Символическая плата за дом — 37 рублей на сегодняшний день, считай, бонус от Указа № 116. Закон создавался для того, чтобы навести на селе порядок с пустыми домами. Сначала были сложности с его применением. Но как только все стало на свои места, процесс пошел.
К председателю Семукатского сельсовета Тамаре Вкружской сегодня ездят за передовым опытом. Очень ловко у нее получается находить для домов новых хозяев.
— На начало года в реестре пустующих жилых домов насчитывалось 73 здания, — рассказывает она. — На сегодняшний день продан 21 дом, четыре снесены, еще 16 готовятся под снос. Из бюджета под это уже выделены деньги. По остальным работаем в судебном порядке.
Известно, что ничего само по себе не делается, нужно искать хозяев, которые годами не приезжают на свою усадьбу, вести с ними переписку, уметь договариваться.
— Проще, если дом зарегистрирован в Агентстве по недвижимости и земельному кадастру, — рассказывает собеседница. — В таком случае найти собственника не проблема. Труднее, если дом выморочный и у него нет ни собственника, ни наследника. Но мы нашли выход и здесь. Опрашиваем соседей, местных жителей. Достаточно найти одного члена семьи, остальные потом сами дадут о себе знать.
Бывает, что наследники ведут себя очень легкомысленно и не спешат вступать в права. Если в течение полугода после смерти бывшего хозяина дома наследник не узаконился, приходится делать это уже в судебном порядке. А это дополнительные расходы.
В Семукатском сельсовете 29 населенных пунктов, по 27 из них вопрос с пустыми домами уже полностью решен. Самое интересное, что желающие на бесхозное имущество быстро находятся. Соответствующая информация размещается на сайте сельсовета, и ее отслеживают.
— Мы с удовольствием помогаем всем тем, кто к нам обратился, найти наиболее подходящий вариант, — рассказывает председатель сельсовета. — Для людей, у которых нет личного транспорта, очень сильная привязка к общественному. И мы это обязательно учитываем. Вот обратилась к нам многодетная семья из Могилева. К сожалению, тот дом, который они присмотрели, уже забрали. Я им предложила другой. В дороге выяснилось, что они собираются ездить сюда из Могилева автобусом. Учитывая что семья большая — родители и пятеро детей, поездки могли бы влететь им в копеечку. Я предложила разглядеть варианты с привязкой к более дешевому железнодорожному транспорту. Показала им один дом 1976 года постройки, им понравился.
Известно, что 37 рублями (одной базовой) дело не ограничивается. Нужно еще оформить дом на себя, а это около 800-850 рублей. Но такая сумма вносится в течение полугода — по ходу вступления в права. А сначала вносишь одну базовую — и можно справлять новоселье.
— Приятно, что к нам очень часто обращается молодежь до 35 лет, — говорит Тамара Укружская. — Для них 30-40 километров от города до деревни — не расстояние. Недавно показывала семье домик на берегу Друти. Он небольшой, но живой и уютный внутри. Мужчина, когда зашел в него, даже не сдержал эмоций: «неужели не зря жил». Очень понравился дом. Еще одна молодая семья была в восторге от домика на окраине деревни. От него дорога идет прямо в лес.
Собеседница говорит, что всегда предлагает соискателям недвижимости зайти внутрь дома и оценить его энергетику. Был случай, когда покупатель, почувствовав какой-то трепет, спросил: «А кто здесь жил?». Ему дом показался очень теплым и родным, будто бы здесь прошла жизнь близкого ему по духу человека.
Спрос на имущество в Могилевской глубинке есть и у россиян. Так, женщина из Архангельской области купила сначала квартиру в Могилеве, а потом присмотрела недвижимость в Могилевском районе. Ее покорил маленький домик из бревен. Покупают себе дома и сами крестьяне. Причины разные. Кому-то надоедало жить в казенном имуществе, захотелось иметь свое личное. Кто-то покупает дом рядом, например, с родителями. Чтобы удобнее было ухаживать.
— Единственный недостаток, который есть в законе, — отсутствие четкой формулировки по поводу ответственности для тех, кто не успел привести в соответствие с требованиями полученную за одну базовую величину недвижимость, — отмечает депутат. — На то человеку дается год. Это значит, что в течение данного периода, фасад дома должен приобрести приличный вид. Как и территория вокруг него.
Тамара Укружская признается, что случаев, когда счастливый обладатель домика в глубинке не справляется со своими обязательствами, немного, но они есть. Приходится постоянно их толкать в плечи, напоминать, что дом может вернуться в реестр пустых. Но проще было бы воздействовать, если бы такой момент был прописан в законе.
Нелли ЗИГУЛЯ
Фото из архива Семукатского сельсовета
Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.
И для праздника, и для дальнейшего развития.
О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.