Вы здесь

Андрей Дмитрук: Шаг за шагом учусь быть руководителем


«Мне кажется, что счастливое детство — один из самых больших успехов в жизни человека, — говорит заведующий Минским детским садом № 252 Андрей Дмитрук. — Детство — это уникальное время, когда осчастливить тебя могут мыльные пузыри, сделанные из шампуня в ванной. Это время, когда для того, чтобы построить дом, тебе достаточно двух стульев и одеяла, а деньги легко может заменить собранные в парке листья. Это чудесная пора, когда родители молоды и полны сил, а для счастья тебе достаточно любимого мороженого. Мир кажется необъятным, цветным, а до звезд можно дотянуться рукой. Согласитесь, став взрослыми людьми, каждый из нас не раз вспоминал свое детство с доброй, щемящей улыбкой и благодарностью, мечтал хоть на день вернуться в это незабываемое время...»


Через десять дней мы всей страной будем подводить итоги уходящего года и встречать Новый. Для нашего героя «Плеяды молодых» 2023 год, безусловно, запомнится победой в Республиканском фестивале «Педагогический дебют». Фестиваль проводился в стране впервые, но имеет все шансы стать традиционным. В центре внимания оказались молодые учителя, воспитатели дошкольных учреждений, молодые директора школ и молодые заведующие учреждений дошкольного образования. Участники должны были соответствовать нескольким критериям: возраст — до 31 года и стаж работы в должности — не более пяти лет, независимо от квалификационной категории.

Капитан корабля

Обращаясь к конкурсантам, заместитель министра образования Александр Кадлубай констатировал: «Молодость — это одновременно и преимущество, и недостаток, потому что она быстро проходит. Так цените ее, не бойтесь проявлять новаторство, смелость, потому что у вас пока отсутствует закостенелость педагогического мышления, присущая более старшим вашим коллегам».

На фестивале «Педагогический дебют» вместе с коллегами

— Принять участие в фестивале мне предложили в управлении образования Октябрьского района Минска. Мой общий стаж в профессии — десять лет. Но заведующим детским садом я работаю только два года. Некоторое время был заместителем заведующего в детском саду № 327. Конкурс растянулся на целых девять месяцев, — рассказывает Андрей Дмитрук. — Сначала проходили районные, областные и Минский городской этап, который приравнивается к областному. Затем был заочный республиканский этап, в ходе которого заведующие учреждений дошкольного образования писали эссе и методическую разработку заседания педагогического совета. Я посвятил эссе своей матери.

В сентябре состоялся очный заключительный этап, который проходил в Академии последипломного образования. Первым испытанием стала Визитная карточка на тему «Я и моя команда». Моей задачей было красиво преподнести наш Сокол. Поселок Сокол создавался для авиаторов, а сейчас это один из микрорайонов Минска, он активно строится, сюда охотно едут жить многодетные минчане, но вместе с тем он расположен на расстоянии 20 километров от столицы. Микрорайон необычный: ты долго едешь по шоссе, уезжаешь с нее, лес вроде бы расступается, и ты оказываешься в экологически чистом оазисе. Признаюсь, что когда мне поступило предложение возглавить детский садик в Соколе, в ближайшую свободную субботу (это было летом), я приехал сюда, походил вокруг садика, который был закрыт, подышал воздухом и почувствовал: это мое! Решил, что мне здесь будет комфортно! С одной стороны, тихо, уютно, а с другой — есть все удобства столицы. Развитая инфраструктура, хорошее транспортное сообщение, школа, поликлиника, храм.

В своей визитной карточке я вышел в костюме авиатора, сел в настоящее кресло пилота, поприветствовал всех «пассажиров» на борту, пригласил вместе совершить захватывающее путешествие, пообещал, что конечной точкой нашего маршрута будет курорт «Ласточкино гнездо» (это название нашего садика): «Прошу пристегнуть ремни, наш полет пройдет в дружеской атмосфере. Лайнер набрал нужную высоту. Наши уютные апартаменты находятся в экологически чистом микрорайоне белорусской столицы. История курорта „Ласточкино гнездо“ берет отсчет с далекого 1986 года. Но после модернизации, проведенной в 2015 году, он получил вторую жизнь, став современным учреждением, которое каждый день посещает 220 воспитанников в возрасте от двух до семи лет. И мы с уверенностью можем сказать, что соответствуем всем мировым стандартам в категории „детский сад“ и так далее».

Выбор сделан...

Сказать, что мужчина в системе дошкольного образования — редкость, не сказать ничего. Их можно пересчитать по пальцам. Это традиционно женская сфера, еще больше женская, чем школьное образование. И об этом невольно думаешь, наблюдая за мужчиной-руководителем в детском саду...

— Педагогику нельзя разделять на мужскую и женскую. Главное в педагогике — это уровень профессионализма, — отвечает нам Андрей Дмитрук.

Свой путь в профессию он начинал с Солигорского государственного педагогического колледжа.

— Я сам родом из Полесья, из Дрогичинского района. Окончил сельскую школу. В моем детстве мобильники у детей были редкостью, и интернета особо не было, зато мы часто играли в школу. Делили роли между собой: я учитель, ты ученик. В результате и я, и мои двоюродные сестры оказались в педагогическом колледже. Я выбрал специальность «Дошкольное образование». Учителя были очень сильные. Вся теория, что преподавалась, немедленно подкреплялась практикой. Один день в неделю мы обязательно проводили в детском саду, и все, чему нас учили в колледже, применяли на практике.

После окончания колледжа молодой специалист попал по распределению в Минск, восемь лет работал воспитателем в детском саду. И сразу поступил на заочную форму обучения на исторический факультет Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Признается, что история с самого детства его увлекала, и в школьной программе именно этот предмет был его любимым. Интересуемся у нашего героя: выбирая преподавание истории, он, наверное, планировал со временем уйти в школу? 

— Попробовать себя в роли учителя истории было моей мечтой с детства, — признается Андрей Александрович. — Возможно, если бы не было в моей жизни колледжа, а потом работы в детском саду, и я сразу пошел бы на истфак, то моя профессиональная жизнь сложилась бы иначе.

Но даже когда я работал воспитателем, дети называли меня учителем. Мы с моей напарницей Еленой Константиновной Дегтяревой набирали старшую группу, готовили детей к школе. Выстраивались очереди из родителей, которые хотели отдать ребенка именно к нам.

В дошкольном возрасте очень важно развитие мелкой моторики, от которой зависит наша память и развитие психических процессов. Я приносил стопку журналов, и дети ножницами вырезали из них рисунки, потом мы делали вместе с аппликаций коллажи.

Личная формула успеха

Кстати, после окончания учебы на истфаке наш герой пошел в магистратуру БГПУ на специальность «Менеджмент в образовании», но систему дошкольного образования, где ему все родное и знакомое, не оставил...

Спрашиваем у него: «Что для вас интереснее: быть на „передовой“, работать непосредственно с детьми или все-таки нести ответственность сразу за всех и заниматься управленческими задачами?»

— А я открыл для себя педагогику еще и как сферу реализации управленческой деятельности. Шаг за шагом с большим интересом учусь быть руководителем учреждения дошкольного образования и вывожу свою личную формулу успеха. Иногда приходится решать задачи со «звездочкой», умножать многолетний опыт моих коллег на собственное креативное мышление и новые методы работы и искать правильный ответ. Причем его нельзя сверить с решебником или списать у соседа по парте... Родители научили меня искать и находить выход, даже в самой казалось бы безвыходной ситуации, — подчеркивает Андрей Дмитрук. — Этого принципа я придерживаюсь и в своей управленческой деятельности. Не секрет, что успех руководителя в первую очередь зависит от его команды. Меня очень хорошо приняли в нынешнем коллективе. И педколлектив, и технический коллектив укомплектованы у нас на все сто процентов. В садике преимущественно работают те, у кого есть педагогический и собственный семейный опыт, но при этом они еще довольно молодые, в среднем им по 35-45 лет. Все живут в Соколе. А здесь, как в большой деревне, все друг друга знают. Кухня также укомплектована людьми, которые готовят с любовью, как дома, потому что в садик ходят их внуки...

В учреждении функционирует 12 групп, три из них — ясельные, есть специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи и группа интегрированного обучения и воспитания.

Готовясь к фестивалю «Педагогический дебют», Андрей Дмитрук вывел для себя формулу успеха. Для этого использовал образ игрушечной пирамиды, которую так любят дети.

«Первое кольцо пирамиды — это основа, которая задает тон и направление развития, — объясняет он. — Оно должно быть прочным и надежным. Это руководитель, который одновременно является менеджером, психологом, юристом, экономистом, методистом, делопроизводителем, хозяйственником и т.д. следующее кольцо — надежная опора руководителя — его заместители. Благодаря им в детском саду выстраивается опытная образовательная, методическая и хозяйственная работа. Педагоги — ключевая часть пирамиды. Они изо дня в день отдают тепло своих сердец детям, закладывают основу их характера, развивают их способности, являются для них и учителями, и вторыми мамами. Незаменимые их спутники — помощники воспитателя, которые создают в группе порядок и уют, заботятся о малышах, готовы прийти на помощь в любой ситуации. Важная часть пирамиды — повара, которые умеют готовить вкусно, по-домашнему. Не самый заметный, но важный сотрудник — это сторож. А как же обойтись без золотых рук рабочих по обслуживанию, которые и мостик смастерят, и электрику отремонтируют, без уборщиков помещений и территории?! И, конечно же, на вершине пирамиды находятся воспитанники, которые радуют педагогов своими успехами и достижениями...»

Открытые, искренние, трогательные...

В своем мастер-классе в финале на тему «Моя формула успеха» Андрей Дмитрук сравнил детство с букетом наших родных белорусских цветов — ярких, разноцветных, которые пахнут солнцем и любовью.

— Букет, где каждый цветок — это важная часть чего-то дорогого, личного, часть моей души, — объясняет он. — Например, василек — настоящее воплощение белорусской земли. Для меня василек — это символ нашей истории и памяти о ней. Символ испытаний, которые выдержал наш народ. Выдержал и не сломался. История с самого детства увлекала меня. Мне нравилось слушать наши прекрасные белорусские песни, которые пели на моем родном Полесье.

Я изучал белорусские обряды, пословицы, любил, когда мать в детстве читала мне народные сказки и легенды. Ведь у них столько мудрости, опыта, накопленного не одним поколением предков.

Став руководителем дошкольного учреждения, я большое внимание уделяю формированию самосознания наших маленьких белорусов. Человек, который не знает своей истории, не имеет будущего. Поэтому важными задачами своего коллектива считаю формирование у детей интереса к своей истории. Большое внимание мы уделяем таким праздникам, как День белорусской письменности, Купалье, Коляды, праздник урожая.

В нашем детском саду даже есть собственный мини-музей «Крестьянская избушка», который помогает нашим воспитанникам изучать быт и традиции белорусского народа. И я считаю это очень важным.

В моем букете нашлось место тюльпанам — символу 9 Мая (ведь именно этот цветок мы дарим ветеранам, несем к обелискам), ландышам, ромашкам, пионам, розам и подснежникам. За каждым цветком стоят определенные смыслы. Подснежники очень похожи на наших детей — они открытые, искренние, трогательные. Для них мы живем и работаем. Детей надо прежде всего любить. И это главное правило коллектива нашего учреждения, высочайшая наша ценность. Ребенок — это личность, которую нужно уважать, неповторимая индивидуальность, которую нужно развивать.

Возвращаясь к вашему вопросу, что интереснее — работа с детьми или управленческие задачи, — скажу так: мне очень важно не терять непосредственного контакта с малышами, разговаривать с ними, слушать их, участвовать в мероприятиях и утренниках. Дети очень искренние и открытые. Они тебе доверяют, и ты не имеешь права не оправдать их доверия.

В общем, умение выслушать, неважно, кто это — коллега, пришедший за советом, или ребенок, который доверяет тебе какую-то свою тайну, — очень важное качество руководителя. Как и умение мотивировать окружающих, ответственность, аналитические способности, коммуникабельность.

В своей деятельности я очень ценю доверие между мной и коллективом, стараюсь не только терпеливо выслушать собеседника, но и найти правильное решение проблемы, с которой он пришел ко мне.

Мой каждый день расписан: прихожу в садик, одеваю халат, иду на кухню. Там я контролирую организацию питания наших воспитанников. Потом иду по группам, слежу за образовательным процессом, смотрю, сколько детей пришло, интересуюсь их состоянием здоровья. Этот ритуал очень важен. У детей я обычно спрашиваю, как прошли выходные, а воспитатели рассказывают, что планируют проходить сегодня на занятиях.

На своем месте

В эти дни в садике проходят новогодние праздники. «Дети верят в чудеса, в Деда Мороза, пишут ему письма», — говорит наш собеседник.

Интересуемся, а взрослый Андрей Александрович верит в чудеса? И есть ли в его семье какие-то новогодние традиции?

— Конечно, верю. И желание под бой курантов загадываю. В нашей семье было принято собираться на Рождество у бабушки. В священный вечер накануне праздника стол застилался сеном. Сверху клали скатерть. Еда была постная. Бабушка варила очень вкусный кисель. А мы с сестрами с 6 на 7 января шли колядовать, пели рождественские песни, а потом хвастались угощениями, которые насобирали. Я вообще все детство посещал воскресную школу при православном храме. Если батюшка нам что-то поручал, мы никогда не могли ему отказать. И если кому-то была нужна наша помощь, обязательно шли и помогали. Считаю этот аспект духовного воспитания очень важным. Мы разбирали библейские истории, искали мораль тех или иных поступков... На Пасху мы с моей младшей сестрой обязательно собираемся у родителей. Это тоже наша семейная традиция...

«Представьте, что у вас появилась возможность вернуться в то время, когда вы делали свой профессиональный выбор. Что вы могли бы себе сказать? Может, есть ребята, которые не решаются разрушить стереотип о женской профессии, а ваш пример станет для них серьезным аргументом...»

— За десять лет своего профессионального пути я ни разу не пожалел о своем выборе. Мир педагогики — очень интересный, ответственный и многогранный. Ну кто сделает наших детей счастливыми, если не мы? Это же так важно — участвовать в их взрослении и развитии. Именно это желание и привело меня в педагогику, — уверенно ответил наш собеседник. — Я благодарен году, который принес мне победу в профессиональном конкурсе, благодарен ему за то, что познакомился с множеством выдающихся людей и настоящих профессионалов, ведь за моей победой стояла мощная команда — коллектив садика, педагоги Октябрьского района столицы, Минского городского института развития образования. Конкурс дал ценный опыт, умение держаться на публике. И, главное, уверенность в том, что я — на своем месте. Если ребенок утром с охотой идет в детский садик — в этом заслуга всего нашего коллектива...

Надежда НИКОЛАЕВА 

Фото Елизаветы ГОЛОД


Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

Выбор редакции

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.