Вы здесь

Кто стал обладателем медиаобразовательного «Оскара»?


«Каждый день мы сталкиваемся с огромным потоком информации. Но все ли из того, что нам говорят, правда? Проанализировав некоторые новости, мы пришли к выводу, что на веру надо принимать далеко не все. Необходимо учиться читать между строк, а смотря телевизор или видеоролик, думать, что на самом деле стоит за кадром. Эту мысль мы и попытались донести до наших одноклассников во время информационного часа. Подобрали яркие примеры того, как авторы сознательно или бессознательно искажают информацию, пытаясь повлиять на наши мысли и суждения. Но к сожалению, многие не задумываются, что к информации, как и к пище, которую мы потребляем, нужно относиться очень серьезно. Мы же не бросаем в рот что попало, а следим за качеством продуктов. У наших бабушек и дедушек радио работает с утра до вечера, как фон. Во многих семьях так же работает телевизор. Но можно критически воспринимать информацию, если она непрестанно льется вам в уши? Мы выступаем за осмысленное ее потребление: не просто слушать, смотреть и читать, а делать это через призму логики и здравого смысла ... ». Так рассуждают Татьяна и Андрей Сидоровичы, учащиеся 8 класса минской средней школы № 12, участники конкурса медиапросвещения «Лови фэйк».


Апокалипсис сегодня!

Надо заметить, что основы медиаобразования уже не первый год внедряются в рамках различных учебных предметов в белорусских школах, а принятая в этом году на государственном уровне Концепция информационной безопасности подтвердила актуальность той работы, которую развернули педагоги. Но есть ли у их усилий плоды? Это решило проверить Общество белорусской школы и объявило среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет конкурс «Лови фэйк!» Представителям поколения, которое уже родилось с пальцем на клавиши Еntеr, предложили попробовать свои силы в роли медиаэкспертов и высказать мнение на тему «Быть ​​медиаобразованным  — это просто!»: рассказать о проблеме, с которой сталкиваются члены, одноклассники, учителя, родители, соседи, когда смотрят телепрограммы, фильмы, сериалы, читают веб-сайты или «сидят» в социальных сетях, и предложить свой способ их в решения.
Творчество никто не ограничивал: конкурсной работой могли быть мультимедиа (аудио или видео, клип, мини-фильм, анимация, учебный видеоролик, подкаст), графические и интерактивные медиа (инфографика, фото, плакат, комикс, игра, квиз, община или страница в социальной сети) или текстовые медиа (лонгрид, блог, пост, статья в школьной прессе, журналистское расследование, репортаж и другие).

Организаторы конкурса признаются: у них было опасение, что конкурс провалится. Или дети его вообще проигнорируют (мало ли у старшеклассников других забот?), Или не хватит компетенций, и качество работ окажется недостаточно высокой. Но все были приятно поражены и даже озадачен: открыть некоторые конкурсные работы и оценить их смогли только самые молодые из членов жюри — те, что тоже родились «с пальцем на кнопке». Чего стоит только игра-платформер «Путешествие бульбяша», созданная Павлом Корнеевым из средней школы № 2 города Дубровно. Попасть к финишу можно, только ответив на вопросы из истории, географии, литературы, геральдики и культуры Беларуси. Тем, кто преодолеет все препятствия, уже никакие фейки на страшны.

А победители этого конкурса были объявлены на Фестивале медиаобразования в столичном стартапхабе «Имагуру», где собрались малые и большие медиазведы (члены профессионального жюри), а также педагоги выпускники очередного дистанционного курса «медиаобразование в школе».

Из 59 проектов в финальную часть конкурса вышли 32. Их авторы были приглашены на праздник вместе со своими педагогами. В конкурсантов было 90 секунд, чтобы в максимально краткой и яркой форме рассказать о своей идее присутствующим и завладеть их вниманием. Настоящее испытание, с которым подростки блестяще справились.

Валерий МАЗЫНСКИЙ Ивану Зарубе: «Ты рискнул замахнуться на конец мира ...»

Так, восьмиклассник Воропаевской средней школы Поставского района Иван ЗАРУБА представил свой короткометражный фильм «Конец света!»

— Всех приветствую, а попробуйте ответить на вопрос: какие проблемы остаются вечными? спросил парень в аудитории. выделить из них только две: как встретить Апокалипсис и как решить извечную проблему отцов и детей? За две тысячи лет было уже по меньшей мере семь «концов света». И проблемы отцов и детей за две тысячи лет тоже никуда не исчезли ...

Вот что вы будете делать, если узнаете из интернета, что сегодня в 19.00 конец света? Побежите в магазин запасаться «доширакам», сухарями и водой? Скроетесь в подвал? Перестанете обращать внимание на обычные социальные ограничения и нормы? Об этом фильм юного режиссера. Иван Заруба выступил в нем также в качестве оператора и занимался монтажом. Его родной брат снялся в главной роли, а мать была сценаристом.

Парень, кстати, в итоге победил в номинации «Мультимедиа». Театральный режиссер и режиссер документальных фильмов Валерий Мазынский, поздравляя юного «коллегу» с победой, констатировал: «Ты сделал кино! Задумал и, главное, довел дело до конца! Даже если делаешь фильм на 30 минут, то примерно раз сто хочешь все бросить и раз пятьдесят бросаешь ... А ты рискнул замахнуться на конец света! Это очень сложно: придумать идею, организовать вокруг себя людей, чтобы ее реализовать. Но у тебя все получилось ... »

Большая половина или меньше?

В номинации «Текстовые медиа» главный приз достался автору статьи-исследования «Математика против информационных «уток» Максиму ЮДЕНКОВУ с Усходовскай средней школы Могилевского района (руководитель - учитель математики Елена Михайлова). «Мне 15 лет, я учусь в математическом классе самой обычной деревенской школы, — рассказывает парень сам о себе. — Более года «охотился» в интернете на информационных «уток», перелопатил несколько сотен сообщений, перепроверял, сравнивая, вычисляя и получил от такой работы большое удовольствие. Так у меня появилась своя копилка «уток» из интернет-сообщений. С результатами моей работы я выступал на школьной конференции, а также перед учителями математики Могилевской области и их учениками. Считаю, что сделал очень полезное дело. Мои друзья признались, что начали перепроверять цифровые данные в интернете. Я привил им здоровый скептицизм. Кстати, проверил свой текст на tехt.ru. Результат — 95% уникальности».

Честно говоря, примеры, которые приводит Максим, нужно преподавать студентам еще на журфаке, чтобы не распространять информационные «утки» дальше.

— Среди текстов различных видов и жанров (новостей, информационно-аналитических статей, сообщений и докладов), размещенных в интернете и проанализированных в ходе исследования, довольно часто встречается словосочетание «большая половина», — говорит Максим. — После поискового запроса интернет выдал мне примерно 28800000 результатов! Вот некоторые из них: «большая половина участников опроса ... считают себя верующими»; «Большая половина британских детей хочет работать в видеосфере»; «Вот и прошла большая половина поста», «большая половина ретро-автомобилей в исправном состоянии» ...

Опираясь на математическое определение половины, делаем вывод, что половина не может быть большей или меньшей, она равна второй половине целого. В случаях сравнения частей целого автором медиатекста целесообразнее использовать словосочетания «большая часть» или «меньшая часть».

В результате исследования выяснилось также, что еще одной языковой конструкцией, которая очень часто используется, является фраза «на порядок больше». С ее помощью авторы статей стараются подчеркнуть существенную разницу между величинами, которые они сравнивают: «в целом из-за правильного питания продолжительность жизни диабетиков на порядок выше, чем у здоровых людей». Средняя продолжительность жизни в России в 2013 году (год выхода статьи) составляла 70,58 года. По утверждению автора, продолжительность жизни диабетиков на порядок больше, значит, составляет как минимум 100 лет. Это противоречит не только математике, но и здравому смыслу. «На порядок» означает в десять раз.

А утверждения такого рода, как «интеллект собаки на порядок выше кошачьего», «качество услуг на порядок выше» или «уровень жизни на порядок выше», с точки зрения математики вообще лишен смысла. В результате исследования приходим к выводу — популярная среди журналистов фраза «на порядок больше» не несет конкретной информации об изменении величины.

Максим советует авторам вместо такого неконкретный сравнения пользоваться термином относительности (вдвое больше, втрое, в семь раз) или пользоваться процентами: на 150% больше (это означает в два с половиной раза). Здесь изменения вполне понятны и не противоречат законам математики, утверждает юноша.

Создатели группы «Ваши фейки в наших руках» - учащиеся Оршанской 20-й средней школы: «Мы сами учились, что такое фейк, как их ловить и что с ними делать».

«Холодное оружие» на войне

Настоящая охоту на фейки организовали учащиеся средней школы № 20 из Орши, создав в социальной сети «ВКонтакте» группу «Ваши фейки в наших руках». Их банк постоянно пополняется новыми примерами — ухищрениями маркетологов, рекламодателей, письмами и рассылками по электронной почте, которые содержат множество привлекательных предложений, ошибками, найденными в учебных пособиях и так называемых «решебниках».

Шестиклассницы Кристина Харланова и Дарья Богданович советуют не списывать домашние задания с ресурса ТД. Во-первых, там много ошибок, а во-вторых, номера заданий могут не совпадать. «Похоже на то, что люди зарабатывают на нашей лени и нежелании учиться, — предупреждают они. — Если что, лучше у одноклассников за пирожок списать, а идеальный вариант — самим мозгами пошевелить! Вывод — учиться, учиться и еще раз учиться !!!» В своей группе девушки разместили скриншоты реальных домашних заданий и их фейковые готовые решения.

«Многие думают, что фейк — это исключительно поддельный аккаунт, мошенничество или недостоверная информация в СМИ. Однако фейковую могут быть и действия. Отдельное видом психологической оружия фейки становятся на войне, — узнаем мы из общин в социальной сети. — Яркий пример такого фейка можно найти в повести Василя Быкова «В тумане». Главный герой произведения Сущеня, попав в плен к фашистам, не соглашается с ними сотрудничать, и за это его страшно наказывают: отпускают домой. В результате этого фейкового действия жизнь героя становится невыносима, и вот он уже завидует своему повешенному другу, так как они погибли героями, а к нему, честные люди, все, даже самые близкие, относятся как к предателю. Это только один пример использования фейка как холодного оружия на войне».

Учитель белорусского языка и литературы из 20-й школы Елена ПАНКРАТОВА, курирующая подростков, констатирует: «Главная особенность нашего проекта в том, что во время реализации идеи мы сами учились. Если остальные знали, что они хотят сказать, мы создали общину и вместе учились тому, а что же такое фейк. Как их ловить и что с ними делать? Дети сами снимают видеоролики, пишут тексты, делают видэападборки ... Борцы с фейком Глеб Анисимов, Кирилл Соломенников, Илья Коташи, Мария Ольшевская и Екатерина Барановская получили на конкурсе победу в номинации «Графические и интерактивные медиа».

Ярким украшением медыяфэсту стала игра «На очертя голову», посвященная медиа: образованные случайным методом команды из учителей и учеников учились вместе на фестивале в формате мазгабойни. «Хитом» стал вопрос, на который никто из присутствующих не смог дать правильный ответ: «Сколько пар животных взял с собой на ковчег Моисей?»

Учителя из гродненской средней школы № 26 Татьяна и Сергей ФАДИНЫ (Татьяна преподает английский язык, а Сергей — физику) презентовали во время фестиваля авторский дистанционный курс для подростков «Вижу. Слышу. Понимаю », который они планируют запустить в новом учебном году. Знаете ли вы, откуда взялось слово «спам»? А на какое понятие британские власти постановили заменить в официальных документах термин «fаkе nеws»? Что такое кликбэйт? А в какой социальной сети больше всего сапог — аккаунтов, управляемых программами, ориентированными на манипуляции и изменение общественного мнения? Возможно, нам всем вместе с подростками надо записаться на их курсы?

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и Веры МАЦКЕВИЧ

Название в газете: «Вашы фэйкі — у нашых руках»

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.