Ключевые вопросы, решение которых позволит Союзному государству развиваться более эффективно, обсуждены в Гродно на 48-й сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
Гродно. Возложение венков к Вечному огню в парке имени Жилибера.
Гродненская область может служить примером белорусско-российского межрегионального сотрудничества. На сегодняшний день заключены 22 соглашения с регионами Российской Федерации и более 30 договоров о дружбе и партнерстве между территориально-административными образованиями, городами и районами двух стран.
— Вместе с россиянами мы реализуем целый ряд серьезных инвестиционных проектов, главный из которых — строительство Белорусской АЭС в Островецком районе, где бок о бок трудятся российские и белорусские специалисты. Сотрудничаем и в других сферах. Недавно, например, благодаря российскому инвестору построен новый санаторий в Дятловском районе. Надеюсь, что и среди отдыхающих там будет немало россиян, — отметил председатель Гродненского облисполкома Владимир КРАВЦОВ.
Вместе с тем, подчеркивалось на сессии Парламентского собрания, немало и проблем, которые требуют пристального внимания депутатов.
Сергей НАРЫШКИН, председатель Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации:
— На заседании Высшего Государственного Совета утверждены приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на среднесрочную перспективу. Предусмотрена реализация 12 программ и разработка 18 проектов союзных программ. В бюджете Союзного государства на 2015 год на эти цели предусмотрено 3 млрд 181 млн российских рублей. При этом значительная часть приоритетов союзного строительства предполагает гармонизацию и унификацию нормативно-правовой базы. Это прямая ответственность нас, депутатов.
Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
— Парламентское собрание обеспокоено тем, что не все выполняется так, как задумывалось. В решении некоторых вопросов нарушаются сроки, наблюдается инертность в исполнении отдельных пунктов принятой программы, бюрократические проволочки. Поэтому решено усилить контроль со стороны парламентариев за выполнением этой программы. Причем депутатам надо не только контролировать, но и самим активно участвовать в ее реализации. Мы также договорились контролировать разработку законопроектов, которые поступают в национальные парламенты, на предмет соответствия договору о создании Союзного государства.
Григорий РАПОТА, государственный секретарь Союзного государства:
— Учитывая негативные тенденции, был разработан межправительственный план мероприятий по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества, который утвержден 3 марта нынешнего года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. Ключевой момент этого плана — формирование условий, позволяющих придать статус отечественных производителей белорусским и российским хозяйствующим субъектам в области взаимного доступа товаров, работ и услуг на рынки двух стран. Надеемся, что это позволит снять ограничения для широкого спектра товаров и тем самым восстановить динамику роста взаимного товарооборота. Особо отмечу, что реализация указанных задач невозможна без внесения соответствующих изменений в нормативные акты Беларуси и России. Сейчас над этим работаем.
Кроме того, разрабатывается проект плана мероприятий по формированию и реализации единой структурной промышленной политики Союзного государства. Формируется объединенная транспортная система. Например, наметились подвижки в решении вопроса по переходу от квотирования к безразрешительному принципу на все виды автомобильных перевозок, включая перевозки грузов в третьи и из третьих стран, а также каботажные. Министерства транспорта России и Беларуси сейчас разрабатывают проект соглашения об отмене разрешительной системы на малотоннажные перевозки — до 6 тонн.
Прорабатывается и вопрос введения единой визы Союзного государства — по типу шенгенской. По мнению Григория Рапоты, это позволило бы не только заложить прочные основы единого интеграционного пространства, но и стимулировать экономические отношения Союзного государства с третьими странами.
Важнейший приоритет Союзного государства — развитие агропромышленного комплекса. Сегодня есть положительная динамика сельскохозяйственного производства и в Беларуси, и в России, но...
— Судя по статистике, наблюдается странный парадокс. При росте производства в сфере АПК в двух странах товарооборот между ними сокращается. Что за этим стоит? Введение ограничений на импорт продовольственных товаров белорусских и российских производителей на внутренний рынок Союзного государства? Колебание курсов национальных валют? Или иные причины? С этим мы сейчас разбираемся. Более того, это необходимо учитывать при разработке ежегодных прогнозных балансов спроса и предложения Союзного государства по важнейшим видам продукции сельского хозяйства, — говорит Григорий Рапота.
В тему
Многие аналитики признают, что российско-белорусское сотрудничество, в том числе и на парламентском уровне, является катализатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Актуально ли создание парламентской составляющей в рамках Евразийского экономического союза? Вот мнения депутатов Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
Владислав ЩЕПОВ, Беларусь:
— Изначально при формировании ЕАЭС определялось, что прежде всего это экономический союз. Но, с другой стороны, понятно, что экономика связана и с решением важных политических вопросов, согласованными действиями в области законодательства. Договор о Евразийском экономическом союзе требует формирования новых законодательных актов, ратификации международных соглашений в его развитие. Пока рано говорить, в каком направлении будет развиваться эта политическая составляющая ЕАЭС, но предложения по данному вопросу уже были.
Александр КОРОВНИКОВ, Россия:
— Реальная почва для создания парламентской составляющей Евразийского экономического союза, безусловно, есть. В первую очередь, нужна добрая воля руководителей государств. И, конечно, в рамках ЕАЭС будет полезен парламентский опыт российско-белорусского взаимодействия, когда формируются законодательная база, соответствующие программы и способы их финансирования.
Борис ПРОКОПЧИК
Фото Ярослава ВАНЮКЕВИЧА
«Эффект шофера» считается одной из распространенных ментальных ловушек.
Еще недавно поле подсолнуха казалось нам странным явлением.
Безопасность реальная, виртуальная, в грозу и на расстоянии.
С началом учебного года регистрируется и рост заболеваемости респираторными инфекциями.