Вы тут

Бабушки, парашюты, ирония. Премьера «Апошняга атракцыёна» в Купаловском


Купаловский театр отметился премьерой: 27 декабря зрителям представили трагикомедию «Апошні атракцыён» по пьесе американского драматурга Дэвида Линдси-Эбера. Действие разворачивается в пансионате, а точнее, в одной из его комнат. К Аби, язвительной и немного антисоциальной женщины почетного возраста, роль которой исполнила Тамара Миронова, подселяют соседку Мерилин. Персонаж Ольги Нефедовой любит поп-музыку, скандинавскую ходьбу и своих внуков. Конфликт неизбежен: как двум противоположным людям ужиться на маленькой территории?


Главной краской постановки стала ирония, а для достижения комического эффекта создатели соединили контрасты, об этом рассказал композитор Леонид Ширин:

Композитор Леонид Ширин.

— В «Апошнім атракцыёне» сочетаются элементы трагедии и самоиронии, которая помогает в наше время выжить. Через музыкальное сопровождение мы решили изобразить поединок главных героинь в двух раундах: завязка постепенно разворачивается, создает напряжение, подчеркивающее конфликт.

Правильно расставленные драматургические акценты – одна из особенностей спектакля. Вот в пансионат приезжает сын Аби, которого она не видела целых пять лет. Радость! Но причина такого большого перерыва печальна: сын долгое время боролся с наркотической зависимостью. Но, кажется, вышел победителем. Режиссер-постановщик Андрей Заводюк играет с эмоциями зрителей: вот зал смеется из-за розыгрыша Мерилин, а через минуту замолкает, так как всплывает новый трагический факт из биографии главных героинь. А их, как в жизни каждого человека, достаточно: смерть близких, проблемы со здоровьем, одиночество.

Идентифицировать себя с Мерилин и Аби достаточно просто в том числе и потому, что они существуют в настоящем. Аби, например, боится потерять свой планшет, так как в нем хранятся все ее книги. А Мэрилин носит майку с Бритни Спирс и иногда посещает ресторан средиземноморской кухни. Выбирать одну из сторон не хочется: ты одинаково сопереживаешь как угрюмой Аби, так и активной Мерилин, ведь знаешь, что каждая из них ведет внутреннюю борьбу.

Магистральная тема постановки: действительно ли непохожие друг на друга люди никогда не найдут общий язык? Мэрилин и Аби доказывают, что это не так. Пройдя этап соперничества, они делают вывод, что дополняют друг друга. Так Мэрилин учится углубляться в суть дел, а Аби начинает доверять людям, замечает в них не только отрицательные черты.

Спектакль действительно напоминает аттракцион, определенные американские горки, где зрителя прокатывают от фарсовых до трагических эпизодов. Так Аби в сюрреалистическом полусне, когда прыгнула с парашютом, разговаривает с вороном. А Мерилин, если желает напугать соседку, инсценирует свою смерть. И только зритель расслабляется, понимая, что все это шутка, музыкальная тема меняется. И кто-то сзади полушепотом спрашивает: «Она что, действительно умерла?»

Сценография, а в частности использованные создателями цвета и детали отражают настроение как самих героев, так и атмосферу, царящую в комнате. Первое, что видит зритель — китчевые гипсовые ангелы, висящие над кроватями. И только при более детальном рассмотрении можно заметить, что ангел Аби плачет, а у Мерилин смеется и посылает поцелуи. В общем, художники очень пристально работают с деталями Вселенной героинь. Да, Аби каждый день поливает цветок в горшке, но растение будто с каждым днем сохнет все сильнее. А на стороне Мерилин к стене приклеен детский рисунок: ее маленький внук увлекается машинами скорой помощи.

Первое впечатление от «Апошняга атракцыёна» как о легком комедийном спектакле сменяется рефлексией на самые разные темы. Это и социальные проблематика: наркотическая зависимость, одиночество пожилых людей и их существование в специальных учреждениях. И вопросы философского направления: принятие непохожих на тебя людей, умение существовать во вселенной, которая не всегда подчиняется твоим собственным желаниям, страх смерти.

Постановка Андрея Заводюка отличается от привычной программы Купаловского. В своем режиссерском дебюте Заводюк не побоялся представить белорусскому зрителю нестереотипный образ пожилых женщин. В некотором смысле, получился небольшой эксперимент, который, безусловно, найдет своего зрителя.

Арина КАРПОВИЧ

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Ба­я­вое ўза­е­ма­дзе­ян­не най­вы­шэй­ша­га ўзроў­ню.

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.