Вы здесь

Как развивается придорожный сервис страны


Автомобильные дороги в общей транспортно-логистической системе страны занимают достаточно весомую нишу. Они магистральные артерии, которые в огромной степени определяют экономическое и социальное развитие государства. Сейчас у дорожников горячая пора. Это подготовка к летнему периоду, включающая достаточно широкий перечень мероприятий.


Фото БелТА

Каждую пятилетку Министерство транспорта и коммуникаций нашей страны утверждает генеральные схемы развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах. Сейчас действует утвержденный график развития сервиса на 2021-2025 годы. В этой схеме указаны как готовые объекты, а также те, которые строятся.

«Основная задача, стоящая сегодня перед сферой, — сохранить темпы реконструкции и строительства, чтобы все пользователи автомобильных дорог обслуживались на объектах современного уровня», — отметил заместитель начальника Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик.

Несмотря на то, что объем транзитных перевозок через нашу территорию в последнее время уменьшился, придорожный сервис в стране продолжает активно развиваться. Появляются новые объекты, модернизируются существующие, расширяются виды услуг.

В свое время главой государства были даны поручения о том, что необходимо продолжить наращивать темпы развития сферы услуг, создавать дополнительные рабочие места и вовлекать неиспользуемое имущество. «Минтрансу было дано указание активнее эксплуатировать уже готовую недвижимость, расширять и оказывать качественные услуги на объектах придорожного сервиса», — отметил Сергей Леончик.

На долгосрочную перспективу

На протяжении многих лет наблюдается стабильное поступательное развитие этой сферы услуг. 

В отраслевом министерстве создана нормативная база, регулирующая особенности развития сферы услуг придорожного сервиса.

«С помощью этой базы в министерстве стоят на страже стабильности для того, чтобы любой инвестор, который захочет участвовать в строительстве или покупке какого — то готового бизнеса, понимал, что условия хозяйствования сегодня и через 10-15 лет останутся одинаковые», — отметил Сергей Леончик.

Сегодня на сети республиканских дорог эксплуатируется более 430 автозаправочных станций, 58 гостиниц, 77 станций технического обслуживания, почти 600 пунктов общественного питания, около 500 торговых объектов, 21 кемпинг, 45 автомобильных моек и другие объекты.

По словам спикера, в 2023 году после реконструкции и строительства заработали 12 АЗС (около 50-модернизировали свои торговые площади), 4 охраняемые стоянки, 6 пунктов питания, две точки торговли, одна автомойка и одна гостиница.

Как заметил Сергей Леончик, большое внимание уделяется созданию рабочих мест. Ведь именно благодаря новым объектам местное население получает работу. Например, в прошлом году создано 97 рабочих мест, что практически в два раза больше по сравнению с 2022 годом. Постоянно проходят мониторинги объектов придорожного сервиса. Особое внимание при этом — уровню комфорта для посетителей с детьми. В частности, на объектах придорожного сервиса оснащаются площадки для детского досуга, комнаты матери и ребенка с пеленальными столиками.

Популяризация белорусской кухни

Как рассказала заместитель начальника отдела общественного питания Белкоопсоюза Ирина Пайенкова, по состоянию на 1 января этого года, сеть объектов потребкооперации придорожного сервиса представлена 386 магазинами. 22 из них — непродовольственные. В населенных пунктах, которые расположены вблизи республиканских и местных дорог, с количеством жителей менее 200 человек расположено 60 объектов питания, 29 магазинов, 16 из которых — на железнодорожных станциях (или вблизи них). Во всех объектах сервиса на постоянной основе проводится работа по поддержанию надлежащего санитарно-технического состояния.

Ирина Пайенкова подчеркнула, что для совершенствования торгового обслуживания населения и оказания в объектах придорожного сервиса потребкооперации расширен спектр таких дополнительных услуг, как реализация печатной и картографической продукции. Ведется продажа сувениров, промышленных и сопутствующих товаров. В целях обеспечения горячим питанием в максимально короткие сроки в организациях потребкооперации ведется целенаправленная работа по обеспечению объектов готовыми блюдами, изготовленными с применением технологии шоковой заморозки.

Во всех объектах потребкооперации, расположенных вблизи республиканских и местных дорог, ежемесячно можно отведать «блюдо недели» по демократичным, сниженным ценам. Цель акции — популяризация белорусской кухни. В весенне-летний период в целях улучшения качества обслуживания будет проведена работа по открытию летних площадок с организацией гриль-зон.

Ирина Пайенкова также отметила, что помимо развития придорожного сервиса кооператоры ждут туристов, гостей в торговых объектах, расположенных в населенных пунктах. «В последнее время особенно активно развивается такое направление, как гастротуризм, — рассказала заместитель начальника отдела общественного питания Белкоопсоюза. — В данной программе участвует 172 объекта общественного питания потребительской кооперации, где в широком ассортименте представлена белорусская и старобелорусская кухня, отражающая колорит и самобытность белорусской культуры».

Кроме того, в ресторанах, кафе, объектах придорожного сервиса ежегодно проходят сезонные мероприятия, такие как «Тыквенный фестиваль», «Яблочный фестиваль», «Неделя старобелорусской кухни» и другие.

Услуги в комплексе

На территории Минской области расположено более 350 действующих объектов торговли и общественного питания придорожного сервиса. Из них около 60 % — объекты общественного питания. Они в основном расположены на дорогах республиканского и международного значения, также есть объекты и на местных дорогах, отметила начальник отдела организации торговли и общественного питания Главного управления торговли и услуг Миноблисполкома Елена Чеботарь.

Среди объектов придорожного сервиса в Минской области достаточно высокая конкуренция. «Каждый старается себя презентовать. Это и белорусская кухня, и интерьер, также разрабатываются различные карты лояльности, карты потребителя, которые привлекают и стимулируют делать покупки в этих объектах», — рассказала Елена Чеботарь.

«Сейчас потребитель хочет видеть комплекс услуг: это и гостиница, и места отдыха, в том числе с детскими площадками, чтобы семья могла отдохнуть и ехать дальше по назначению. Поэтому в 2024-2025 годах планируется в Несвижском, Борисовском и Логойском районах открытие комплекса объектов, предусматривающих, кроме продовольствия, и другие услуги», — отметила она. Елена Чеботарь также подчеркнула, что придорожный сервис активно развивается и количество объектов растет.

В частности, в 27 объектах придорожного сервиса столичного региона страны оказываются услуги бани и душа, в 10 объектах есть услуги стирки белья. В ряде регионов объекты придорожного сервиса увеличивают площади и самостоятельно развиваются. А это значит, придорожный сервис востребован. Информация о действующих объектах общественного питания придорожного сервиса Минской области размещена на официальном сайте Минского облисполкома, в регионах — на официальных сайтах райгорисполкомов.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.