Возраст пугает не столько морщинами, сколько немощами. Один из самых страшных диагнозов для пожилых — деменция. Каковы основные факторы развития этой патологии? Можно ли снизить вероятность её наступления и затормозить течение? Существует ли профилактика? Беседуем об этом с заведующей 2-м поликлиническим отделением Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии, врачом-психиатром-наркологом Еленой Иванченко.
— Елена Анатольевна, давайте сразу внесём ясность. Деменция и болезнь Альцгеймера — это синонимы? У них одинаковые проявления?
— Деменция — это хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга, которое проявляется в снижении когнитивных функций (памяти, внимания, способности к речи, письму, чтению, мышлению, обучению, самообслуживанию), вплоть до полной их утраты. Большая часть (60-65%) деменций — результат болезни Альцгеймера, дегенеративной патологии головного мозга. Достаточно распространены и сосудистые деменции — при сердечно-сосудистых заболеваниях, после инсультов. Деменции с признаками и той, и другой разновидности относят к смешанному типу.
А ещё встречаются алкогольные деменции, после ЧМТ (черепно-мозговых травм), при болезни Паркинсона и некоторых других. Все они сопровождаются нарушениями поведения, эмоций, личностными изменениями. Пациентам с деменцией свойственна плаксивость, раздражительность. У них заостряются характерные черты: экономные становятся скупыми, неаккуратные — неряшливыми. В начале заболевания теряется память на текущие события: например, пожилые люди забывают, куда положили ту или иную вещь, начинают обвинять близких в том, что те её украли. Позже утрачивается и долговременная память, когда не помнят домашний адрес, кем и где работали, сколько у них детей и внуков, жив ли их супруг (супруга) и так далее. Иногда нашим пациентам кажется, что имевшие место много лет назад события происходят сейчас.
— Различается ли протекание деменции при болезни Альцгеймера и сосудистых патологиях?
— При сосудистой деменции многие пациенты жалуются на головные боли, головокружения. Такие люди не всегда обращаются за помощью при незначительных кровоизлияниях в мозге, хотя и они чреваты разрушением его клеток. Вначале это может быть незаметно, но чем значительнее область поражения, тем более явными становятся симптомы деменции. Обычно в таких случаях близкие указывают на момент «старта проблемы». Пожилой родитель попал в больницу с нарушением мозгового кровообращения, после чего состояние обострилось. В этих случаях когнитивные функции снижаются постепенно, с непродолжительными периодами стабилизации. При деменции альцгеймеровского типа родственники часто затрудняются определить её начало, а когнитивные функции утрачиваются неуклонно, без периодов ремиссии.
— Пациенты с деменциями — исключительно пожилого и преклонного возраста?
— Ранняя (до 65 лет) деменция — явление редкое. В этих случаях она обычно протекает очень стремительно. В моей практике был пример, когда 45-летняя женщина-бухгалтер обратилась с жалобами на то, что перестала справляться с работой. В течение года она уже получила инвалидность. Основная масса пациентов с деменцией — старше 65 лет. Они составляют около 5 % в популяции.
— Мужчины или женщины чаще подвержены деменции?
— Женщин в 2-3 раза больше, чем мужчин, среди пациентов с болезнью Альцгеймера. У представителей сильного пола чаще встречается сосудистая деменция.
— На основании каких исследований ставится диагноз «деменция»?
— Чтобы выявить когнитивные нарушения и их степень, проводится определённое психологическое обследование, тестирование. Для постановки диагноза очень важно учитывать продолжительность (не менее 6 месяцев) проявления всех признаков когнитивного дефицита. При деменции степень их выражена настолько, что создаёт помехи профессиональному, социальному, бытовому функционированию. Для уточнения типа патологии часто назначают МРТ или компьютерную томографию (КТ).
— Каковы основные причины дегенерации мозга?
— Сегодня главным фактором болезни Альцгеймера считают патологическое накопление белка бета-амилоида, который перестаёт расщепляться и накапливается в виде сенильных бляшек, что вызывает дегенерацию нейронов и атрофию коры головного мозга. Инсульты, микроинсульты приводят к гибели клеток головного мозга. И при альцгеймеровской, и при сосудистой деменциях снижается уровень нейромедиатора ацетилхолина, отвечающего за когнитивные функции. Порой в пожилом возрасте деменция становится результатом совокупности факторов: сосудистой патологии, сахарного диабета, бесконтрольного употребления транквилизаторов, седативных и снотворных препаратов.
— Играют ли в возникновении деменции какую-то роль гены?
— В случае наследственной предрасположенности риск развития болезни Альцгеймера выше. Но это не значит, что деменция неизбежна.
— А социальная изоляция, одиночество могут привести к деменции?
— Это тоже факторы риска. Но нередко мы наблюдаем так называемые псевдодеменции. Если пожилой человек живёт один, практически ни с кем не общается, начинает плохо и нерегулярно питаться, никуда из дома не выходит, мало двигается, ничем не интересуется, то это приводит к ухудшению памяти и мышления, сужению словарного запаса. Однако стоит ему своевременно обеспечить нормальные условия, и его состояние заметно улучшится. Псевдодеменциями страдают при депрессиях, особенно тяжёлых. Люди становятся апатичными, им ничего не хочется, они перестают следить за собой. Но зачастую такие симптомы исчезают после курса антидепрессантов.
— Прибавилось ли у вас, Елена Анатольевна, пациентов после эпидемии Covid-19? Когнитивные проблемы из-за этого инфекционного заболевания легче поддаются лечению?
— Те, кто перенёс Covid-19, среди его последствий часто отмечали снижение памяти, концентрации внимания и т.д. У большинства со временем эти проблемы исчезли. Но, к сожалению, не у всех. У пожилых с предрасположенностью к деменции или при её начальных стадиях Covid-19 ускорил развитие патологии. В анамнезе наших пациентов последних лет мы нередко встречаем информацию о коронавирусной инфекции и госпитализации.
— Поддаётся ли деменция коррекции? Можно ли затормозить её развитие? При каких условиях?
— К сожалению, этиотропного (то есть устраняющего причины деменции) лечения пока нет. А вот отсрочить наступление тяжёлых форм, стабилизировать состояние и сохранить способность самостоятельно себя обслуживать можно. Есть препараты, которые подавляют фермент, разрушающий нейромедиатор ацетилхолин. Однако важно начать принимать их на ранних стадиях, как только «прозвенели первые звоночки». В этих случаях люди (при минимальной посторонней помощи) могут прожить ещё достаточно долго. Если опоздать с терапией, то прогноз для пациентов обычно неблагоприятный. А уж восстановить утраченные навыки самообслуживания и когнитивные функции, как правило, невозможно.
— Пациенты обращаются к вам сами или их приводят родственники?
— Люди обращаются сами на первых порах, пока ещё могут заметить нарушения памяти, появившиеся затруднения в выполнении привычных дел. Но зачастую они идут к терапевту или неврологу. Эти специалисты ставят диагноз «дисциркуляторная (сосудистая) энцефалопатия 1-й или 2-й степени» и назначают сосудистые препараты. Однако при деменции они не помогают, болезнь прогрессирует.
К сожалению, родственники часто не замечают, как меняются их близкие. Порой поведение престарелых родителей расценивают как капризы, считают, что они делают что-то назло, в то время как это проявления психических нарушений. «Ну да, мама кое-что забывает. Но это же возраст!» — слышишь от взрослых сыновей и дочерей. Порой создаётся впечатление, что в семье мало общаются друг с другом, крайне невнимательны к состоянию стариков. Отсутствие настороженности, внимания близких к проявлениям деменции — настоящая проблема для нас, психиатров. На второй, а тем более на третьей стадии заболевания мы бессильны чем-то помочь. Это трагедия и для самих родственников, на плечи которых ложится вся тяжесть по уходу за совершенно беспомощными людьми.
— Значит, если замечаешь, что память стала хуже, снизилась концентрация внимания, нужно обратиться к врачу-психиатру?
— Можно начать с терапевта или невролога. С возрастом память ухудшается практически у всех. Но при непатологическом когнитивном снижении сохраняется способность обслуживать себя, сообразительность, человек в состоянии вести прежний образ жизни. В таких случаях должны помогать ноотропные препараты. Если же они не улучшают состояние, то, безусловно, следует проконсультироваться у психиатра.
— Не принято скрывать свои проблемы со здоровьем, к примеру, в США. Близкие Брюса Уиллиса открыто говорят, что у актёра лобно-височная деменция. Такое отношение снижает остроту проблемы в обществе?
— В какой-то мере, думаю, да. Открытость известных персон приводит к большей информированности общества о тяжёлых недугах, рядовые граждане тоже не стесняются обращаться со своими проблемами к специалистам. Это же не вина, а беда, от которой никто не застрахован. В нашей культуре психиатрия пока ещё стигматизирована, многие до сих пор считают постыдным консультироваться у врачей нашей специальности, боятся пресловутого «учёта».
— Итак, от деменции никто не застрахован. Можно ли хотя бы снизить вероятность её наступления? Существует ли профилактика когнитивных расстройств?
— Нужно стараться сохранять максимальную интеллектуальную, физическую, социальную активность, в том числе в пожилом возрасте. Ошибка многих людей в том, что выходя на пенсию, они резко сужают круг общения, перестают обучаться, делать зарядку, не находят для себя хобби. А это тот период жизни, который нужно посвятить себе: заняться йогой, начать изучать иностранный язык, написать воспоминания. Следует быть внимательными к здоровью. При наличии сердечно-сосудистой патологии, гипертонии, повышенных холестерине и глюкозе в крови необходимо контролировать все показатели. У активных, ведущих здоровый образ жизни, общительных, доброжелательных, оптимистично настроенных, уравновешенных людей риск развития деменции всё-таки ниже.
Ольга ПОКЛОНСКАЯ
Проект чрезвычайно важен социально, но не только...
Более 1410 тематических конструкций появится на улицах столицы
Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.