Вы здесь

История собачки Сони в Белорусском государственном театре кукол


Это тот случай, когда спектакль с определенной возрастной категорией «3+», родителям нравится не меньше, чем детям. Может, потому, что помогает вспомнить детство — те моменты постижения мира, когда он открывался с неожиданной стороны, заставляя делать выводы о том, что может быть приятно, что полезно, а что опасно. Когда мы учились лучше понимать внешние обстоятельства, себя и других, искать друзей. Спектакль напоминает об известном с тех самых пор мультфильме «Умный песик Соня» — более 30 лет прошло, когда он вышел. Многие его зрители уже стали бабушками и дедушками. И если у них возникает вопрос, чем удивить внуков, то часто идут в ход известные и «проверенные» на собственном примере произведения и книги — придуманный детским писателем Андреем Усачевым рассказ про собачку Соню как раз кстати. А сейчас есть отличная подсказка и родителям, и бабушкам с дедушками, как проводить время с детьми, чтобы и для малышей полезно, и для себя приятно: идите в Белорусский государственный театр кукол, ведь там благодаря режиссеру Евгению Корнягу поселился маленький умный песик.


Действительно, маленький-маленький — кукла больше похожа на мягкую игрушку, которую хочется прижать к себе и гладить и баюкать. Такой маленький персонаж может легко потеряться на сцене... Да чтобы это не была Соня — она теперь настоящая звезда театра! И если бы не артисты, которые помогли ей ожить. В спектакле два состава, но на сцене мы видим всего трех исполнителей, которые выполняют множество задач одновременно. В одном составе Наталья Кот-Кузьма, например, олицетворяет Соню. Но этот персонаж настолько сложен и многогранен (если пользоваться серьезными словами взрослых), поэтому, чтобы озвучить ее мысли, присоединялась Анна Господарик, а еще и Владислав Солодов, который время от времени перевоплощался в Ивана Ивановича, который ходит на работу и оставляет время от времени Соню дома одну. Вот тут и начиналось самое интересное, чтобы по возвращении хозяин мог каждый раз удивляться сообразительности Сони, которая не скучала в квартире многоэтажки — все соседи знали о маленькой шалунье! Люди обсуждали новые происшествия с участием Сони — как те собачники, что в начале спектакля выходят на прогулку со своими питомцами, либо те, кто оказывает услугу по выгулу собак. Это же эпизоды, которые взяли из жизни — и собачек действительно можно погладить, если они двигаются через весь зрительный зал! Малыши зрители сразу начинают улыбаться — дальше, что бы ни делалось в зале, они включены в процесс. Действительно, спектакль втягивает зрителей интерактивами и даже играми с собачками, которые периодически выбегают (вылетают, выкатываются) к зрительским рядам.

Собак на самом деле кроме Сони здесь много. И все такие разные! Через них можно оценить обаяние и рассудительность дворняги. По сравнению с ним воспитанная такса кажется ужасной занудой — не случайно она такая длинню-ю-ющая, что растягивается на весь подъезд, пока учит Соню правильной жизни приличных собак. В нем, наверное, есть свои интереса, но питомец из 66-й квартиры хочет понять: что лучше — быть маленьким или большим, кого боятся другие собаки, кошки и даже люди? Вопросов у нее много, и все серьезные. Например: как большие собаки относятся к тому, что на них надевают намордник? Большой и злой бульдог Мак это даже объяснять не стал, когда его лапы тянутся во все входы. То понятно: маленькому существу проще спрятаться и стать недостижимой, а еще с нею лучше захотят поиграть. 

Есть те, кто искренне восхищается Соней и тем, как она выходит из сложнейших ситуаций, в которые попадает из-за своего любопытства. Так а что? Кто против быть воспитанным? Только, чтобы делать что-то правильно, Сони нужно это осмыслить. Понять суть, вывести логическую связь между причиной и следствием, чтобы действовать исключительно рационально. Чтобы стать самой лучшей собакой в мире, Соня учится думать, а когда начинаешь думать, то становишься умнее. Тогда можешь на собственном примере учить деток, которые смотрят сбоку. Они даже участвуют в обучении, когда вместе громко читают слова. Либо как в случае с электрической розеткой — если понял опасность, то не полезешь туда, где живет злой ток. И приручить электричество не получается ни вкусными косточками, ни конфетами. Либо на ровном месте можно совершить для себя казус, попробовав острую горчицу, что даже внешний облик может измениться. Дети чувствуют опасность, и искренне за Соню переживают: галдят, дают советы и даже кричат с мест. Все это совершенно не запрещено маленьким зрителям в этом театре!

У Сони на самом деле много интересных приключений, как и много отличительных персонажей — кукольных и не только. Они воплощены на сцене, которая является то квартирой, то двором, то бюро находок, то вообще безграничным пространством, где малыш остается наедине с Луной и позволяет себе смелые мечты... Следить за воспитанием Сони не сложно еще и потому, что поучительность здесь без унылого морализаторства, а два акта, на которые разделено действие, перебиваются музыкальными номерами в разных стилях — от романтического блюза до хип-хопа, с которыми справляются те же три артиста. Это добавляет движения постановке и стимулирует внимание.

Различные эпизоды спектакля легко трансформируются один в другой, за этим также интересно наблюдать и восхищаться изобретательностью создателей и яркостью образов. Достичь поставленных задач режиссеру помогает работа художника-постановщика Татьяны Нерсисян: Соня — веселый персонаж, хоть и рассудительный. Иногда кажется, даже склонен к философичности, ведь процесс взросления этого требует так или иначе, если хочешь воспитать хорошего, порядочного и умного питомца и человека (ради этого все задумано). Автором инсценировки выступил сам Евгений Корняг: режиссер сложных стильных спектаклей для взрослых уже второй раз (после «Проданного смеха») показывает, что его работы для детей абсолютно разные, но такие же талантливые и умные, что на самом деле оценят зрители разных возрастных категорий. Малыши же в театр без взрослых не ходят, а им так или иначе придется объяснять своим потомкам, что хорошо, а что плохо в этом мире, где каждого ждут свои испытания и приключения. Жизнь идет, дети растут, их надо воспитывать порядочными людьми. Но дело еще и в том, чтобы чувствовать красивое и талантливое, развивать чуткость и фантазию, образное мышление с самого детства. Хорошее искусство (и театр в частности) — родителям в помощь. Они оценили: первые показы прошли при аншлаге. Поэтому о билетах на показы в новом сезоне стоит позаботиться заранее. 

Лариса ТИМОШИК 

Фото Анны ШАРКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.