Вы здесь

Необходимость перемен в образовании назрела


Прошли парламентские слушания «Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования», где, в частности, обсуждали взаимодействие предприятий с учреждениями профессионального образования, совершенствование образовательного процесса в вузах с использованием информационно-коммуникационных технологий, возможности дополнительного образования в популяризации и развитии навыков и умений одаренных детей и молодежи, роль молодежного движения в формировании гражданской ответственности учащихся. Одно из новых предложений, которое прозвучало от Министерства образования и возможно, будет введено, — обязательный экзамен по истории Беларуси при поступлении в вузы.


Вернуть учителям высокий статус

В слушаниях принимали участие депутаты и сенаторы, представители министерств и государственных комитетов, областных и Минского городского исполнительных комитетов, других государственных органов, учреждений образования, предприятий и общественных объединений, студенты.

— Нам нужно выяснить, насколько вносимые в Кодекс об образовании поправки отвечают потребностям сегодняшнего дня и что нам нужно делать в дальнейшем для достижения этой цели, — отметил председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.

Он подчеркнул, что необходимость перемен в образовании действительно назрела, но это не означает, что нужно отказаться от подходов в этой сфере, которые на практике доказали свою эффективность. Речь скорее идет о тонкой настройке некоторых важных элементов отечественной школы, которая позволит ей более успешно функционировать.

Владимир Андрейченко отметил, что результатом цифровизации экономики стала бурная кадровая революция. Многие профессии уже в недалеком будущем или вовсе исчезнут, или их заменит искусственный интеллект.

- И если мы не примем своевременных мер, то наши вузы рискуют выпускать специалистов, которые просто будут никому не нужны. В принципе уже сейчас многие компании самостоятельно готовят кадры, потому что это быстрее и дешевле, чем их переучивать, — подчеркнул спикер.

Он обратил внимание, что сегодня нередко и учителя, и ученики перегружены, а целью педагогического процесса становится не всестороннее раскрытие личностного потенциала, а подготовка к тесту, родители при этом вынуждены привлекать репетиторов. Сосредоточился Владимир Андрейченко и еще на одной проблеме:

— Платой человечества за прогресс становится то, что у современных подростков, которые значительное время проводят в интернете, трансформируются память и умственные способности, снижается мотивация к учебе, развивается тревожность и возникают серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому современные технологии нужно воспринимать не как панацею, а как инструмент, которым и педагоги, и их ученики должны научиться правильно пользоваться, чтобы по-новому и с пользой организовать учебный процесс для всех его участников. Например, мы осознали пользу удаленного обучения, которое спасло нас во время пандемии. Но это не должно стать нормой при обучении в привычных условиях.

Очевиден и вопрос престижа педагогической профессии, и вопрос авторитета педагога в обществе, которые снижаются. По мнению Владимира Андрейченко, образование стало коммерциализированным и воспринимается людьми исключительно как услуга или товар. Но ведь профессия педагога требует большого самоотречения, и нужно использовать все возможности, чтобы вернуть учителям тот высокий статус, который они на самом деле заслуживают.

Еще одна важная проблема, на которую спикер призвал обратить пристальное внимание, — интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

— В принципе у нас достаточно неплохой уровень образования. Но мы готовим специалистов, которые после завершения наших университетов часто стремятся продолжить образование, а после и работать в других странах. Думается, что истинная цель нашего участия в Болонском процессе, программах по обмену студентами и других мероприятиях такого рода должна быть в том, чтобы именно наши учебные заведения становились все более привлекательными для иностранцев. Только так мы сможем повысить свои ставки в борьбе за контроль над интеллектуальными ресурсами, — подчеркнул Владимир Андрейченко.

Экзамен по истории Беларуси может стать обязательным при поступлении в вузы

Такое предложение высказал министр образования Игорь Карпенко.

- Учитывая важность исторических знаний в формировании мировоззрения подрастающего поколения, Министерство образования инициирует включение экзамена по истории Беларуси как обязательного при поступлении в учреждения высшего образования, — сказал он.

Министр отметил, что национальная система образования соответствует всем требованиям, которые предъявляет к ней общество и государство. Сохраняются и будут оставаться неизменными основные принципы: государственная поддержка, справедливость и равный доступ к качественному образованию, целевой набор, гарантия первого рабочего места. Реализовывается также важнейший принцип «образование через всю жизнь». По показателям в сфере образования Беларусь прочно закрепилась в группе наиболее развитых стран. О престижности и качестве образования свидетельствует и рост экспорта образовательных услуг: более 27 тысяч иностранных граждан из 109 стран выбрали для себя обучение в учреждениях образования нашей страны.

Трудности с квалифицированными и инициативными кадрами

Об использовании новых форм обучения и совершенствовании образовательного процесса рассказал ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим БОГУШ.

— В сложной эпидемиологической обстановке более 90 % вузов Беларуси используют дистанционные образовательные технологии, в том числе в дневной форме получения образования. Наш опыт показывает, что для введения дистанционной формы как самостоятельной формы получения высшего образования наряду с заочным и очным образованием, что предусмотрено новой редакцией Кодекса об образовании, уже сформирована необходимая технологическая и методическая база.

Генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод» Виталий ВОЛК рассказал о взаимодействии предприятия с учреждениями образования. Он отметил, что за последние пять лет тысячи студентов вузов и учащихся профессионально-технических учреждений прошли здесь производственную практику. Более 350 молодых специалистов ежегодно приходят работать на МТЗ. Однако этого недостаточно, и каждый год предприятие испытывает трудности с квалифицированными и инициативными молодыми работниками. Обратился руководитель МТЗ и к проблеме материально-технической базы средних специальных и профессионально-технических учреждений, отметив, что предприятия переоснащаются быстрее, чем учебные заведения. За последние три года МТЗ поставил учреждениям образования более 70 единиц своей новой техники.

Еле­на КРА­ВЕЦ

Превью — pixabay.com

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.