Вы здесь

Можно ли считать себя верующим, не посещая храм?


Можно ли считать себя верующим, не посещая храм? Об этом мы спросили настоятеля прихода храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Минске, священника Александра (Пальчевского).


«Бог у меня в душе»

— Зачем человеку ходить в церковь, если он считает, что «Бог у него в душе»?

— С христианской точки зрения, смысл жизни христианина — в обожении. Есть такой термин в богословии, он означает приобщение человеческой природы к Богу. Сын Божий стал человеком, чтобы человек мог стать сыном Божьим, присоединившись к Божественной благодати. В этом смысл жизни человека с христианской точки зрения. Но без Бога это сделать невозможно. Когда человек говорит: «Я верю в душе и сам решаю, каким образом мне выстраивать отношения с Богом и кто такой Бог», здесь очень легко впасть в иллюзию, в заблуждение.

Сегодня нередко люди говорят, что верят в Бога, но при этом по каким-то причинам оторваны от церковной жизни: не посещают храм, никогда не открывают Евангелие, не знакомы с учением Церкви. Между тем понимание Бога, веры, духовности и принципов духовной жизни не было создано людьми. В богословии есть понятие «Божественное откровение» — это то, что Бог открыл людям о себе. Часть этого откровения содержится в Священном Писании. Это первый и главный источник знаний о вере. Не имея этого источника, человек не может составить правильного представления о христианстве.

— Здесь вспоминается притча о фарисее и мытаре, которую вы рассказывали читателям в нашей рубрике. Один почитал внешнюю сторону богослужения, другой же действительно верил, но в храме бывал нечасто. Суть притчи в том, что прав был второй...

— В православии, как и в любой религии, могут иметь место крайности. С одной стороны, неправильно, когда вера сводится только к обрядам, только к внешнему. Это ошибка. Обряды — лишь внешнее выражение внутреннего содержания веры. И если в них для человека нет содержания, они теряют смысл. Именно поэтому в церкви всегда проводятся беседы с прихожанами перед таинствами венчания, крещения и т.д. Но неправильно впадать и в другую крайность — полный отказ от обрядов под девизом «Бог у меня в душе и мне не нужны посредники для общения с ним». В моей практике был пример, когда семья пригласила меня для освящения их новой квартиры. В разговоре выяснилось, что в церковь эта семья не ходит. «Предпочитаю обращения к Богу напрямую», — сказал хозяин дома. Но зачем же тогда он пригласил священника для освящения своего жилища? Не проще было набрать воды из-под крана и обратиться к Господу «напрямую»: «Освяти мой дом». Не проще ли было крестить своих детей дома, без участия священника, самостоятельно?.. Согласитесь, это гораздо удобнее: идти никуда не надо... В такой логике есть какое-то противоречие. Обряды и Таинства Церкви — это самый простой, прямой и непосредственный путь человека к Богу, который показал человеку сам Бог. Указание на совершение таинств можно найти в Священном Писании. Не церковь как организация, как сообщество людей придумало обряды — они имеют божественное установление. Например, таинство причастия восходит к Тайной вечере, которую провел Господь незадолго до своей смерти на кресте. Евангелисты записали его слова: «Это творите в мое воспоминание» (Евангелие от Луки, 22: 19). Таинства и обряды были даны ученикам Христа, и в дальнейшем их стали совершать епископы и священники как преемники апостолов. И если мы хотим присоединиться к Богу, нужно идти в храм и использовать те средства для общения с ним, которые были даны людям Им самим. Когда человек говорит: «Я верю в Бога, но для меня нет необходимости идти в храм», здесь возникает противоречие. Если я верю в Бога, значит, я верю Богу и тому, к чему Он призывает. Если я христианин, почему я не иду за Христом, не прислушиваюсь к нему, не обращаю внимание на то, о чем он говорит?

Но разве человек не может обращаться к Богу в любое время и в любом месте​?

— Действительно, взывать к Богу человек может в любое время в любом месте с молитвой, Господь примет ее. Но храм — место особого присутствия Божьего. Это дом Божий. Согласитесь, находясь в кинотеатре, на улице, в магазине, дома, мы испытываем одни чувства, и совсем другие — в храме. Можно говорить об особом психологическом состоянии, возникающем в церкви. Но дело не только в этом. В каждом храме в алтаре есть Святые Дары (Тело и Кровь Христа), в храме находятся иконы и святыни, здесь проходят таинства и богослужения, и именно здесь человек может ощутить особые проявления Божьей благодати. Когда мы познакомимся с жизнью христиан с первых веков христианства и до наших дней, то узнаем, что всегда центром христианской жизни было богослужение, общая, совместная молитва. Господь говорит: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там я среди них» (Евангелие от Матфея, 18: 20).

Храм — не «бюро услуг»

Можно ли сказать, что после 70 лет атеизма в обществе во многом утрачена традиция посещения храма?

— К сожалению, это так. Очень часто современные люди воспринимают церковь как «бюро услуг». У меня есть запрос, я прихожу в храм и озвучиваю его. Простой пример: человек подает записку с именем близкого, чтобы за него помолились. Оставил записку и пошел: пусть молится священник. Но правильным будет считать эту записку с именем близкого просьбой к священнику и другим верующим присоединиться к нашей искренней молитве о дорогом нам человеке, к нашей духовной работе. Просьбой поработать вместе с нами, а не вместо нас.

Часто люди сетуют, что Бог не выполняет их просьб, — например, об исцелении. Но если мы обратимся к Евангелию, то увидим: если к Иисусу приходили люди с просьбой получить исцеление от болезней, Господь всегда заботился не просто избавить от физической болезни, но и изменить духовное состояние человека. Ты выздоровел, а жизнь твоя осталась прежней, ты совершаешь те же грехи — и, к сожалению, очень скоро снова потеряешь здоровье и вернешься к исходному состоянию. Совершая исцеление, Господь часто задавал вопрос: веришь ли ты? Без веры и духовной работы просящего исцеления чуда может не произойти. Человек, с которым произошло чудо, — например, исцеление от тяжелой болезни, — тоже участник этого чуда, его «соавтор». Господь говорит: «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение Иоанна, 3: 20). Движение Бога к человеку никогда не прекращается, но от человека требуется ответный шаг. А когда человек говорит: «Бог у меня в душе», возникает вопрос: Что ты сделал, чтобы Он был у тебя в душе?

— А что надо сдлеать для этого?

— Прежде всего — жить по заповедям, важнейшие из которых — любовь к Богу (включающая в себя и посещение его дома) и любовь к ближним. Это сложно, но без них обрести Бога в душе невозможно.

Большинство современных православных христиан посещают церковь только на большие праздники — на Пасху, Рождество, Крещение. Внешняя форма христианства гораздо более привлекательна для непривычного к работе над собой современного человека, чем содержание. Внешняя форма проста и не требует усилий. Работать над собой, меняться — очень сложно. Намного легче даже попоститься, воздержаться от какой-то еды, чем бороться с завистью, осуждением, раздражением, обидами. Но для Церкви первостепенной является духовная работа. Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его и это все приложится вам» (Евангелие от Матфея, 6:33). Не новую квартиру, не хорошего мужа, не чтобы сын устроился на высокооплачиваемую работу. Прежде всего следует искать единения с Богом через самосовершенствование, и тогда все приложится. А у нас часто получается наоборот: минуя духовную работу, пытаемся выпросить у Бога материальные блага. На этой почве случаются разочарования: человек ищет не духовного, а материального и потом восклицает: «Ну и где же ваш Бог?!». Церковь говорит немного о другом.

«Невозможно быть христианином по выходным»

— Как современному человеку найти в своей душе веру?

— Для этого необходимо делать конкретные шаги. Этого можно достичь через участие в богослужении — не просто поставить свечу и убежать, а прийти на службу, внимательно послушать произносимые слова, попытаться найти в них смысл и содержание. Познакомиться с Библией, учением Церкви. И начать воплощать в жизнь заповеди Божьи. Так постепенно человек открывает для себя Бога.

— Как воспитать детей в христианской вере?

— Только личным примером. Наблюдал такую историю: родители время от времени отправляют своих детей в храм, а сами остаются дома. Они пытаются воспитать детей христианами, но сами пример не подают. Детей не надо заставлять. Душа человека по природе христианка, ведь в каждом человеке от рождения есть голос совести, внутренний духовный закон. С детьми христианское воспитание нужно начинать с разговора об универсальных ценностях, которые есть и кроме христианства: что нужно уважать старших, любить и поддерживать своих друзей, что плохо быть стяжательным и т.д. И так, по ступенькам, мы приходим к более высоким христианским понятиям.

— Как часто ходить в храм?

— Ответ на этот вопрос мы найдем, когда задумаемся о том, насколько важен для нас Господь, какое место Он занимает в нашей жизни. Его заповеди мы должны соблюдать не только в праздники, но и каждый день. Христианство — это то, с чем христианин просыпается утром, проводит весь день и ложится спать. Невозможно быть христианином по выходным. Иначе возникает раскол сознания, своего рода «шизофрения», которую мы видим в современном обществе, когда верующий человек может ничем не отличаться от неверующего. Вера — это то, как человек видит себя, Бога и окружающих людей каждый день и каждый час.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Название в газете: Храм - гэта дом Божы

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.