились открытки необычных форм — например, круглые или такие, на которых, помимо изображения, есть ещё объёмные элементы: различные стразы, ленточки, отдельно вырезанные детали из картона и т. п. Новый вид открыток, которых не было в советские времена, — с изображением животных года по восточному календарю. Ещё одно нововведение — открытки-письма Деду Морозу.

Ольга Поклонская

Фото из архива Славяны Шамякиной

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.