Вы здесь

Валентина Быстримович. «Учительница первая моя»


Детство — это когда время не спешит, деревья большие и родители рядом. Когда все птицы, коты и собаки — твои друзья, когда торопишься расти, чтобы стать героем.


Фото: pexels.com

 

Вырастаем и торопимся жить. Только на закате останавливаемся и оборачиваемся. И хочется вернуться, хоть на миг, а обратного пути нет. Уже у каждого свой дом, семья и круг общения, но дом детства навсегда остается в сердце. И понимаем, что по жизни друзья детства самые искренние. Встретиться бы...

Мой дом, семья и счастье сейчас в другом городе, но вместе с тем с любовью вспоминаю дом своего детства в Могилеве. Его построил дед и обсадил огород по контуру молодыми вишнями. Сейчас в нем живут другие люди. Вишни постарели, выродились и многие спилены.

Стрелой пролетела жизнь. Захотелось вернуться в страну детства. Стоит ли организовывать встречи одноклассников? Сколько людей — столько и мнений. Позвонила Галка, в голосе восторг: «Встретила Игоря Савицкого, он знает, где живет Мария Алексеевна, предложил навестить».

Мария Алексеевна Костина — наша первая учительница. Полвека назад мы шли первый раз в первый класс. Нашу школу ввели в эксплуатацию к 1 сентября, и мы были первые первоклашки в новой школе. Мама пошила мне белый фартук и привела за ручку в школьный двор. Я испуганно сжимала в руках букет георгин из палисадника и ожидала, что будет дальше.

Мария Алексеевна ввела нас в новый класс и рассадила за парты. Учительница познакомилась с каждым, улыбнулась, и мы почувствовали себя защищенными, под «крылышком» доброй и мудрой феи. Она учила нас прямо сидеть за партой, писать, читать, считать, а потом считать столбиком, сражаться с кляксами и грязными руками, быть честными, добрыми и уступать место в транспорте. 

Девочки с аккуратно заплетенными косичками и мальчики с короткими стрижками, одинаково округлив глаза, знакомились с новым миром. Нашим главным человеком стала Она. 

Сколько терпенья и понимания потребовалось Марии Алексеевне, чтобы научить неловкие детские пальчики выводить сначала палочки и нолики, а потом буквы и слова. Внеклассные уроки проводились в поле за железнодорожными путями, проходящими недалеко за зданием школы. Мария Алексеевна показывала травы. Благодаря цепкой детской памяти их названия помнятся до сих пор: скромные гусиные лапки, резной тысячелистник, гладкий, но холодный с одной стороны и мягенький, но теплый с другой лист мать—и—мачехи. 

Появился новый друг — книга, и новые друзья — одноклассники. Конечно, не раз мы ссорились и даже дрались. И все равно оставались друзьями. 

Жаль, на встречу приехали не все, многих не нашли, а некоторых уже нет... Школа и сейчас стоит рядом с железнодорожными путями. 

«Чего молчишь? — возмутилась Галка на том конце провода. — Приедешь в Могилев? Мы хотим через пару дней навестить Марию Алексеевну». «Конечно, — отвечаю я. — Как она? Как здоровье? С кем живет?» 
«Она сейчас на даче, ей 94 года, — говорит Галка. — Я ее видела пятнадцать лет назад, она о тебе расспрашивала».

Заскребло на сердце, Мария Алексеевна меня помнит. У нее же не один был выпуск и не одна я ученица, а она помнит. И вот я уже сижу в маршрутке, которой катит в сторону Могилева. Кто придет на встречу? Милая Мария Алексеевна, мы уже пенсионеры! Увидите ли вы тех крох в бабушках и дедушках? 

Душа летит впереди маршрутки, торопится на встречу с детством. И воспоминания возвращают в те времена. Мария Алексеевна научила весь класс штопать. Получили задание — принести на урок старый порванный носок, лампочку и нитки с иголкой для штопки.

Вовка, не найдя старого носка, вырезал дырку в новом. Увидев это, Мария Алексеевна не ругала его, а рассказала, что ко всякой вещи нужно относиться бережно, так как в ней заложен труд. К праздникам под ее руководством мы готовили подарки мамам, и затем гордо несли домой результат своего труда. Сделали сами! 


Мария Алексеевна встретила нас на крыльце своей дачи. Мы долго пили чай и общались, она расспрашивала нас обо всем. В 94 года она интересуется всем. Спрашиваю: 

— Мария Алексеевна, чем вы увлекаетесь?

— Читаю книги? — отвечает она.

— Какие? Романы, фантастику? 

— О жизни.

— А чем еще занимаетесь?

— Вяжу, штопаю. 

(Мама любит штопать, у нас все вещи в полном порядке, — улыбается ее дочка Лена). 

— Мария Алексеевна, благодаря вам, мы все умеем штопать. В жизни это нам пригодилось.

По-разному у нас сложились судьбы. Но мы сидели за столом спустя много лет и чувствовали себя близкими людьми. Уехали только после заката, когда солнце спряталось за верхушками деревьев. Мария Алексеевна смотрела на нас и радовалась. Ради этих минут можно лететь через весь мир. Встречайтесь, друзья!

Валентина БЫСТРИМОВИЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.